Настоящие мужчины в Войне и мире

Александр Самоваров
Что такое «настоящий мужчина»? Я не о том, какое понимание в это словосочетание  вкладывают современные дамы. С этим все понятно, сами сплошь и рядом ненастоящие женщины, но хотят настоящих мужчин. Я о том, кто считался настоящим мужчиной среди серьезных людей в разные времена?

Для Московской Руси все ясно, там каждый выполнял свой долг – воин, купец, крестьянин, священник. Если ты, к примеру, крестьянин, но земля для тебя тяжелая обуза, то не можешь быть настоящим мужчиной. Если купец, а слово не держишь, жулишь, то не настоящий мужчина. И всякого настоящего мужчину, который имел хозяйство, двор, свое дело на Руси называли «государь». Т.е. глава всему  тому, чем он обладал. Он этим обладал, но это все и защищал. Еще государь, как настоящий мужчина должен был пороть  раз в неделю свою супругу, выполнять свой  христианский долг. Думается, что на тех душечек, которые жили тогда, рука не подымалась пороть, а вот нынешних дам настоящие мужчины, тогдашние Государи,  пороли бы раза два в неделю.

Но перейдем к Толстому. В его времена уже многое поменялось, кроме хозяев, государей, появилось много всяких типажей, которых считали настоящими мужчинами. И он их выводит в своем романе, но выводит не в том свете, в каком они представали в тогдашней литературе, а в свете совершенно ином.

Вот Долохов в «Войне и мире», он храбр,  удачлив,  любимец женщин. Но для Толстого он омерзителен. Ибо подл, ибо способен поднять руку на слабого. Чтобы было ясно, то  демонический Печорин у Лермонтова, это такой вот предшественник Долохова. Печорин «роковой мужчина», но ведь зачем-то украл горскую княжну, сделал вид, что не знает милейшего Максима Максимовича, хотя были друзья. А брошенная им княжна Мэри?

 Такие ребята  были в реальной дворянской жизни, и вот демонический и романтический  Печорин превращается  у Толстого в Долохова. Долохов провоцирует на дуэль Пьера Безухова, хотя жил на его деньги, да еще и с его женой. Пьер ведь даже стрелять не умеет. На самом деле Долохов спровоцировал  убийство. Не удалось, но ведь хотел. Долохов – шулер, обыгрывает друга Николая Ростова в карты, высаживает его на огромные деньги, и все потому, что Соня отказала Долохову и любила Ростова.

Он подл, мерзок, он не настоящий мужчина, но он храбр, он шовинист, он беспощаден к врагам, он может убить пленных, мстя за смерть брата Николая Ростова Петю Ростова. И вот как полезного на войне зверя, Толстой его уважает, но не более.

Или Анатоль Курагин, демонический обольститель, красавец, добрый товарищ. Он мелок и мерзок для Толстого. А ведь в глазах тогдашнего света, да и в глазах множества  авторов, которые писали и восхищались такими персонажами, он герой! Он безумно нравится практически всем женщинам. И  религиозной княжье Марье Болконской, она даже хотела выйти за него замуж, но застала его в зимнем саду, когда он обнимал ее компаньонку-француженку.

С  Анатолем сожительствовала его собственная родная сестра красавица Элен, в него без  ума влюбилась Наташа Ростова.

Такой вот победитель, мачо, сверхчеловек. Но Толстой пишет о том, что это не Анатоль хорош, а бабы дуры. Т.е. у Толстого такая постановка вопроса, которая вообще была невозможна до него. Но если Анатоля так любят женщины, значит, в нем что-то есть? Нету в нем ничего, - уверен  Толстой, - он глуп как пробка, пустой как барабан.

Следующий тип – это  Борис Друбецкой. О, это очень созвучный нашему времени человек. Он сам себя  сделал. Не имея денег, он поднимается на вершину властной пирамиды. И опять же  у других это положительный типаж. Как там у Бальзака или Стендаля? Приезжает молодой человек в Париж, учится жить и завоевывает Париж. Завоевывает, но чем? Борис умеет льстить высокопоставленным людям. Он готов ради карьеры на все.

Да много еще таких героев у Толстого, которыми и раньше восхищался свет, и ныне они самые удачливые. Мы легко можем представить себе людей с качествами Долохова, Анатоля, Бориса, которые очень были бы успешны в наше время. Более того, они не сходят с экранов ТВ. Долохов – это все нынешние супермены, Борисы -  чиновники и политики, Анатоли тоже есть, только сегодня они позлее, он глупый, но не злой малый, он творит зло неосознанно.  Нынешние осознано.

Так кто же настоящие мужчины у Толстого? Это нравственные люди. Опять же нравственные, не в том смысле, что в Бога верят и Храм ходят. В Бога верили и Долохов, и Анатоль, и Борис. И в Храм ходили, и молились. Нет, нравственные в том смысле, что духовное в них преобладает над материальным. В силу этого, они не способны на подлость.

Безусловно, нравственные люди – это Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они и есть настоящие мужчины для Толстого. Они разные, в чем-то противоположенные. Андрей Болконский  жесткий человек, но он очень русский и нравственный. Толстой пишет, что царь его не любил, и что князь Болконский чувствовал это. Правда, когда припекло, Александр I пытается приблизить к себе  князя Андрея, зовет его к себе, хочет оставить при себе, ибо онемеченному царю очень не уютно стало, когда Наполеон вторгся в Россию, а вокруг него сплошь такие, как Борис  и Анатоль, да куча немцев в придачу.

И в реальной жизни царь стал опираться на нравственных людей, на русскую знать, на русских  высокопоставленных чиновников, русских купцов. То чего Борис добивался подлостью и подхалимажом, Андрей Болконский добился тем, что был русский националист и нравственный человек. Но князь Андрей отказал царю, не остался в его свите, попросился в армию и стал  простым командиром полка.

А несчастный Пьер Безухов  очень умен и добр, ум ему не помогает  жить, ибо его ум направлен на добро, на поиск истины.  Но ведь не только несчастия его от доброты. Ведь не случайно его отец, богатейший вельможа оставляет ему все состояние. Пьер у него любимый, признанный им незаконнорожденный сын. А ведь они и не часто встречались. Но Пьер оказался наследником.

Тут же его женят на чудовищно развратной Элен, Пьер безумно одинок, бегает от своей жены. Но опять же его доброта  спасает его. Он полюбил Наташу Ростову. Любопытно, что пока  Наташа была девушкой на выданье, пока она была невестой Болконского, Пьер ревновал ее, но еще не любил, ибо как человек нравственный не мог это сделать.

Да, Пьер нравственный человек у Толстого, любимый его герой, хотя с бытовой точки зрения, какая уж тут нравственность, Пьер пьет изрядно, его слабость – женщины, и женщины доступные из простых.

Он раздает деньги всякому, кто его просит об этом,  его спасают два друга, которые берут у него взаймы огромные суммы денег, и фактически берут его под опеку.

Пьер вроде бы доходит до дна, но тут случается беда с Наташей Ростовой, она брошена всеми, и тут Пьер уже позволяет себе любить ее, и эта любовь спасает его. Согревает его душу.

И Андрей Болконский и Пьер – русские националисты, что с точки зрения Толстого – нравственно. Оба они во время нашествия Наполеона не думают о себе, Болконский погибает, а Пьер чудом выживает. Оба они прототипы реальных декабристов. Ибо сначала роман у Толстого назывался «Декабристы», и  только потом перерос у него в «Войну и мир».

Вот такие настоящие мужчины у Льва Толстого.  И тогдашние женщины считали настоящими мужчинами таких, как Долохов, Борис и Анатоль, нынешние женщины и подавно любят только таких.

Одна Наташа Ростова смогла увидеть и полюбить сначала Болконского, после его смерти Пьера. Но ведь и в Наташе есть доброе чувство, интуитивное, на уровне эмоций, но есть. Она самка, но самка с добрым чувством.