9. Необычная покупка

Владмир Пантелеев
               Историю эту  можно считать морским рассказом, т.к. произошла она во время моего плавания на теплоходе «Михаил Калинин» в Финляндию в восьмидесятых годах прошлого века.

               Сразу же по приходу в Хельсинки я отказался от назойливых предложений гида купить за практически всю обмененную нам валюту двухкассетную переносную стерео магнитолу, продав которую в Союзе можно было бы с лихвой окупить всю туристическую поездку, и поэтому располагал почти тремя сотнями финских марок. Cоставил список родственников, друзей и сослуживцев, которых обидел бы, если не привёз заграничных подарков.

               Но выбор подарков – дело не простое. Например, моя тёща, кандидат наук, преподаватель вуза, по характеру «сухарь» от науки. Какая-нибудь «шмотка» в подарок, конечно, её обрадовала бы, хоть душу и не согрела. Но в её доме обитали два существа, внимание к которым она ценила больше чем к себе.

               Это её любимые кошка Бетти и карликовый пудель Кирюша. О них, то, я и вспомнил к концу моего плавания, когда практически все подарки были приобретены в т. ч. и для тёщи, и у меня ещё оставались кое-какие деньги. Это случилось в тот момент, когда проходил мимо одного из  зоомагазинов.

               Я оказался единственным покупателем в этом большом магазине самообслуживания. Цены «кусались». Первой я заметил маленькую жестяную баночку с изображением на крышке кошачьей головки. Потом мне попался на глаза полиэтиленовый пакетик, с упакованными в нём семью твёрдокопчёными колбасками размером как мой мизинец.

               Пакет запечатывался куском плотного картона с прорезью для пальцев в качестве ручки  и нанесённым на него типографским способом рисунком пуделя. Ура! Моя идея удалась. Правда, консервная баночка и колбаски стоили столько же, сколько модные тогда электронные часы в металлическом корпусе с браслетом.

               Подойдя к кассе, выложил перед кассиром товар и деньги. Она что-то спросила меня на финском языке. Я сделал жест, что не понимаю её. Тут она  стала громко кричать и кого-то звать. Холодный пот побежал между моих лопаток. Ведь предупреждали же нас, что возможны провокации, что могут подсунуть товар в карманы, говорили, чтобы не ходили в магазины поодиночке.

               На крики из подсобки выскочили несколько мужчин и женщин, которые уставились на меня и стали хлопать в ладоши. От неожиданности я ничего не мог сообразить.

               В это  время в магазин вошел высокий худой старик в папахе и длинном пальто, скроенном на фасон шинели. Благородное породистое лицо старика украшали большие длинные загнутые наверх усы и небольшая седая клиновидная бородка. Весь его внешний вид говорил за то, что он русский эмигрант первой послереволюционной волны.

               Он сразу же схватил суть происходящего, приблизился ко мне, и на правильном русском языке, но с большим финским акцентом произнёс:

               - «Они аплодируют Вам, потому что Вы первый русский турист, который не просто осмотрел этот магазин, не просто зашел набрать рекламных проспектов и  мешочков, но и что-то купил в нём».

               Под продолжающиеся хлопки я схватил свою покупку и пулей вылетел из магазина. Вернувшись на судно, показал соседу по каюте свои приобретения, выложив их на столик под иллюминатором.

               После обеда, двигаясь по коридору, я увидел, что дверь нашей каюты открыта, а мой сосед по каюте что-то показывает и объясняет группе любопытных женщин. Впереди меня шла парочка, обогнать которую я не смог, но, следуя им по пятам, расслышал, как одна женщина сказала другой:

               - «Вон, в той каюте плывёт с нами один «с приветом», он за валюту покупает корм для кошек и собак».

               Прошло несколько лет и большинство населения нашей страны стали постоянными покупателями расплодившихся зоомагазинов, и никто не говорит, что эти люди «с приветом». Оно и понятно, ведь это наш русский менталитет. Вся наша многовековая история напоминает, если о тебе сказали, что ты «с приветом», значит ты обязательно стал в чём-то первым.
 
                Букулты  2009 год.                Владмир Пантелеев.