Мистика на презентации

Владимир Морж
1.
Эллионора сказала:
– А теперь – сюрприз! По просьбе Жени Костюковой...
Эти слова меня заинтриговали: минут 15 назад я читал новую пародию (рождённую сегодня утром) на стихи Костюковой, и вдруг звучит её имя вновь... Неужели она здесь?
Но Эллионора продолжала что-то своё и произнесла ещё имя, которое я совсем недавно где-то слышал. И интерес к её сообщению я потерял. Сейчас выступит гость презентации и всё тут.

Эллионора Леончик продолжала что-то говорить и при этом смотрела в мою сторону. Как оказалось – вовсе не на меня. Мужик в чёрной рубашке, сидящий рядом со мной, встал и пошел к микрофону.

Он назвался.

А у меня отвисла челюсть.

2.
Есть люди настолько ушедшие себя, что выдумывают мир вокруг себя и в нём живут. Они ходят по улицам, которых нет, любят зверей, которых нет, любят и ненавидят людей, которых нет.
Не физически «нет». Тут, кажется, всё в порядке: эти звери, переулки и люди существуют. Но Ушедших-в-себя меньше всего интересует реальность. Главное – их собственное представление об этих зверях, переулках и людях.

Сам по себе интернет способствует появлению Ушедших-в-себя. Общаешься с человеком, который иногда за тысячи километров. Не знаешь о нём ничего, только обрывки, которые этот человек о себе сообщил. Тут может быть и сознательное искажение сведений о себе, и невольное. Главное – человека просто додумываешь. В результате всегда оказывается, что реальный человек совсем иной.

В литературной среде сначала автор придумывает «своего автора» (и не факт, что прототип – пусть и искажённое до неузнаваемости Я), а потом уже от его имени придумывает своих героев. Псевдоним – это не попытка спрятаться, а попытка стать не собой и наблюдать как бы со стороны.
Пример? Пожалуйста!
Фима Жиганец. Под этим псевдонимом Александр Сидоров создал массу публицистических и литературных произведений на тюремную тему. Когда ему это не требуется, псевдоним отбрасывается.
Я нашёл себе псевдоним, который символизирует непробиваемость и неповоротливость.

Ушедшие-в-себя поэты обычно ждут хороших вестей. Им неважно, как относятся читатели к их произведениям на самом деле. Им важно, чтоб отклик на их произведение был положительным. Даже если это будет смайл.

Читатели, которые пачкают междустрочья стихов смайлами, становят лучшими друзьями Ушедших-в-себя. Происходит чуть ли не братание и обмен самыми сакральными фактами прямо у всех на виду.

Отрицательное мнение Ушедшими-в-себя не переносятся ни на дух, ни на взгляд. Обычно поэт даже не читает того, что написал «враг». Даже если «враг» обращается вполне официально,  Ушедший-в-себя предпочтёт, чтоб те же слова сказал какое-то другое официальное лицо, после чего рассыплется в благодарностях за понимание. Назло «врагу».

Хуже всего, если вдруг «лучший друг» напишет о том, что ему в очередном стихотворении что-то не понравилось. Например, какое-то слово. Эта откровенность прочно застревает в мозгах Ушедшего- в-себя, и постепенно этот человек выдавливается из ближайшего псевдо-благожелательного окружения.

3.
Сегодня ночью, принимая от судей конкурса, проходящего на сайте Стихи.ру, результаты их выбора, решил всё-таки прочесть этот фрагмент диптиха, выдаваемый автором за сонет.

Конкурсы на поэтическом сайте – особое действо.

Обычно кто-то собирает вокруг себя единомышленников, составляющих инициативную группу. Группа несомненно разнородна, В ней даже может поменяться лидер. Который может вернуться назад. Группа может смениться полностью, а потом в неё могут вернуться бывшие члены.

О причинах я говорил выше: вдруг оказывается, что придуманный и всех удовлетворяющий образ члена группы оказывается иным. И его выталкивают из группы.

Конкурс, о котором я упомянул, организовывала страница «Творческая мастерская «Ежи» (которая когда-то отпочковалась от страницы «Еже писах писах»), где я технический редактор.

На конкурс надо было принести сонеты. Правила, придуманные редакторами, определяли сонет своеобразно, но это в принципе неважно.

В конкурсе сонетов почему-то важнейшим правилом оказалось правило четырнадцати строк. Не принимались венки сонетов, а так же подборки сонетов (например, диптихи). На это правило напоролась поэтесса Евгения Костюкова, о чём я и предупредил. Ей пришлось выставить на конкурс одну часть диптиха. Мне вообще непонятно, как она согласилась на такую вивисекцию. Наверное, назло мне :)

Кроме четырнадцати строк в этом стихотворении не было ничего сонетного.

4.
Моё знакомство с Евгенией Костюковой началось в сентябре 2010, когда я написал первую пародию на её стихи. И разместил её в рецензиях на её произведение. Эта пародия не понравилась Евгении и она её удалила. Подозреваю, как и все подобные до этого и после этого.

В таких случаях я размещаю пародии на своей странице.

Реакция Евгении была несоразмерной содеянному мною преступлению: она пожаловалась. Очевидно, связи её с модераторами были безграничными: пародию удалили сначала просто под предлогом «оскорбительных высказываний», которых, разумеется, в пародии на стихотворение не было и быть не могло, а потом – уточнили, что, мол, моя пародия ничто иное, как «инвективное послание человечеству, имеющее явную цель оскорбить автора, извратить смысл его слов, унизить и выставить на посмешище не ТЕКСТ, а личность автора». И вообще, по мнению модераторов написанные мною стихи не являлись пародией. Хорошо ещё не сказали, что это не стихи.

Евгения оказалась ярким образчиком Ушедшего-в-себя поэта. Она с тех пор начала придумывать себе врага-Моржа. И преуспела. Если ранее она видела только в пародиях личное оскорбление, то постепенно это чувство перенеслось на любые мои реплики и даже на сам псевдоним.

Текст пародии (после удаления со страниц стихиры) мной размещался на куче других сайтов (о чём я обязательно извещал Евгению) и в конце-концов благополучно вернулся на Стихи.ру. Это было естественно: скрывать этот текст от читателей как-то было уже незачем..

С тех пор муза-Евгения вдохновила меня на ещё несколько пародий. В конце концов эта игра мне надоела и я специально никогда не лез на её страницу. Но читать её конкурсные творения приходится. Исключительно по нужде.

Так произошло и на этот раз. Мне пришлось пришлось читать произведение Евгении дважды: до ополовинивания и после. Как только произведение из 28-строчного превратилось в 14-строчное, я стёр все замечания и забыл о прочитанном.

5.
Сомнения в собственной правоте у меня всегда написаны на лице.

В текстах полемики это не так заметно. Потому что это нарушит образ Моржа – слона в посудной лавке.

Если я пишу пародию, то стараюсь просмотреть все отзывы читателей: а вдруг там будет ответ на моё недоумение. Не всегда же читатель может сообразить, что там зашифровал автор.

Удивительно, что в ночь на сегодня я отчего-то полез читать произведение Костюковой в третий раз.

В произведении Евгении меня заинтересовали строки:

«так заливается петух,
что слышно сквозь гранит.»

Не подумайте, что это про нечисть или вампиров. Это про неизбежность смерти.

Расшифровки этих строк в рецензиях не было. Были только восторги.

И родилась пародия.

Но между прочим я наткнулся на имя «Лев Красоткин». И Лев Красоткин – ростовчанин!

Я нашёл несколько страниц Льва в интернете. Увидел его фотографию – молодой парень раскрыл руки рядом с раскрывшим крылья гипсовым орлом. Эх, молодость! Почитал его стихи.

...Вот ОНА... Стоит туман в низине.
Шелестят деревья монологи.
Листья пламенеют как червонцы.
Желуди стучатся градом оземь.
Отражают паутинки солнце.
Хорошо, что выбрал бабью осень!
Нанырялся в призрачные волны,
Набродился, ноги измочалив,
И домой вернулся с сердцем, полным
Радости... Нет-нет, скорей печали...
(Поездка в детство. http://stihi.ru/2009/09/29/3340)
Это стихотворение разбито оригинальными прозаическими вкраплениями, которые я нагло убрал.

Вот ещё:

Он плотинил потоки моей реки.
Он накладывал крест на житьё моё.
Он моим пожеланиям вопреки
Лишь тебе улыбался во всё зубьё.
(Местоимения. http://stihi.ru/2012/01/25/2756)

Такие крепкие, мужские стихи.

Интересно. Оставил пару рецензий. Поинтересовался, в какое Ростовское ЛИТО он вхож. А так же спросил, где и когда его можно послушать.

Тот воскресный день был насыщенным, поэтому я быстренько слинял с сайта, надеясь увидеть ответ вечером или завтра.

Но Бог всё уже устроил.

6.
Сегодня было два интересных мероприятия.

В «Ложке» – литературном кафе на Станиславского – читала свои стихи Надя Делаланд, приехавшая домой в гости из Москвы. Туда я не попал. После завершения чтений вся публика пешком (километров пять) из «Ложки» повалила в Донскую публичную библиотеку, где должна быть очередная презентация сборника Литературной Ростовской Ассоциации (ЛИРА) «Шиповник №4».

Почему презентация «очередная»?

Потому что первая была типа междусобойчика в той же «Ложке» пару недель назад. Эта встреча была камерной. Собрались все авторы «Шиповника». Были приглашены музыканты, поэты. Было весело и интересно. Потом Эллионора Леончик (руководитель ЛИРы) сетовала, что это был вечер Инны Амировой – одного из авторов сборника.

«Об жала заточенных перьев
хоть больно – не страшно колоться.
Пиши!..»

И действительно, такого выступления Амировой я не видел до этого никогда. Она замечательно играла на гитаре, вдохновенно пела, изумительно исполняла свои стихи. Она своё «сердце порвала на эпистолы», не меньше. Только что не сплясала. А что? Смогла бы! Было бы место!

А официозная презентация, предназначенная для всех, и состоится сегодня. Эллионора долго её готовила, но что-то никак не склеивалось. В конце концов, из десяти авторов смогли прийти только пятеро У кого-то болели зубы, кто-то уехал, кого-то не нашли...

Меня Эллионора предупредила на бегу о презентации только накануне, когда стало ясно с помещением, не оговаривая подробностей.

7.
Как обычно было пекло.
Как обычно, пришлось выехать позже. На пути горели только красные светофоры. Маршрутку смог обогнать даже троллейбус, не говоря об автобусах. Я опоздал.

Меня спасло только то, что начало отодвинули: публика всё ещё шла пешком из «Ложки».

У входа в библиотеку рулила потоками Ольга Крекотнева.

«Надев лицо обветренного мима».

Отчаянно прозвенев на рамке при входе (на что ни один из привратников не обратил никакого внимания), миновав зимний сад с кактусами, китайскими розами, ручейками и фонтанами, я вошёл в вставочный зал, где уже толпился народ.

А там... Были выставки картин и скульптуры. Авторов выставки не запомнил. В чём всё время каюсь. Бесполезно. Безрезультатно. Побродил. Встретил знакомых. Обменялись. Восхитились.

Дядя Вадя (Вадим Исачкин) притащил охапку старых портретов. «Где портрет Эллионоры?» В конце презентации Леончик посетовала на мистику того самого давнего портрета, который вызывал настоящих привидений безо всяких медиумов.

Потом в зал не ворвалась (как обычно), а бочком вошла Леончик. Уставшая.

«Девочка Эля проводит экскурсию –
в шоке мужчинки, в ауте дамочки...»

Стали усаживаться.

Разумеется, то место, что я обозначил своей папкой («здесь сидит мужчинка»), было занято «дамочками» – Вольховской и Крекотневой, моя папка отодвинута куда подальше. И мне пришлось притулиться рядом с мужиком в чёрной рубахе, которого я не знал. Я видел, что он, как и я, тоже бродил по залу, и всем своим видом демонстрировал уверенность в чём-то. Думаю, что он страшно волновался.

Более того, мужик оказался в такой же ситуации, как и я: его вытолкали дамы с места, которое он попытался занять.

А потом началась презентация.

Эллионора рассказывала что-то в отключённый микрофон. Хотя её и так было слышно. Денис Зубов, выступая, даже обцеловал этот микрофон, правда без взаимности. Катя Вольховская читала уже без микрофона о своих призраках:

«Злючка-колючка, ночное чучело,
на чердаке скрипящее...»

Отсутствующих авторов представляли присутствующие. Мне выпало читать стихи Игоря Шукаева, которые так и не удалось прочесть:

«Единственный способ навсегда остаться –
уйти навсегда.»

Всё шло как и шло.

В свою очередь почёл и только что придуманную пародию на стихи Костюковой.

«петух пропел, вот, сумасброд! –
и садовод – на огород,
давить жуков в полоску.»

Мужик в чёрной рубашке хмыкнул.

Но в общем реакция была сдержанная. И слава Богу. Я видел в руках многих пришедших сборник, в целом все были уже знакомы с содержимым, как в принципе и должно было быть.

8.
И тут Эллионора вытащила на свет Божий свой сюрприз:
– По просьбе Жени Костюковой... Лев Красоткин!
Тут мужик в чёрной рубашке встаёт и идёт на лобное место.

Представляется. Чихать он хотел на микрофон. Я вспоминаю утреннюю свою «находку» на сайте, вспоминаю свою реплику: «Интересно бы Вас послушать»...

И у меня отвисает челюсть.

Параллельно думаю, если он – знакомый Евгении, придётся бить друг другу морду.

Когда Лев, одаренный Эллионорой томиком «Шиповника», приглашённый в ЛИРУ, приглашённый на конкурс «Лирафест», после выступления оказывается на своём месте, мы озвучили эту мистику:
– именно накануне я обращаюсь к творчеству Евгении;
– именно утром нахожу Льва и сетую, что не слышал его раньше, и знакомлюсь с его творчеством, как бы подготавливаясь к встрече;
– именно Льва предназначила Леончик в сюрприз;
– я не увидел сообщения Льва о приглашении. Сюрприз был полным!
– мы даже сидели рядом!

Случайность? Закономерность?

Посмотрим...

9.
Морду бить не пришлось: он знает Евгению только по интернету. О нашей непреходящей «любви» он пока не знает... Всё, теперь узнал...

Ростов – удивительный город.

Кого бы ты не встретил – он обязательно окажется родственником, знакомым или кем-то ещё твоих родственников, знакомых или кого-то ещё.

Зато иногда можно знать человека несколько лет, но ни разу его не встретить.

«как хорошо, мой арлекин,
что ты – не человек.»

Слова, конечно, Евгении из того самого сонета...

Август-сентябрь 2012