Жанат Ерманов. Мы не идем на поводу у публики

Рена Жуманова
     Ангельски-белоснежные костюмы. Великолепная техника владения звуком. Дыхание и колорит европейских дворцовых концертов роскошного восемнадцатого века.  В этот вечер зал музыкального колледжа имени Биржана объединил аудиторию редкостным ныне чувством соприкосновения  с настоящим высоким искусством.  Ценителей академической музыки порадовали гости из Алматы - квинтет деревянных духовых инструментов Казахской государственной филармонии имени Жамбыла.
      Ансамбль, организованный в 1997 году лауреатом международных конкурсов, доцентом Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, кларнетистом Жанатом Ермановым, уже хорошо известен и в республике, и за ее пределами. Это музыкальный коллектив международного уровня, в составе которого – сильнейшие духовики Казахстана: Балжан Уразбаева (флейта), Малика Михлина (гобой), Манарбек Сабитов (валторна), Алмаз Аширбеков (фагот). Квинтет - первый камерный ансамбль Азиатского континента, который в 2005 году был приглашен во Францию на международный конкурс имени Анри Томази.  Наш коллектив завоевал звание дипломанта среди ансамблей из таких крупнейших культурных центров как Будапешт, Берлин, Париж, Лион, Монако. Концерт в Кокшетау состоялся в рамках плановых выступлений по Казахстану, однако гастрольная география квинтета включает и поездки в Россию, Австрию, Францию.
      Полуторачасовая программа концерта была выдержана в строгих филармонических традициях и ориентирована на подготовленного слушателя. Профессионально-отточенными, непринужденными и интересными были разговорные вставки лектора-музыковеда Елены Суховей. Начав двумя  малоизвестными  четырехчастными циклами (дивертисмент Моцарта и квинтет Мендельсона), во втором  отделении музыканты немного «облегчили» программу и исполнили популярную «Кармен-сюиту» Бизе, переложение трех фортепианных прелюдий Дебюсси, несколько современных композиций. На «бис» квинтет порадовал и любителей казахстанской музыки, сыграв пьесу «Аксиса» Адиля Бестыбаева.    
        После концерта нам удалось побеседовать с руководителем квинтета Жанатом Ермановым.
-  Жанат Рахметулинович, почему обновился состав квинтета?
- Я всегда руководствуюсь принципом «кадры решают всё». Наверное, вы поняли сегодня, что это ансамбль международного класса. А состав - скользящий, иначе и быть не может, ведь каждый из музыкантов – яркая творческая единица, все способны выступать сольно.  Честно говоря, волнуюсь за наших дам: на флейте и гобое – основная нагрузка, обе исполнительницы – профессионалы экстра-класса, но при этом – цветущие замужние женщины, которые вполне могут уйти в декретный отпуск.
- У Вас великолепное европейское образование, но ведь не каждому талантливому музыканту выпадает такая удача?
- Конечно. И это не «Болашак», как некоторые думают. Но вначале было музучилище в Усть-Каменогорске, Алматинская консерватория, стажировки в Москве и Ленинграде. А уже потом - Европейская академия музыки имени Моцарта в Польше. Я сам выиграл 100 тысяч долларов, прошел по конкурсу, не взял ни копейки у государства. Штаб-квартира академии находится в Париже, в моем дипломе указано четыре десятка профессоров, пять-шесть ведущих из которых – представители прославленной французской школы. Имея такой «багаж», мне легко и в концертной деятельности, и в педагогической сфере.
- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с «духовиками»?
- Это не только ваша локальная проблема, дефицит кадров ощущается везде по республике. Наверное, это все еще отголоски трудного периода, когда закрывались музыкальные школы, и людям в целом было не до высокого искусства.
- А такой «бескомпромиссный» репертуар квинтета оправдывает себя? Не стремитесь стать «поближе к народу»?
- Девиз «идти на поводу у публики» - не для меня. Сам жанр камерной музыки – элитарный. Кто-то ведь должен подтягивать народ к высоким образцам академической музыки. Вчерашний концерт в Щучинске – лучшее доказательство моей правоты. Публика разная, дети  аплодируют между частями цикла, раздаются сигналы мобильников…  Но зато вторая половина концерта прошла как на одном дыхании. Чувствовалось, что все во власти подлинного искусства. У меня есть идея устроить цикл сольных концертов. Надеюсь, что наш первый приезд в Кокшетау станет началом более глубокого творческого общения.

«Степной маяк», 27.09.2007.