Дилетанты

Владимир Косулин
               ДИЛЕТАНТЫ
                ИЛИ
   О  ПОДВОДНОЙ  ЧАСТИ  ПЕРМСКОГО  КУЛЬТУРНОГО  АЙСБЕРГА

                Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в
                возможностях технических средств для художественных
                практик. Некоторые художники 2000-х полагают, что
                «современное искусство»  становится  инструментом
                власти   «постдемократического» общества. 
                «Современное искусство»  Википедия

                Не бойтесь золы, не бойтесь хулы,
                Не бойтесь пекла и ада,
                А бойтесь единственно только того,
                Кто скажет: "Я знаю, как надо!"
                Кто скажет: "Тому, кто пойдет за мной,
                Рай на земле – награда"… 
                …Гоните его! Не верьте ему!
                Он врет!  Он  не  знает – как  надо!
                А. Галич


Не стану утруждать читателей пересказом всего того, что творилось  в культуре Пермского края, пока он был под Олегом Чиркуновым. В Интернете информации об этом предостаточно (1).  Расскажу о том, что происходит сейчас…  И не только в Перми.
Борис Леонидович Мильграм – бывший худрук  Пермского академического «Театра-Театра», бывший министр культуры, бывший вице-премьер правительства Пермского края и пожизненный Огурцов (2)  – после восьми лет издевательств над его, края, культурой наконец-то покинул Пермь. Можно не сомневаться, что без работы он не останется, место в Москве ему подыщут. Ведь, нашел же новый министр культуры РФ Владимир Мединский место  ещё одному  экс-министру культуры Пермского края Николаю Новичкову, пристроив его 4-м заместителем руководителя Ростуризма (3). Видя, как власть тасует номенклатуру всех уровней, понимаешь, что ни о каком качественном улучшении жизни мечтать не стоит, ибо тасует власть всё тех же Огурцовых. Они сегодня – главная проблема.
Дилетанты у нас не на пустом месте возникли. Они, конечно, были всегда, но во времена перестройки у них случился демографический взрыв. Причина взрыва,  скорее всего, в следующем. С развалом страны – её экономики, промышленности, сельского хозяйства – профессионалы, оказавшись невостребованными, или покидали страну, или уходили в «челноки». Власть, на протяжении многих лет заполняла возникший вакуум дилетантами. Что с одной стороны говорит  о дилетантизме самой власти, а с другой – о преднамеренности её действий. Дилетант-руководитель не может управлять профессионалом, знающим себе цену, а непрофессионалом, комплексующим по поводу собственной бездарности, и потому лояльным к тому, от кого он получает жирный кусок – может. Дилетант, управляющий дилетантом – это основа существования вертикали власти. А так как нынешняя власть надолго, то  ждать каких-то улучшений в  ближайшие  6-12 лет едва ли стоит.  Скорее всего, не будет их и в культуре…  И  в искусстве.
Рейды первых лиц государства в искусство всегда заканчивались плачевно. Все ещё помнят специалиста по кукурузе, матерившего художников в Манеже, и главного героя  Великой Отечественной войны, атаковавшего бульдозерами выставку абстракционистов. С одной стороны нынешние специалисты по нанотехнологиям  отличаются от предшественников – если  те гнобили современное искусство, то эти  его пиарят. Могу предложить две версии происходящего. Первая. Современное искусство отдано на откуп людям, в свое время хорошо поработавшим на власть: на искусстве классическом или традиционном они бы много не заработали, а современное – если судить по бесконтрольности того, как тратятся вбухиваемые в него бюджетные средства – очень доходная отрасль (кстати, никто пока не доказал, что  в отечественном «современном искусстве» невозможны откаты). Работа в ней не менее доходна, чем работа в таких «отраслях», как Росснано или  Сколково: и там, и там, как известно, вовсю пилится бюджет.  Вторая версия. Сегодняшние руководители, уделяя несоразмерное внимание актуальщине, пытаются таким способом дистанцироваться от руководителей бывших, и при этом тешат себя  надеждой, что они тоньше и интеллектуальнее их. Возможно, на этом чиновничьем тщеславии и жирует Марат Гельман – портной, неплохо зарабатывающий на изготовлении нового наряда власти. (Он, кстати, объявлен и главным культурным стратегом «Сколково»(4).) С другой стороны, те, кто сегодня руководят нами, прямые наследники советских руководителей, и, по сути, ничем от них не отличаются. Зная о «печальных традициях… того периода, когда вопросами языкознания и многими другими вопросами культуры занимались руководители государства» и прекрасно  понимая,  что  вмешательство  первых  лиц  страны  в  искусство чревато непредсказуемыми последствиями, они  все равно в него вмешиваются.
 Не могу не привести  следующие цитаты.

 «ДМИТРИЙ ГУТОВ: Дмитрий Анатольевич, добрый день! Дмитрий Гутов, историк искусства. У меня есть конкретное предложение для "большого правительства" и для малого тоже. Вложение будет – копейки, эффект даст ошеломительный. Надо всех, кто будет принимать какие-либо решения в стране, заставить прослушать курс лекций по современному искусству.
ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ: Согласен.
ДМИТРИЙ ГУТОВ: Нет более динамичной области и нет области, которая бы настолько меняла  сознание  людей.  А  вы  имеете  возможность к принуждению, я так понял. Надо воспользо-
 ваться по полной программе.
ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ: Отличная идея – принуждение к современному искусству…   … Но  я  с  вами  абсолютно  согласен:  тот, кто реально уделяет этому внимание, я даже не про курс говорю,  а  просто  интересуется этой темой, у того, простите за банальность, современные мозги. И с этим ничего не поделать, это уже современный, развитый человек. Это не означает, что мы не должны любить и ценить нашу классику. Мы ее все любим, ценим и восхищаемся, периодически смотрим, перечитываем. Но мы должны быть открыты ко всему новому. А если набор приоритетов очень узкий, то тогда инновации не пойдут, потому что если ты не способен перешагнуть через что-то, ты не способен принять ответственное и сложное решение».
                Встреча Дмитрия Медведева со сторонниками.  Вести 16.10.2011   04:06

 «Дмитрий Медведев посетил Мультимедиа-арт музей, где осмотрел выставку современного искусства и встретился с деятелями культуры: молодыми писателями, композиторами, театральными и кинорежиссёрами,  певцами,  художниками.  Речь  на  встрече  шла о государственной поддержке развития современного искусства.
… Д. МЕДВЕДЕВ: По-моему, в позапрошлом году, когда я обращался с Посланием Федеральному Собранию, там были слова о том, что государство должно помогать, поддерживать, поощрять, способствовать не только классическому искусству, но и современному искусству. Такая вроде невинная вещь, я даже, что называется, особенно не парился, я её произнёс, а потом встретился с некоторыми нашими классиками, сами можете домыслить, кто это. Мне сказали: «Зачем Вы это сделали? Вы ниспровергаете основы, все наши мэтры напрягутся. Если Президент страны сказал что-то о современном искусстве, значит, с классическим искусством в нашем государстве покончено». Такой был очень своеобразный резонанс, после чего я понял, что, оказывается, слова Президента по такому вопросу – это сила. Думал, что всё это влияет на очень узкий круг людей, но, оказывается, нет, к этому прислушиваются. Может быть, у нас печальные традиции ещё с того периода, когда вопросами языкознания и многими другими вопросами культуры занимались руководители государства. Но смею вас уверить, я этим не занимаюсь, у меня хватает других дел…
С другой стороны, не буду скрывать, я действительно люблю актуальное искусство, мне это интересно, но у меня на это не хватает времени…
… На мой взгляд, та самая модернизация, о которой я много говорю и другие коллеги говорят, модернизация нашей жизни, экономических устоев, политической системы  до такой степени, к которой мы готовы, например, – должна делаться людьми, которые открыты к развитию. Это, как правило, люди, которые в том числе воспринимают и современное искусство. То есть здесь есть, если хотите, прямая связь. Я не говорю, упаси Бог, что люди, которые привержены классическому искусству, не способны меняться или не способны заниматься модернизацией экономики, технологического уклада, политической системы. Но всё-таки это вещи взаимосвязанные…
… Вы правы, действительно обязательно нужно поддерживать традиционное искусство, и в принципе мы на это тратим деньги, у нас бюджет есть, не фантастический, но всё-таки есть, и Министерство культуры этим занимается, другие ведомства занимаются на уровне субъектов Федерации. А вот эти вещи, их можно пересчитать по пальцам. Есть, кстати, тоже вполне продвинутые руководители, которые этим занимаются.
Что для этого нужно? Для этого нужно, чтобы они помогали бизнесу, во всяком случае, не загоняли эти ситуации в какие-то маргинальные рамки, давали площади, отдавали какие-то здания, отдавали бы даже те же самые заброшенные предприятия, потому что практически на любой территории можно что-то сделать. И это уже на самом деле почти ничего не стоит, допустим, кроме случаев, когда есть инвестор, который может что-то быстро сделать. В принципе для руководителя того или иного региона особых проблем не составляет отдать или старое здание, или даже старое предприятие на такого рода «разграбление».
Но для этого, мне кажется, нужно, чтобы объединялись две силы, то есть, руководители территорий, включая Москву (надеюсь, что нынешнее московское руководство нас услышит в этом плане), и, конечно, те, кто способен платить деньги. Потому что, как вы понимаете, на государство здесь надежда слабая, потому что практически ни в одной стране государство больших денег на такого рода проекты не выделяет». 
                Встреча с деятелями культуры 24 марта 2011 года, 15:00 Москва
 
  Ну, что тут добавишь?  Спасибо, что Гутов с Президентом не договорились брить бороды тем, кто наплевательски относится к инсталляциям и перформансам. Я понимаю, что всякие  бывают историки искусства: попадаются среди них и Гутовы,  выставляющие свои произведения в галерее Марата Гельмана. Но не понимаю, через что должен переступать политик или руководитель при принятии «ответственного и сложного решения»: через русский балет? психологический русский театр? Через пермскую деревянную скульптуру? Живопись Левитана, Коровина, Куинджи? Неужели,  верное  решение  придет  к  руководителю  только  после  того как он увидит  живых кур О. Кулика,  обгаживающих бюст Льва Толстого? Или изображение пениса на разводном мосту, за которое арт-группа «Война» получила премию  "Инновация", учрежденную российским министерством культуры и Государственным центром современного искусства? Может быть «современные мозги» должны появиться после «концерта» «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя? Кстати, вот некоторые    соображения  об отношении РПЦ к современному искусству.
Церковь возмущена песнопениями феминистки Н. Толоконниковой (если вы слышали ахинею, которую несет эта многострадальная мамаша, за 4 дня до родов участвовавшая  в групповом совокуплении в Московском Биологическом музее (5), если видели ее лицо, то, наверняка поняли, что здесь не поможет даже очень хороший психотерапевт), возмущена разрубанием репродукций православных икон на выставках, организуемых Гельманом. Но не возмущена ни «Единой Россией», заигрывающей с Маратом Александровичем, ни  Дмитрием Медведевым, водрузившим его в Общественную палату. Наоборот. Священнослужители в храме Христа Спасителя выстраивают для власти трибуну с ограждениями, с которой  первые лица государства  принимают Пасхальный Крестный ход (хорошо, хоть, не в пыжиковых шапках). А почему бы духовникам не стукнуть по столу и не возопить: «Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям – а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты». Бояться-то, ведь, нечего: в Богоявленский монастырь под арест не посадят, в Тверь не сошлют.  Но не торопятся пастыри за правду постоять. Возможно, опасаются, что за подобные деяния перестанут им квартиры в центре Москвы выделять или каких-нибудь табачных льгот, чего доброго, не предоставят. Можете вы назвать этих людей профессионалами? Могут «огурцовы» от веры заботиться о душах прихожан, если и своих-то не очень заботятся? Вот уж, действительно:

В церкви смрад и полумрак
Дьяки курят ладан,
Нет, и в церкви все не так
Все не так как надо. 

Но вернемся к культурной политике. Между словами бывшего Президента и тем, что происходит на самом деле – огромная пропасть. Как соотнести бюджетные миллионы,  выброшенные на современное искусство в одной только Перми, и заявление о том, что государство не собирается выделять больших денег на такие проекты? В то же самое время коми-пермяцкий национальный театр в Кудымкаре строится уже более 10 лет, хотя и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев вроде бы следят за стройкой и даже выдают актерам премии за мужество. В отношении к культуре у власти сплошное лукавство. Ну, кто поверит, что два года назад Президент, обращаясь с Посланием Федеральному Собранию, совершенно не «парясь» пропиарил современное искусство, а сегодня его нечаянно оброненные слова случайно превратились в программу действий? А сколько лукавства в тонких намеках всем, кто расположился ниже по вертикали: мы не сработаемся, если вы будете игнорировать современное искусство. Ясно, что после этого, после заявления первого лица государства  о том, как он любит современное искусство, и только что назначенные, и будущие «отфильтрованные» губернаторы, чтобы доказать свою готовность к модернизации, начнут строить музеи современного искусства за государственный счет, равняясь на экс-губернатора Пермского края Олега Чиркунова. С  Чиркуновым вообще забавная история. Сколько губернаторов за последние полгода ушли в добровольную отставку, но никого из них не наградили орденом Почета. Стало быть,  Олег Анатольевич на особом счету, и награжден он за особые заслуги перед федералами. За какие? В высоких достижениях в государственной, производственной, научно-исследовательской, общественной и благотворительной деятельности, позволившей существенным образом улучшить условия жизни людей за время  губернаторства никто из жителей края его заподозрить не может. За заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров, воспитании подрастающего поколения, поддержании законности и правопорядка – тем более. Остается одно. Правительственную награду он получил за высокие достижения в  социально-культурной деятельности. Сейчас на такую награду метит суперлояльный Александр Ткачев, готовый приютить в Краснодарском крае гельмановскую камарилью, и не просто приютить, а отгрохать на бюджетные деньги все тот же Музей современного искусства. И вот, ведь, какая получается цепочка – Гельман и Сурков лоббируют перед властью современное искусство, а власть лоббирует перед губернаторами самого Гельмана.  В этом лоббировании не  отстает от первых лиц государства и переходящая из рук в руки «Единая Россия», которую с полным основанием можно назвать «партией легкого поведения». На её сайте ещё в 2010 году было размещено решение Президиума Генерального совета Партии об утверждении  партийного  проекта «Культурный Альянс», который  по соображениям  М. Гельмана  есть «способ поделиться с другими пермским феноменом». На  проект уже подписались порядка десяти регионов. Их бюджеты и будет в скором времени окучивать Марат Гельман. Уверенности в том, что это  рано или поздно случиться придает новое назначение гельмановского друга Владислав Суркова – человека неравнодушного к рок-музыке, драматурга, входящего в верхние эшелоны власти. А назначен он заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, координирующим работу федеральных органов исполнительной власти и дающим им поручения по вопросам государственной политики в области культуры  по отдельным поручениям Председателя Правительства Российской Федерации.  Если  раньше  актуальщина  была  хобби  Владислава  Юрьевича,  то  теперь  –  это  его работа. И она, вне всякого сомнения, будет выполнена честно.
 Все, что в нашей стране происходит с современным искусством, которое уже можно считать официальным, самое настоящее передергивание. Разве не передергивает Гельман, заявляя, что отток населения из регионов в столицу обусловлен его недостаточным культурным обслуживанием. Во-первых, он прекрасно знает, что московские артисты всех рангов круглосуточно чешут – то есть, обслуживают – провинцию. Во-вторых, он  знает, что население городов, расположенных и рядом с Москвой, и на значительном удалении от нее, ломится в первопрестольную на заработки, а не за культурой. Может быть, лучше организовывать в провинции хорошо оплачиваемые рабочие места, а о своем культурном уровне провинциалы сами позаботятся.  Глядишь, при хороших окладах они откажутся от потребления  вторсырья, предлагаемого Гельманом, и зачастят в Москву за настоящим искусством – в Большой, в театр   Фоменко, в театр Женовача, в Музей им. Пушкина, в Третьяковскую галерею и т. д.  Ясно – без культуры не поднять экономики. Но кто сказал, что современное искусство – это и есть культура?   
Ничего, к сожалению, не меняется. Как раньше, так и ныне чиновники продолжают вламываться   в  искусство – абсолютно чуждую  и  непонятную для них сферу. И  получается, как  в Евангелии:  «они  –  слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Может быть, в данном случае Дмитрию Медведеву взять себе в поводыри не Гельмана и Суркова, а Джорджа Франкла и принуждать чиновников не к современному искусству, а к чтению его книги «Цивилизация: утопия и трагедия», цитаты из которой привожу ниже.
«Если художники прежних десятилетий старательно вымеряли геометрические фигуры, применяли семиотические теории и различные визуальные и интеллектуальные концепции, то сегодня на художественной сцене появилась международная армия молодежи, которая хочет потрясти всех своими намеренно плохими манерами, своего рода детский сад запуганных и злых малышей, желающих разрушить все, что кажется им правилами и порядком. Деструктивные и регрессивные образы, как правило, доминируют на всех выставках современного искусства.
На видном месте в престижном районе Лондона стояла «скульптура», состоящая из огромного множества старых автомобильных покрышек, оскорбляя взор жителей и гостей города. Один разъяренный человек поджег эту груду покрышек…  Однако в результате в том месте стало ещё хуже, потому что там появилась «скульптура» из многотысячной кучи книг. В чем смысл этих «скульптур»? Действительно ли есть какой-то смысл в кусках старого железа, разбитых печных горшках, старых велосипедах, фрагментах различных механизмов, выброшенных швейных  машинках и подобном мусоре, представленных на выставках в качестве скульптуры? Очевидно, что такие произведения призваны  вызвать ярость и недоумение зрителя, ибо наделяют художественной ценностью то, что люди считают ненужным хламом… Сейчас мы обнаруживает, что удовлетворение агрессивных стремлений из средства борьбы против угнетения превратилось в самоцель, а анальные импульсы выражаются лишь для того, чтобы унизить и очернить все, что считается нормальным и приличным.
Я помню неприятное ощущение, которое пережил в мастерской одной знаменитой австрийской художницы, где помимо многих распространенных типов скульптур и антикапиталистических артефактов, я встретил несколько пластиковых подушек с нарисованными на них портретах Моцарта, Бетховена и Шуберта. Для австрийца это уважаемые люди, и когда я спросил ее, что это все значит, она предложила мне сесть на любую из подушек. Когда я сел, раздался громкий звук, значение которого ни с чем нельзя было спутать. Тогда я, совсем уж растерявшись, что же это, черт возьми, должно значить, может быть, менее пристойными словами. Она же, явно удивляясь моей наивности, заявила, что смысл этого «произведения искусства» в том, что мы – срем на все, чем восхищается буржуазное общество.  Другие «художники» выставляют кучи кирпичей, огромные горы песка или даже совсем свежий навоз (очевидно для того, чтобы зрители могли получить не только визуальное, но и обонятельное наслаждение), а модные музеи платят за эти «скульптуры» огромные суммы денег. Таким образом, модернистам удалось заставить истеблишмент проглотить обиду и сделать мусор респектабельным. Как почти всем детям нравится думать о том, что у взрослых тоже есть анальное отверстие и они ходят в туалет, и дети ликующе заявляют, что у мамочки и папочки и вообще у всех людей есть попа, так и модернисты бросают вызов табу респектабельности и демонстрируют, что у всех нас есть зад, и все мы какаем, и что фекалии – символ мусора, не должны обделяться вниманием публики. Можно сказать, что они выставляют на всеобщее обозрение свое собственное анальное отверстие и испражнения…
Мы должны были понять, что освобождение от традиционных ограничений ведет не к обогащению человеческой личности и ее творческих способностей, не к освобождению от вины, беспокойства и недоверии, а, напротив, – к высвобождению и вспышке агрессивно-дестрктивных стремлений, которые прежде подавлялись… не к жизнеутверждающему обогащению нашей культуры, а, наоборот, к пропаганде насилия и некрофилии».

И еще одна цитата  оттуда же, которая, на мой взгляд, имеет прямое отношение и к группе «Война», и к группе «Pussy Riot».
«Садизм  и  мазохизм,  разрушение  внешнего  и  внутреннего  пространства стали движущими силами… важной субкультуры, с которой идентифицируют себя многие молодые люди. Возможно, нам хочется отвернуться от этого движения как от проявления подростковой истерии или безобидной сублимации революционного задора, которую порождают и поддерживают коммерческие структуры, но сделать это означало бы допустить ошибку. Модернисты ослабили структуры подавления… и позволили молодежи выплескивать свое бешенство и прежде скрываемую садистскую ярость по отношению к отцам… Если модернисты уничтожили старые табу на стремление к извращению и садизму, требую возможности демонстрировать их публике, то теперь это правило нападать и разрушать выплеснулось в реальный мир, находя свое выражение не только в художественных символических формах, но и в действительном социальном поведении».

 Возможно, все начальники от мала до велика, читая хорошие книжки, меньше бы улыбались и больше парились, прежде чем сделать то или иное заявление. 
 
            P. S.
Нынче – в результате смены краевого руководства – Мильграм, вроде бы, выдворен из Перми. Но выдворение это – скорее всего, популистская акция, предпринятая для того чтобы успокоить население. Через некоторое время современное искусство в крае вернется на круги своя. За это говорят следующие факты.
1.  Оставлен министром культуры (хоть и в качестве и. о.) Александр Протасевич: заместитель Мильграма в ту пору, когда последний рулил культурой края.    
2. Еще один министр культуры, Н. Новичков, активно продвигавший в крае актуальщину, не успев умоститься в федеральном кресле, уже заявил, что будет взаимодействовать с пермскими  коллегами.
3. Интернет-сообщество, думаю, не без подсказки «добрых людей» нынче бурно дискутирует  по поводу арт-объектов (надкусанных кирпичных яблок, красных человечков и большой буквы «П», оставшихся после бывших министров и вице-премьеров): имеют эти поделки право на существование или не имеют. Уверен, верх здесь одержат сторонники современного искусства.
4. С экранов  местного телевидения  Пермь до сих пор преподносится как будущая культурная столица Европы. В этом нет ничего удивительного, если верить Борису Мильграму, заявившему, что  новый губернатор Виктор Басаргин пообещал продолжать почти все проекты в культуре. А как не продолжить, ведь, на  губернаторство он, как и его предшественник Чиркунов, назначен  той же самой, любящей современное искусство властью.
   
 С назначениями в  очередной раз хотели  как лучше, а получилось как всегда.
                Владимир Косулин
Июль 2012 года


     P. P. S.
     5 сентября 2012 года. Действительность как всегда оказалась фантастичнее всяких предположений. Сегодня  и. о. министра культуры Александр Протасевич и заместитель председателя правительства Пермского края по социальной политике Надежда  Кочурова представили труппе Пермского театра «Театра-Театра» нового старого художественного руководителя Бориса Леонидовича Мильграма. Актеры, еще три месяца назад радовавшиеся выдворению его из Перми, проглотили этот, как казалось, переваренный краем продукт под аплодисменты. Проглотит его и славный город Пермь.
    Кресло худрука пустовало в театре с  2008 года, когда разваливший его – театр, а не кресло –  Мильграм с легкой руки экс-губернатора Чиркунова подался в министры культуры. Но все последующие годы министром создавалась видимость того, что ведется интенсивный поиск нового художественного руководителя. В действительности же оно, местечко, было на черный день зарезервировано за Борей. То, что год назад руководить художественной частью был приглашен режиссер В. Золотарь, проработавший весь год главным режиссером, но так и не ставший худруком, подтверждает мои выкладки.
     И еще один интересный момент. Если верить газете "Звезда"(6), Ю. Милютин еще летом был против возвращения Мильграма в театр. Стало быть, именно власть  продавила кандидатуру последнего. Да, не желает она сдавать своих. Несколько лет назад, когда пермская общественность активно возмущалась культурной политикой, проводимой в крае, Олег Чиркунов прямо заявил, что он Мильграма не сдаст. Ныне Бориса Леонидовича не сдает уже новый губернатор. Вице-премьер краевого правительства Надежда Кочурова, решение о назначении Мильграма в Театр-Театр приняла ещё в июне: «Я сделала ему такое предложение, он съездил в отпуск, подумал и согласился», — говорит Кочурова. Неужели эта Надежда такая смелая женщина? Неужели она, самостоятельно не проконсультировавшись с новым губернатором, выпнувшем чиновника Мильграма из власти,  дала последнему работу? Неужели  губернатор,  прежде чем дать добро на трудоустройство им же уволенного чиновника  не проконсультировался с вышестоящими товарищами? К чему клоню? Да к тому, что вне зависимости от того, приходят на посты всевозможных худруков и губернаторов бывшие или новые фигуранты – политика по-прежнему остается вертикальной. Что же касается взаимоотношений власти и тех, кто ею придавлен, то они укладывается в очень простую формулу: и козыри те же, и дураки те же. И в этой ситуации не утешает даже то, что Борис Леонидович, еще недавно собиравшийся потихоньку перемещаться в поисках работы в Москву, оказался там никому не нужным. Тут тоже как всегда: что им не сгодилось, сбагрили нам. И судя по тому, что Борис Мильграм  приобрёл квартиру в одном из новых жилых комплексов Перми, сбагрили надолго (7). 
   Ну, и самое последнее. Если директор театра «Театр-Театр» Юрий Милютин действительно отказал Мильграму в работе, то директорствовать ему, скорее всего, осталось недолго. Кто будет новым директором сказать трудно, но, вне всякого сомнения, им станет кто-то, кого Мильграм и минкульт уже проверили в деле. Например, поставивший по приглашению Бориса Леонидовича два спектакля в театре «Театр-Театр» и по приглашению того же Бориса Леонидовича руководивший проведением последнего фестиваля «Белые ночи» Владимир Гурфинкель. Умение последнего осваивать крупные бюджетные средства («Белые ночи» обошлись налогоплательщику в 150 млн. руб.(8)) может очень пригодится худруку Борису. Все это, конечно, только предположения, и если кто-то сочтет их сплетнями – ничего страшного. Ведь сплетнями были и разговоры о возвращении Мильграма. Были до тех пор, пока друганы не умостили его в кресле худрука, им же предусмотрительно законсервированном. 

   
  (1) Те, кто не в курсе происходящего, могут ознакомиться с составленной мною подборкой статей «О пермском культурном проекте» (размещена на сайте «проза.ру»).
  (2) Огурцов – герой фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь». То, что пишут на сайте «Русское кино» об этом персонаже и о ситуации, возникшей во время «оттепели», боли напоминает день сегодняшний: «Огурцов в "Карнавальной ночи" – самодовольная пешка, с истовым усердием исполняющая свои обязанности… Огурцов зауряден, мелок, такие, как он, пылевидно рассеяны по всей системе и вполне для нее органичны… Дело  не в индивидуальных изъянах этого мизерного человека, не в убогости его собственных ума и души, а в характере всей системы, режима, который именно в подобных примитивах находил идеальные винтики для функционирования огромного механизма власти… Огурцов, как социально-психологический тип, казался в 1957 году фигурой, уходящей в историческое небытие… "Карнавальная ночь" вышла на экран в пору, когда вся страна начала пробуждаться от идеологического гипноза, ждать обещанных ей демократических перемен во всех сферах жизни общества…».   (3) Недолго искал новую работу  и экс-министр здравоохранения Пермского края Дмитрий Тришкин. Он решил не менять профиль и принял предложение возглавить министерство здравоохранения Московской области. Еще один пермский чиновник, перебравшийся в Москву, – бывший министр дорог и транспорта Пермского края Елена Громова. Мэр столицы Сергей Собянин подписал распоряжение о назначении ее на должность заместителя руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы. (http://perm.kp.ru/daily/25912/2866711/) Нашлось место и для губернатора Чиркунова. Вернее целых два места: и при Правительстве, и в Высшей школе экономики, которая, как известно, с 12 августа 2008 года  находится в ведении Правительства РФ. "6 августа, Дмитрий Медведев утвердил состав Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Как сообщили в пресс-службе правительства, в совет вошли 200 человек разных профессий. Под номером 177 значится бывший губернатор Пермского края Олег Чиркунов - доцент ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики». Кроме него, в списке такие известные люди, как...  научный руководитель и профессор «Высшей школы экономики» Евгений Ясин".
От себя добавлю, что Евгений Ясин очень обрадовался приходу Чиркунова в Высшую Школу Экономики: «Экс-губернатор Олег Чиркунов стал преподавателем ВШЭ. Он будет преподавать у нас региональное управление и региональную экономику. Чиркунов близок ВШЭ по духу, он, как мало кто, знает региональные проблемы. Очень толковый, исключительно грамотный человек, профессионал. Таких надо поддерживать». 26.07.2012, 00:21 "Российская газета" - Неделя №5843 (170) Рассыпаясь в похвалах, Ясин почему-то упускает из виду, что при  толковом профессионале экономика Пермского края не блистала. Может быть, с помощью этого эксперта экономику страны удастся поднять?
  (4) Антон Размахнин  «Город Солнца» в Сколково нарисует Марат Гельман»   9 апреля 2010 года  http://svpressa.ru/al/article/23691/
  (5) Акция «Е…ь за наследника Медвежонка!», представлявшая собой групповую оргию в одном из залов Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева, состоялась в канун выборов президента Российской федерации 2008 года. В акции приняли участие четыре пары. Они совокуплялись, приговаривая: "Да здравствует медведь, наследник праславянского медведя!", "Медведи скоро все вымрут! Мы должны поддержать медведей! Мы передадим им энергию наших тел! Медведь – тотемное животное древних славян! Мы должны совокупляться в поддержку медвежонка!". Сами участники происходящего так объяснили свои действия: "Акция в Биологическом музее Москвы была приурочена к предстоящим президентским выборам. Массовая е..я в публичном пространстве – напутствие молодому руководителю, посильная художественная поддержка Медвежонка в начале длинной тропы". Грани.ру 08.03.2008 02:49 http://www.grani.ru/Society/m.134330.html    x.php?option=com_content&task=view&id=1167&Itemid=35
   (6)Людмила КАРГОПОЛЬЦЕВА, Татьяна ЧЕРНОВА. Мильграм-Мильграм. Руководить Театром-Театром вернулся бывший вице-премьер пермского правительства Газета «Звезда», № 100  07 сентября 2012 http://zwezda.perm.ru/newspaper/?pub=8745
   (7)Юлия Баталина. Борис Мильграм совершил Comeback.  «Новый компаньон» № 31 (710) 11.09.2012 http://www.nk.perm.ru/nk.php?newspaper_id=960 
   (8) Политолог Олег Подвинцев: «Скорее, этот проект (фестиваль «Белые ночи») не будет свернут, однако он будет подвергнут жесткому аудиту, чтобы выявить, на что тратятся бюджетные деньги, и насколько эффективны эти траты… Очевидно, фестивали не будут существовать за бюджетный счет. Понятно, что те, кто привык к освоению бюджетных средств, не будут воодушевлены». («Бюджетное фестивалекружение» 31.05.2012 http://world.fedpress.ru/news/society /reviews/ byudzhetnoe-festivalekruzhenie.)



Приложения
Предлагаю материалы, наглядно демонстрирующие, как пермские чиновники на корню уничтожали и продолжают уничтожать культуру края, но при этом не забывают про современное искусство. Речь в них идет о Пермском художественном училище. В 2009 году учредители при молчаливой поддержке минкульта  начали самый настоящий гон на это учреждение. Ныне  благодетель А. Протасевич намерен детишек, оставшихся без пристанища, подселить в Музей современного искусства. Считаю, что он создает из детей самый настоящий заградотряд для гельмановской конторы. Если подселение состоится, то какие бы сложности не возникли у музея, родители ребят – то есть, гражданское общество –  всегда встанут грудью на его защиту от тех, кому актуальщина поперек горла.

                Чтобы пелось, рисовалось и игралось Художественное училище
                переезжает к музыкантам.
Краевые власти наконец определились и нашли пермскому художественному училищу официальное пристанище. Будущим художникам предложено разместиться в пермском педучилище №2, которое само ещё весной могло оказаться без крыши.
Напомним, краевое агентство по управлению имуществом в целях экономии ещё в прошлом году решило реорганизовать-присоединить музыкально-педагогическое училище №2, которое размещалось в роскошном здании на улице Ленина,7, к музыкальному колледжу, занимающему не менее привлекательное здание на улице Большевистской. Цель благородная – экономия средств. Эпохальное присоединение состоялось. Педучилище потеряло юридическое лицо и влилось в структуру музколледжа. Вот только переезда не состоялось. Дети так и учатся в стенах родного здания (спасибо несгибаемой линии директора педучилища Виктора Куиндиуса).
С этой же мотивацией практически в это же время и теми же чиновниками администрации художественному училищу (и иже с ними художественной школе Перми) было предложено перебраться в здание педучилища №4, которое, как известно, располагается возле Центрального рынка на улице Пушкина. Пока шли споры о том, кто будет финансировать «мигрирующую» пермскую «художку», родители и администрация училища взбунтовалась – не гоже художникам с ремесленникам вместе существовать.
Агентство по управлению имуществом не бездействовало и предлагало юным художникам на выбор немало других вариантов размещения – правда, далековато от центра или вовсе за пределами города. Родители, дети и администрация училища упирались. Тогда в ход пошла «тяжёлая артиллерия».
Художниками заинтересовались пожарные, которые после полусотни лет работы художественного училища на одном месте вдруг выяснили, что обустройство мастерских на верхних этажах здания противоречит нормам и правилам пожарной безопасности. Училищу отказали в продлении лицензии на право оказания образовательных услуг.
Аудитории «художки» опустели. Учащиеся школы весь сентябрь рисовали на улице. Учащихся училища приняли-таки в педучилище №4 .
Бесконечные обращения во все инстанции родительского комитета и администрации художественного училища, сбор родительских пожертвований для устранения предписаний пожарных (и устранение части предписаний) привели-таки к тому, что в конце сентября учащихся художественной школы… пустили обратно в родные классы на Чернышевского, 23 (временно, разумеется). Но с судьбой художественной школы до сих пор ничего не определено (хотя и приказа о ликвидации ещё никто не вручал). Как заявили в краевой администрации и в министерстве культуры, детям найдут-таки подходящие площади в центре Перми. Но не раньше нового, 2010 года.
Художественному училищу предложили осваивать свободные площади бывшего музпедучилища – на Ленина,7, и… срочно готовиться к лицензированию.
Но до сих пор не понятно, к чему эти бесконечные передвижения, больше похожие на бестолковую суету? Год оказался стрессовым и для педагогов, и для детей, и для родителей, и даже для чиновников. Долги за аренду «висят». Образовательный процесс на грани остановки и не финансируется. Чиновники катастрофически теряют авторитет. И экономической пользы – никакой.
                Светлана ХУДЕНЬКИХ
            «Пермские новости 02.10.2009   http://www.permnews.ru/stat_st.asp?st=5880


    Пермское художественное училище снова может быть втянуто в скандал
Как сообщает пресс–служба Пермской гражданской палаты, прокуратура Пермского края получила заявление от правозащитника Дениса Галицкого о подлоге документов при попытке изменить устав Пермского художественного училища с целью ликвидировать должность его художественного руководителя.
Руководителем Пермского художественного училища являлся Георгий Сметанин, который руководил им, а также детской художественной школой более 20 лет. Год назад по инициативе Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края Сметанин был уволен с должности. По мнению чиновников, ему необходимо было «освободиться от хозяйственных функций и сосредоточиться на образовательном процессе».
Денис Галицкий, правозащитник, юридический представитель Пермского художественного училища:
 – Сначала Борис Мильграм предложил Сметанину стать художественным руководителем, чтобы не заниматься административными делами. После смены должности место директора занял человек, который вообще не имеет отношения к искусству и считает, что ребята должны сидеть в школе чётко по расписанию. А со Сметаниным они до самого вечера рисовали, ещё что–то делали. Я не знаю, каким образом был принят новый документ, если это сделал новый директор, то в агентстве должны были разобраться. Хотя это училище пытаются ликвидировать уже много лет и, насколько я знаю, в одной из краевых структур есть приказ на утверждение этого документа. Но этот факт не может пройти незаметно. Каждая попытка закрыть училище встречала сопротивление общественности. Нельзя сказать, что сам Сметанин – неугодная фигура, это очень известный деятель, но никогда не делалось ни единой попытки к тому, чтобы сохранить и училище, и условия для работы Георгия Сметанина в Перми.
Именно Сметанин выступал против закрытия художественного училища всё время, пока городские власти намеревались закрыть это образовательное учреждение.
  КомпаньONline   новость от 5 июля 2011 г., 18:28 http://www.nk.perm.ru/news.php?news_id=31263

                Искусство оптимизации
  По вине чиновников старейшее художественное училище может закрыться
  Старейшее в Перми художественное училище под угрозой закрытия - седьмого сентября заканчивается срок действия его лицензии.
Пожарные считают, что предоставить училищу право продолжать образовательную деятельность не позволит закон.
В 2006 году училище получило статус колледжа и по требованию федерального законодательства перешло из муниципального подчинения в ведение краевой власти. Но постепенно художники стали в тягость своему учредителю - краевому Агентству по управлению госучреждениями. Ситуация обострилась осенью 2008 года, когда долг за аренду помещения, взятого городом на свой баланс, достиг трех миллионов рублей. Директор учебного заведения Георгий Сметанин считает, что именно непомерная арендная плата искусственно завысила стоимость содержания студентов.
Когда муниципалитет предложил вернуть колледж городу, агентство отказалось. Краевые чиновники предложили художникам слиться с Пермским педагогическим училищем № 4.
- Этот вариант по сути не оптимизация, а ликвидация заведения, готовящего дипломированных профессиональных художников, - говорит Георгий Сметанин. - Для сравнения: у последних на рисунок отводится 10 часов в неделю, а у будущих учителей рисования - всего три.
Пермское художественное училище имеет репутацию учебного заведения с очень высоким уровнем профессиональной подготовки - здесь готовят кадры для Пермского филиала Академии ваяния и зодчества, отделения дизайна ПГТУ, мастерской Евгения Широкова. Ради спасения художественной школы директор обратился к городским властям. Мэр Перми Николай Шубин публично пообещал освободить училище от арендной платы, более того, еще раз предложил агентству вернуть училище в муниципальное управление.
За это время в палитре проблем добавилась еще одна - истек срок действия лицензии. И вряд ли художники получат новую. Противопожарные правила, вступившие в силу в 2003 году, предписывают, что в целях безопасности школа не должна размещаться выше четвертого этажа. А училище вместе со своим структурным подразделением - детской художественной школой - с 1965 года занимает пятый этаж жилого дома по улице Чернышевского, 23. Высокие потолки и огромные окна в помещениях гарантируют студентам яркий дневной свет.
Из 30 нарушений, обнаруженных сотрудниками Госпожнадзора, училище устранило всего девять. По решению суда Свердловского района Перми оштрафованы директор как физическое лицо и училище - на 10 тысяч рублей за неисполнение предписаний.
Однако Сметанина, как истинного художника, волнует эстетика: хоть учредитель колледжа и при¬остановил финансирование, в учебных классах идет ремонт за счет средств спонсоров - 70 тысяч рублей. Они потрачены на подъезд жилого дома, в котором располагается училище, и косметический ремонт классов.
До начала учебного года остается пять дней. 300 учеников школы и 60 студентов ждут решения властей. Пока лишь известно, что агентство, которое остается учредителем училища, ищет для художников другое помещение.
                Марина Вяткина "Российская газета-Неделя" - Пермский край №4984
                http://www.rg.ru/2009/08/27/reg-permkray/hud-uchaga.html

                Пермскому художественному училищу предлагают переехать 
                в музей современного искусства
Глава краевого минкульта Александр Протасевич сообщил о том, что студенты Пермского художественного училища, возможно, будут заниматься в помещениях музея современного искусства PERMM в связи с нехваткой площадей в здании на Ленина, 7.
 Напомним, сейчас здание на Ленина, 7, занимают Пермское художественное училище, Детская художественная школа и Пермский музыкальный колледж. Директор художественного училища Анатолий Джемайло принял решение в связи с увеличением числа студентов с 74 до 91 человека с 1 сентября ликвидировать первую смену детской школы, которая по уставу является подразделением худучилища, и проводить занятия только по субботам и воскресеньям. По словам преподавателей, подобное изменение расписания фактически означает остановку всего учебного процесса и разрушение работы школы, в которой учатся около 300 детей. Причем необходимости в такой мере нет – это вопрос грамотной организации учебного процесса, считают педагоги. Ситуация вылилась в конфликт между администрацией училища, преподавателями и родителями, чьи дети учатся в художественной школе. Из училища была уволена преподаватель рисунка Власта Ладанова, несогласная с подобными мерами в отношении школы.
 Александр Протасевич ситуацию с помещениями на Ленина, 7, назвал критической. «Решение с помещениями в перспективе надо будет принимать кардинальное. Пока же необходимо найти временный вариант, который устроит все заинтересованные стороны», – написал он в своем блоге.
Глава минкульта добавил, что в качестве такого варианта сейчас рассматривается частичный перенос занятий в помещения музея PERMM. «Посмотрели варианты на месте. Если сотрудники потеснятся, то можно организовать работу в двух помещениях, соответствующих специфике обучения будущих художников и скульпторов», – сообщил он.
                Инна Чайкина «Московский комсомолец»
                6.09.2012 http://perm.mk.ru/news/2012/09/0 6/745357