Ода кухне

Сергей Полторацкий
Всем не "эсэсэровцам" не понять величия этой маленькой части "хрущёвской" квартиры. В стандартном, 3 на 3 метра (это если повезло), пространстве умещалось немало и мебели, и вещей, и событий. В "растыканных" (иначе не скажешь) по углам и закуткам самодельных тумбочках, гордо именуемых пеналами, рассована кухонная утварь. Всё непоместившееся покоится в навесных "коробках". Большую часть пространства занимают обеденный столик и газовая плита. Особо счастливым хозяйкам особо умелые "хозяины" смогли в это пространство втиснуть и кухонный разделочный столик. Но тогда страдает холодильник – переселился в коридор. Словом, описанная картина многим из нас до боли знакома…


Но парадоксальность явления, называемого "советская кухня" заключается в том, что имея, мягко говоря, малые размеры, она обладает неограниченным объёмом. Именно в ней умещаются торжественные ужины, посвящённые знакомству с невестой сына. А спустя много лет всё в том же тесном пространстве умещались семейные драмы, от которых всему миру тесно было…


В далёком восьмидесятом прошлого века все кухни страны шепотом скорбели о безвременно ушедшем Владимире Высоцком. Не чокаясь, на советских кухнях "опрокидывались" миллионы "соточек" за упокой души убиенного Джона Леннона. Нарезавшийся в кухнях лук, вышибал слезу у всех домочадцев, но даже это не стирало с уст улыбки и одновременно недоумения от то-ли грохота скорбного салюта, то-ли грохнувшегося на весь мир гроба с телом Л. И. Брежнева о мёрзлое дно могилы. А тремя годами раньше, 5 декабря 1979 года, все советские матери сыновей-призывников украдкой вытирали слезы страха, услышав приказ Советского правительства о вводе войск в "дружественный" Афганистан. И до сегодняшнего дня ветераны той войны, именно на кухнях, под аккорды розембаумовского "Чёрного тюльпана" вновь и вновь мысленно берут перевалы, горят в БТРах, выходят из окружения и рискуя собой вытаскивают из под обстрела раненных товарищей…


Сейчас с улыбкой вспоминаются мудрёные конструкции самогонных аппаратов, тоже умещавшихся, и продуктивно "работавших" всё в тех же советских кухнях. А представить сколько "продукции" они дали стране после объявления последним эсэсэровским Генсеком "борьбы с пьянством и алкоголизмом" представить сложно. Весь Донбасс с годовой добычей угля - детская забава. Тогда это называлось "перестройкой". В каждой четвёртой кухне страны, в трёхлитровую банку тихо покапывал не банальный самогон. Это были "упокойные"слёзы вырубленной под корень виноградной лозы по всей Украине и Молдавии.
И уже тогда особо прозорливые "пророки" сидя на кухнях в растянутых на коленях трико, снимая пробу ещё теплого "первака" за обеденным столиком, тихо изрекли – "Всё – Империя пала". А догадались они об этом в ту же минуту, когда привычная кухонная радиоточка вместо "последних новостей" заиграла великого классика. И действительно – огромная, могучая, держащая в напряжении весь капиталистический мир империя ПАЛА…
А кухни выстояли. И стоять им ОТНЫНЕ И ВО ВЕКИ ВЕКОВ.