Хроники гибели Титаника

Евалмер
- Итак, Тритон, изложите мне в хронологической последовательности то, как Вам, все-таки, удалось пустить ко дну непотопляемый «Титаник»?
- Глубокоуважаемый Посейдон, я прошу Вас не делать преждевременных выводов о виновниках этого небольшого недоразумения.
- Хорошо, хорошо. Озвучивайте свое «недоразумение».
- Весьма показательно заявление Джозефа Исмея – единственного спасшегося пассажира «Титаника», из всех, кто, так или иначе, был посвящен в детали операции...
- Меня интересует хронология событий. И начните с момента получения с «Калифорнийца» о льдах.
- Хорошо... Интересующее Вас сообщение радист Джек Филлипс получил в 23:00, и, недослушав его до конца, прервал радиосвязь с «Калифорнийцем». Дело в том, что это было одно из целой серии сообщений подобного рода. Буквально каждый корабль, находящийся в зоне радиосвязи с «Титаником» считал честью для себя предупредить его о льдах.
- Не отвлекайтесь на обобщения.
- Постараюсь. Второй радист Гарольд Брайд передал помощнику капитана это очередное (и, как выяснилось позже, последнее) предупреждение о льдах. Сообщение не содержало конкретных координат ледяного поля, поскольку сообщение не было принято в полном объеме.
- Вы так подробно об этом говорите, словно считаете, что именно в этом кроется причина катастрофы?
- Нет, но полное игнорирование «Титаником» получаемых им предупреждений ставится в вину капитану Смиту, отважившемуся на ночной бросок через ледяное поле, вместо требуемого перехода в режим дрейфа.
- И кто это у нас такой требовательный?
- Я говорю о предварительных выводах следственной комиссии, продолжающей, в настоящее время, свою работу по опросу свидетелей катастрофы.
- Какие еще обвинения выдвигаются против нашего бравого капитана?
- Список большой.
- Давайте по пунктам.
- Хорошо… Первое, точнее уже второе: изъятие биноклей у впередсмотрящих перед самым входом в ледяное поле. Это обстоятельство усугубило отсутствие на лайнере прожекторов. Но в этом вопросе, как и в проблеме недостатка спасательных шлюпок на борту «Титаника», лорд Исмей переводит стрелки на конструктора Томаса Эндрюса.
- Кстати, где был господин Эндрюс в момент столкновения с айсбергом?
- У себя.
- Где это «у себя»?
- В каюте №36 на палубе «A»... Дальше у нас – отсутствие капитана на капитанском мостике в момент входа лайнера в ледяное поле.
- Кто управлял кораблем?
- Первый помощник капитана - Уильям Мердок. В 23:39 ему сообщил впередсмотрящий Фредерик Флит об айсберге в четверти мили по курсу. Мердок предпринимает маневр по обходу препятствия, но, в итоге, в 23:40 касательным ударом об айсберг был вспорот борт лайнера так, что тот потерял свою плавучесть.
- Комиссия считает, что капитан Смит не стал бы в подобных условиях маневрировать, а пошел бы на таран и «Титаник» остался бы на плаву?
- Совершенно справедливо, передача управления лайнером своему помощнику признано очередной ошибкой капитана. Далее: ошибкой признано так же личное участие капитана Смита в оповещении пассажиров об эвакуации, вместо незамедлительной подачи сигнала бедствия. Вместо этого он изволит шутить с пассажирами 1 класса.
- Да?!
- Свидетели, простите, выжившие потерпевшие слышали обрывок его разговора с господином Астором, который заявил, что он заказывал лед, но не целый же айсберг…
Далее: распоряжение капитана сажать в шлюпки только женщин и детей, привело к тому, что эти шлюпки отходили от тонущего корабля полупустыми. То есть данное распоряжение капитана Смита, по мнению комиссии, увеличило число жертв кораблекрушения примерно на четыре сотни человек.
- Так прямо и говорится?
- Нет, но к этому все сводится.
- Что еще?
- Подача в эфир ошибочных координат места крушения – вот, в основном, все.
- А не в основном?
- Ничего, заслуживающего Вашего внимания.
- А именно.
- Ну, например, одна спасшаяся дама уверяет, что капитан всю эвакуацию провел с бутылкой рома и был смертельно пьян.
- Так значит главным виновником трагедии у них выходит капитан Смит. И немного Эндрюс… Ловко Исмей вешает всех собак на покойников.
- Считаю, что главная вина Смита в том, что он в критический момент оставил штурвал в руках своего помощника. Отсюда уже и все дальнейшие несчастья. По принципу домино.
- Да, разумеется. Но кто не проинструктировал капитана Смита должным образом? хотелось бы знать.
- Я сделал все, что от меня зависело.
- И, при этом, непотопляемый «Титаник» пошел все же ко дну!
- Моей вины в этом нет.
- Понимаю. Во всем всегда виноваты безмолвные покойники. Это справедливо, для оставшихся в живых, разумеется.
- Но я…
- Вы лично инструктировали капитана Смита?
- Нет… я. Инструктаж проводил капитан Флинт.
- И он же присутствовал на «Титанике» до самой Ирландии.
- От Франции до Ирландии - в качестве кочегара. Перед этим опробовал систему модуляции радиосигнала, обеспечившую закрытый шумом канал связи «Титаника» с «Самсоном».
- И он же неизвестно куда подевал инструкцию. Не хватало еще, чтобы роман Робертсона  в качестве руководства по аварии «Титаника» оказался в руках кочегаров самого «Титаника». Вопрос: зачем?
- Система дала возможность капитану Смиту выйти на связь с «Самсоном» без риска быть понятым теми, кто этот выход мог перехватить в эфире. А насчет романа «Тщетность»...
- Я спрашиваю: «Зачем нужно было все поручать одному агенту»?
- Я стремился предельно сузить круг лиц, посвященных в проблему «Титаника». И Вы напрасно желаете обвинить меня в трагедии этого лайнера.
- А я Вас и не обвиняю… Вас обвиняет лорд Исмей. Кстати, он просил меня переподчинить ему Вашего Флинта.
- Простите, не понял.
- А что, собственно, Вам не понятно? Я лично поручил Вам проинструктировать капитана Смита о недопустимости потопления непотопляемого «Титаника». Вот здесь поручил, на этом самом месте. Напомнить?
- В этом нет необходимости.
- Тогда распорядитесь, чтобы капитану Смиту на его Родине поставили памятник.
- А это не слишком вызывающе, ставить памятник капитану, за потопленный им корабль?
- Нет, я, все-таки, вынужден напомнить Вам наш не столь давний разговор


Великобритания. Лондон. Офис Посейдона. 7 апреля. 21 час 25 минут. Тритон зачитывает шефу досье кандидатов на должность капитана.
- …таким образом, в послужном списке этого капитана четыре успешные морские катастрофы. Трижды он сажал управляемые им корабли на мель. И одно столкновение с другим судном.  Исполнительность кандидата на должном уровне… 
- Достаточно, можете не продолжать.
- И последний кандидат.
-  Достаточно. Назначайте Смита капитаном «Титаника». И еще раз по инструкции.
- Выбранному кандидату я…
- Эдварду Смиту
- Да, сэр. Капитану Эдварду Смиту я должен дать прочесть роман Моргана Робертсона «Тщетность» в качестве руководства по предстоящей аварии «Титаника». При этом я должен указать капитану на недопустимость затопления вверенного ему лайнера. Я должен разъяснить ему, что при лобовом столкновении с айсбергом, у «Титаника» будут разрушены 3 – 4  носовых отсека, что позволит лайнеру держаться на плаву до прибытия в порт назначения.
- Если во время прохождения ледяного поля столкновения не произойдет…
- Если во время прохождения лайнером ледяного поля напороться на айсберг не удастся, то капитан должен зайти в радиорубку, где радистами будет принят сигнал «CQD» со шхуны «Самсон». После чего лайнер должен будет следовать к указанным в сигнале бедствия координатам… И так мы будем гонять лайнер по ледяному полю до победного конца.
- Да…
- Что-либо еще, сэр?
-  У секретаря возьмете список лиц, которым следует порекомендовать сдать билеты на «Титаник». Порекомендуете от моего имени, но только в самый последний момент перед отплытием. Все.

Судно «Самсон». Каюта капитана. 14 апреля 22 часа 20 минут. Тритон заслушивает отчет капитана Уоллеса.
- С севера нас поджимает «Калифорниец», и, похоже, они нас заметили.
- Так заметили, или похоже?
- Точнее определить не представляется возможным. Во всяком случае, эфир молчит, хотя мы уже давно идем параллельным курсом.
- Кто капитан нашего соседа?
- Стэнли Лорд, сэр. Я решил пропустить северного соседа вперед, сбросив скорость до 6 узлов, и взял два румба к югу.
- Зачем?
- Ну, вряд ли они станут озираться назад.
- Я насчет Юга. В поле зрения «Титаника» мы не попадем?
- Не думаю…
- Мне не нравится Ваша неуверенность, капитан. От Вас мне нужна гораздо большая определенность.
- Не думаю, что «Титаник» в своем карнавальном угаре, вообще, способен что-либо заметить, даже у себя под носом. А в точку дрейфа мы войдем ровно посередине между ним и «Калифорнийцем».
- Когда?
- «Калифорниец» только что уже лег в дрейф, достигнув кромки зоны айсбергов. Мы же с «Титаником» подойдем к этой кромке одновременно, где то в 23:40.

Лайнер «Титаник». Радиорубка.14 апреля 23 часа 00 минут. Радист с «Калифорнийца» предупреждает о наличии льдов по курсу «Титаника».
- Да, заткнись ты! Не засоряй мне эфир. Я занят.
- Может, Джек, все-таки стоило дослушать его сообщение, хотя бы о координатах границы ледяного поля?
- Да сколько раз уже нам об этом сообщали. Можно подумать, что все только и ищут повода лишний раз пообщаться с самим «Титаником». Лучше бы друг дружку предупреждали. Просто, достали…
- Я, все-таки, доложу пятому помощнику капитана.

Лайнер «Титаник». Капитанский мостик.14 апреля 23 часа 05 минут.
- Капитан, только что получена радиограмма с судна, дрейфующего в 20 милях на Норд-Вест. Они тоже предупреждают…
- Что за судно?
- «Калифорниец», сэр. Они предупреждают о скоплении...
-  … о скоплении айсбергов по нашему курсу. Я в курсе нашего курса. Спасибо Гарольд. Вы свободны.
- Есть, капитан!
- Сэр, Вы нервничаете?
- С чего Вы взяли, Мердок?
- По крайней мере, до сих пор Вы не делали различий в общении со мной и со своим пятым помощником.
- Хорошо, мой первый помощник, возьмите бинокли у впередсмотрящих и отнесите их ко мне. Я сам поведу мой корабль через ледяное поле.
- Разве мы не ляжем в дрейф до утра?
- Нет, я сумею пройти между Вашими айсбергами. Так, что обеспечьте меня парой биноклей и мы, Уильям, обставим с Вами всех!
- Есть, капитан!
- И еще…
- Слушаю Вас.
- Я, пожалуй, немного вздремну перед этим важным участком пути. Так, что берите командование на себя. Но как только подойдем к ледяному полю – дайте знать, я Вас сменю.
 - Есть, капитан!
- А вы, господин Эндрюс? Может и Вам стоит отдохнуть перед важными событиями?
- Нет. Я хочу завершить некоторые расчеты по котлам.
- Ну как знаете. Не проводите меня до каюты?
- Конечно.

- Я позвал Вас, Томас, с собой, чтобы наедине переброситься парой фраз.
- А, по-моему, уже все обговорено до тошноты. Даже не понимаю, как в такой момент Вы можете думать о сне.
- О сне, еде и женщинах нужно думать всегда, дружище.
- Ценю Ваш юмор, но поверьте, мне тяжело уродовать собственное детище.
- Понимаю, Томас, для Вас «Титаник» как собственный ребенок. Это ведь Ваш первый корабль, который Вы спроектировали от начала до конца?
-Увы…
- Но вспомните Библию. Абрам готов был принести в жертву Богу собственного сына, но того заменили ягненком. У Вас замена более гуманная.
- Не глумитесь над Проведением. Я совершено не понимаю, зачем эта жертва нужна нашим богам.
- У них свои причуды. И нам с Вами их не понять. Вы всего лишь конструктор «Титаника», я – всего лишь его капитан. У каждого из нас своя работа. И мы должны эту свою работу сделать хорошо… Впрочем, все что могли, Вы уже все сделали. А моя работа только начинается, и перед этим я намерен немного отдохнуть.   
- При нашей скорости в 21 узел, отдыхать Вам придется совсем не много.
- Полторы склянки до кромки ледяного поля. Но не думаю, что первый же айсберг окажется точно на пути нашего следования.
- Это по теории вероятности.
- Разумеется. Вы к себе?
- Да.
- Тогда я зайду за Вами, когда все начнется.
- Хорошо. Спокойного сна, капитан.

Лайнер «Титаник». Капитанский мостик.14 апреля 23 часа 39 минут. Первый помощник Уильям Мэрдок получает от впередсмотрящего Фредерика Флита сообщение: «Айсберг прямо по курсу!».
- Лево на борт! Срочно капитана сюда! Полный назад! Перекрыть все отсеки!

23:40 «Титаник» не успевает выполнить задуманный маневр и касательным ударом налетает на подводную часть айсберга.

23:42 Капитан Смит и следом за ним конструктор Эндрюс поднимаются на мостик.
- Немедленно перекрыть створки между всеми шестнадцатью отсеками!
- Уже сделано, капитан.
- Стоп машина!

23:50 «Титаник» полностью остановился. При этом из машинного отделения раздается грохот. Капитан Смит вместе с Томасом Эндрюсом принимают решение спуститься на нижние палубы, чтобы оценить нанесенные лайнеру повреждения.
- Бортовой разрыв – это плохо… Это очень плохо…
- Ворчать на корабле – это моя прерогатива, Томас. И не вижу смысла спускаться ниже палубы кают 3 класса. На полу лужи.
- Вперед идти тоже нет смысла. Почтовое отделение, судя по всему, уже затоплено полностью. Заполнение водой трюмов носовой части – это вопрос только времени.
- И сколько его у нас, по Вашему?
 - Идемте в четвертый отсек. Если там воды нет, то будем считать, что нам повезло.

Судно «Самсон». Каюта капитана. 14 апреля 23 часа 50 минут.
- Сэр, «Титаник» только что остановился у самой кромки ледяного поля.
- Не понял! Этот, старый как дерьмо мамонта, Смит в дрейф залег там что ли?! И еще уснул, наш большой специалист по мелям…
- А может он уже выполнил свою задачу?
- Так быстро? Только подошел и тут же наткнулся. По Вашему опыту, капитан, это реально?
- Маловероятно, но, может, ему повезло.
- Если Вы правы, через полчаса он должен возобновить движение. Подождем.

Лайнер «Титаник». 15 апреля 0 часов 0 минут. Смит и Эндрюс из трюмов поднимаются на капитанский мостик.
- Ну и сколько же у нас времени?
- Полагаю, часа два – два с половиной. Поскольку пробоина ниже ватерлинии дошла до пятого отсека. Это где-то метров девяносто. Да, два с половиной, не больше. Это вопрос решенный. Меня сейчас интересует другое…
- Что именно?
- Перед отплытием я получил письмо с рекомендацией остаться на берегу.
- И кто Вам такое посоветовал?!
- Посейдон.
- Чушь… Да нет, не может этого быть.
- А Вы уверены, что боги в самый последний момент не поменяли свои планы?
- Исключено, сто чертей! Я веду этот лайнер, и я отдал управление своему первому помощнику. Я, никто другой, сто чертей и ржавый якорь!
- На подходе к айсбергам Вы планировали сменить Мэрдока, но он не дал Вам этого сделать. Или не успел…
- Исключено. По инструкции вероятность столкновения с айсбергом по всей протяженности ледяного поля оценивалась в 70%, а то, что такое произойдет на первой же попавшейся льдине, у самой кромки, вообще, на нуле.
- Вероятно, виновата теория вероятности. Кстати, что там по Вашей инструкции, насчет оставшихся 30%?
- Вторичный заход в ледяное поле с обратной стороны.
- И причина смены курса основательная.
- Не сомневайтесь.
- Можно полюбопытствовать?
- Нет. Давайте думать о главном.
- Думать-то особо не о чем. Если в пределах двух часов хода от нас нет ни одного корабля, то мест в шлюпках хватит лишь на половину присутствующих. А наша очередь, по статусу, последняя очередь. Так что нам с Вами мест нет…
- Вообще-то, нас сопровождает одна посудина, но выходить с ней на связь мне запрещено.
- Посейдон, полагаю.
- Да. Но есть вариант. Первой партией отправляем ему наших женщин и детей. Пустые шлюпки возвращаются и забирают с «Титаника» всех оставшихся, включая нас с Вами.
- Значит, женщин и детей будет спасать Посейдон, а мужчины останутся в шлюпках ждать подхода других кораблей. Вы быстро ориентируетесь в ситуации, капитан. Дело за малым – узнать мнение Посейдона.
- Он не убийца, я – тем более… 

00:03 Эндрюс и Смит на капитанском мостике.
- «Титаник» неизбежно затонет, поскольку переборки между отсеками не в состоянии перекрыть уровень поступающей воды. И по мере заполнения отсека, вода станет переливаться в следующий, по принципу домино.
- В нашем распоряжении немногим более двух часов. Всем членам команды приступить к эвакуации пассажиров. Спокойно обходим каюты, спокойно будим пассажиров и вежливо приглашаем их выходить на шлюпочную палубу. Сажаем в шлюпки в первую очередь только женщин и детей. Никакой суеты, провоцирующей панику. Обход кают начинаем с палуб первого класса. Я тоже иду. Все! Приступить к исполнению… Вас, господин Эндрюс, я просто прошу помочь моей команде.
- Можете считать меня и всех сотрудников моей компании членами своей команды.
- Благодарю Вас, Томас.

00:05 Смит будит пассажиров первого класса.
- Господин Астор, нас задел айсберг. Причин для тревоги нет, но все же…
- Да, я заказывал в номер лед, но целый айсберг – это все-таки чересчур.
- Сэр, приготовьтесь к эвакуации.
- Причин же для тревоги нет.
- Нет, если Вы согласитесь мне помочь.
- Разумеется, капитан, все, что в моих силах.
- Один вопрос (если не сможете ответить честно, можете не отвечать): Вы тоже получали письмо с рекомендацией отказаться от этого путешествия через океан?
- Это сейчас так важно?
- Это вопрос жизни и смерти… Нашей с Вами жизни.
- Хорошо, получал, но счел для себя неприемлемым менять решение.
- Значит, я в Вас не ошибся. И Ваше мнение в состоянии повлиять на решение капитана судна, оказавшегося поблизости от нас.
- Простите, не понял. Вам, как капитану с капитаном, говориться, как мне кажется, проще. Причем здесь я?
- Судно принадлежит Посейдону, который и рекомендовал Вам воздержаться от этой поездки. Должностная инструкция не позволяет мне выходить на связь с этим судном. А вам никто не запрещает пройти со мной в радиорубку…
- И что я должен буду сказать: «Спасите – помогите»?
- Не знаю. Но ситуация критическая. А Посейдон скорее прислушается к Вашему мнению, чем к моему.
- Нет, капитан, в этой жизни каждый отвечает только за себя.

00:14 Капитан Смит входит в радиотелеграфную рубку.
- Вижу, что не спите, молодцы. Проверок сегодня больше не будет. Но расслабляться все равно не стоит. Что я хотел Вам сказать… Если зайдет кто из пассажиров и от моего имени попросит выйти в эфир – не отказывайте ему. Это все. Продолжайте нести вахту.
- … разрешите обратиться.
- Да, слушаю.
- … не знаю, но может быть…
- Не мямлите, старший офицер связи, я спешу.
 - Не подать ли нам сигнал бедствия, может быть?
- Ну, хорошо. Дайте сигнал «CQD» с координатами 41.46 норд 50.24 вест.

Судно «Самсон». Каюта капитана. 15 апреля 00 часов 15 минут.
- Сэр, с «Титаника» принят сигнал бедствия.
- Что!?
- Условный сигнал бедствия «CQD» с координатами…
- Смит что, обнаглел как пьяный динозавр? Мерзавец! Какие еще координаты?! Кто…
- Ложные, сэр.
-Что «ложные», капитан?
- «Титаник» послал в эфир сигнал бедствия с ложными координатами своего места крушения.
- Не понял.
- В радиограмме указаны координаты места запланированного выхода «Титаника» из ледяного поля. Капитаном Смитом указано место у западной кромки ледяного поля, в то время как сам лайнер, по-прежнему, дрейфует у его восточной кромки, так и не войдя внутрь этого поля.
- Что все это значит?
- Понятия не имею, сэр. Могу только сказать, что указанные в сигнале бедствия координаты содержатся в моей инструкции на случай реализации нами «плана В». По этому плану, «Титаник», благополучно миновав ледяное поле и выйдя в указанную точку, должен принять сигнал бедствия с нашего судна. Какие будут указания, сэр?
- Огни «Титаника» еще не потушены?
- Никак нет.
- Продолжайте наблюдение за ним. И позовите сюда моего агента.

Лайнер «Титаник». Шлюпочная палуба, правый борт. 15 апреля 00 часов 20 минут. Капитан Смит дает указания своему второму помощнику:
- Чарльз, возьмите в моей каюте бинокли и организуйте постоянное визуальное наблюдение за сектором Норд – Вест – Норд. Как только дрейфующее там судно подаст признаки жизни – немедленно поставьте меня в известность.
- Разрешите спросить, сколько у нас времени?
- Порядка двух часов, Чарльз.
- И мест в шлюпках всем не хватит…
- Выполняйте приказ!
- Есть, сэр.
- Готовить шлюпки к спуску! Сажать только женщин и детей.

Судно «Самсон». Каюта капитана. 15 апреля 00 часов 30 минут.
- Агент Флинт, меня не интересуют обстоятельства Вашего знакомства с капитаном Смитом. Я хочу, чтобы Вы влезли в шкуру этого человека, думали как он, действовали как он…
- Это не сложно, поскольку капитан Смит предсказуем как электрический ток. А вы, как я полагаю, желаете знать почему «Титаник» до сих пор дрейфует у входа в ледяное поле.
- Не только. Смит подал несанкционированный радиосигнал, указав координаты места, в которое он должен был выйти, уже преодолев полосу айсбергов.
- А что он должен был сделать, действительно оказавшись в этой точке с обозначенными им координатами?
- Запланированы два варианта. Первый: Смит останавливается в ледяном поле и гасит все бортовые огни на «Титанике». Через полчаса включает их и продолжает движение. Второй вариант: Смит не останавливается в ледяном поле и не гасит огни, а при выходе из поля в точку «В» устраивает стрельбу сигнальными ракетами. Это в плане. То, что реально вытворяет этот Смит, Вы знаете сами. Вопрос: Что происходит на «Титанике»? Что за третий вариант придумал уважаемый нами капитан?
- Очевидно одно: ситуация на «Титанике» нештатная и вышла из-под контроля капитана.
- Это я понял и без Вас. Меня интересует, что именно капитан пытается показать своими действиями?
- Давайте рассуждать логически.
- Попробуйте. Кстати, когда Вы сошли с «Титаника» в Квинстауне, куда, все-таки, Вы подевали роман  Робертсона «Тщетность»?
- Я уже докладывал, что не помню.
- Хорошо, давайте по логике…
- Имеем: «Титаник» остановился, но огни не потушил, показывая продолжение своего следования вперед, к пункту «В».
- Да. Вот, в чем здесь логика Смита?
- Затем «Титаник» сообщает координаты пункта «В», никуда, при этом, не двигаясь. Дрейф в расчет не берем.
- Не берем!
- Показывает, что он дошел до пункта «В». Дошел, но сигнальные ракеты не пускает…
- Не пускает.
- То есть: движется, но не очень, дошел, но не совсем…
- Точнее не скажешь. И Вы точно уверены, что Ваше личное знакомство с капитаном осталось тайной для Ваших коллег кочегаров?
- Полностью, сэр. С Вашего позволения я продолжу: единственное нарушение инструкции Смитом, в подаче им сигнала бедствия.
Можно еще сказать: остановился по первому варианту, но не потушил огни – по второму.
А потом показал, что дошел до пункта «В» - по второму варианту, но не дал световых сигналов – по первому.
- И что в итоге?
- Из всей схемы выпадает лишь сигнал бедствия.
- О какой схеме Вы говорите?
- Он тонет. Тонет и просит о помощи.
- О какой схеме речь, я спрашиваю.
- О схеме, соответствующей имеющимся у Смита инструкциям. И Смит просит о помощи, причем просит тех, кто знает о его истинном местоположении. То есть, просит именно Вас.
- Не говорите ерунды, Джон… Тонет. «Титаник» непотопляем!
- Сын Беллерофонта  тоже думал, что его не сможет остановить и сам Зевс.
- Да что Вы, Джон Коффей, можете знать о Зевсе?
- Достаточно, если только…
- Что «если»?
- Если только он один, и жил в Древней Греции.
- Идите, я Вас больше не задерживаю.

Лайнер «Титаник». Шлюпочная палуба, левый борт. 15 апреля 00 часов 40 минут. Капитан Смит дает указания своему пятому помощнику:
- Гарольд, я, кажется, распорядился сажать в шлюпки только женщин и детей!?
- Да, сэр, но…
- Никаких «Но»!
- Так мы спасем лишь женщин и детей. Мест…
- Слушайте, Гарольд, между нами. По моей команде, все спущенные шлюпки направите к судну, идущему к нам курсом Норд – Вест – Норд. До этого шлюпки должны держаться вблизи «Титаника» и подбирать всех, кто случайно окажется за бортом. Так что сажайте только женщин и детей – их примет судно. А потом, вторым рейсом, мужчины смогут довольствоваться уже освободившимися шлюпками. И больше никаких вопросов, Гарольд.
- Какое судно, капитан?
- Я сказал: «Никаких вопросов»!

Судно «Самсон». Каюта капитана. 15 апреля 00 часов 45 минут.
- Капитан, чем там у Вас занят Флинт?
- По-прежнему ведет визуальное наблюдение за «Титаником». Сами взглянуть не желаете?
- Нет. Все по-прежнему? Огни не тушил, ракеты не пускал?
- Я, собственно, и зашел сообщить, что «Титаник» повторил сигнал бедствия, указав все те же ложные координаты своего местоположения. Какие будут распоряжения?
 - Ждать.
- Прошу прощения, ждать чего?
- …Светопреставления. Идите. Флинта ко мне.

- Вызывали?
- Скажите, Джон, чего нам теперь ждать от Смита?
- Это он ждет, когда мы, наконец, двинемся к нему.
- Смит паникует?
- А Вы бы не паниковали, видя, что никто не собирается вытаскивать Вас из беды?
- Вопросы здесь задаю я! Смит паникует?
- Паника неизбежно началась, если бы Смит погасил бортовые огни на тонущем «Титанике». В строгом соответствии с Вашим первым вариантом.
- Вы, по-прежнему, полагаете, что «Титаник» тонет?
- И чем дольше – тем быстрее.
- Даже если бы он и распорол об первый же встречный айсберг 4 носовых отсека, то и тогда его плавучести ничего бы не угрожало.
- А если 5?
- А почему не все 16?
- Как знать.
- Вот именно.
- Я могу идти?
- Послушайте одну вещь. Главный конструктор этого монстра не сомневается в том, что если на скорости 20 узлов «Титаник» напорется даже на отвесный утес, то и тогда он раскроит себе лишь 3 носовых отсека, сыграющих роль амортизатора удара. Чтобы разошлись швы на 4-х отсеках, требуется удар на скорости 25 узлов. А для пяти – 32. Так кому из Вас прикажите мне верить? Идите.
- И какова была скорость «Титаника»?
- 21 узел.
- Тогда я ничего не понимаю.
- Очень жаль, потому что я, тоже…

Лайнер «Титаник». Курительный салон I класса. 15 апреля 00 часов 50 минут.
 - Итак, лорд Исмей, Вы полагаете, что старина Смит идеально проводит эвакуацию лайнера?
- Я только сказа, что капитан Смит действует сообразно складывающейся обстановке.
- Господа, полагаю, что правы оба. Каждый по-своему.
- Разве такое возможно, Бенждамен?
- Представьте себе, да. Ведь до сих пор никто, я подчеркиваю, никто, не сомневался в абсолютном торжестве технического прогресса над слепыми силами Природы.
- Уж не желаете ли Вы сказать, что виною всему простой технический просчет?
- Боже меня упаси ставить под сомнение торжество технической мысли нашего времени, господин Гуггенхайм.
- Тем не менее, господа, крен моего стакана шотландского виски красноречивее всех говорит о кризисе веры в нашу хваленную техническую мысль.
- Вы абсолютно правы, господин Штраус, «Титаник» просто обречен стать символом суетности Человека перед волею Провидения.
- Позвольте не согласиться с Вами обоими. Роль Проведения, либо Случая, это как Вам будет угодно, всегда сводится лишь к закономерному стечению обстоятельств. И не более того.
- Хотя я и не разделяю столь радикальных материалистических взглядов, однако, вынужден признать, что с гибелью нашего «Титаника» неизбежно закончится и столь блистательная эпоха техноэйфории.
- Позвольте, господин Астор, продолжить Вашу мысль. Уж не считаете ли Вы, что техноэйфорию сменит технофобия?
- Ну, это вряд ли. Я лично не вижу оснований для столь решительного вывода, но полностью согласен с Исидором Штраусом в отношении крена его стакана шотландского виски.

Судно «Самсон». Каюта капитана. 15 апреля 00 часов 55 минут. К Тритону входят капитан и Флинт.
- В чем дело, Флинт?
- Я вот что подумал, сэр. Может все дело в том, что «Титаник» потерял не плавучесть, а утратил способность к движению – от удара могло переклинить машины. Это многое объясняет. Во всяком случае, начинает просматриваться логика в действиях капитана Смита.
- Ну вот и Вы пришли к тому же выводу, что и я. А посему продолжаем спокойно ждать рассвета.
- А потом?
- Потом, Флинт, домой.
- Простите, что вмешиваюсь, сэр, но «Титаник» только что вторично подал сигнал бедствия.
- Координаты, Чарльз!
- Прежние, сэр.
- Хорошо, продолжайте наблюдение, господа.
- Осмелюсь добавить, что за радиосигналом последовала сигнальная ракета.
- Хорошо, продолжайте наблюдение.
- А если Смит выпустит еще одну сигнальную ракету?
- Ответьте ему тем же.

Лайнер «Титаник». Шлюпочная палуба, левый борт. 15 апреля 1 час 10 минут.
- Капитан, судно по курсу Норд – Вест – Норд ответило на наши сигнальные ракеты запуском своей.
- Слава Господу. Направляйте, Лоу, наши шлюпки в направлении этого судна. И быстрее спускайте следующие… Слава Господу.

Судно «Самсон». Каюта капитана. 15 апреля 1 час 15 минут
- Сэр, по всей видимости, спущенные с «Титаника» шлюпки направляются к нам.
- Зачем?
- Не понял, сэр.
- Идите, капитан.

Лайнер «Титаник». Шлюпочная палуба. 15 апреля 1 час 35 минут. Первый помощник капитана стреляет над головами нескольких мужчин, самовольно прыгнувших в полупустую пятнадцатую шлюпку
- Отойти от шлюпки! Только женщины и дети.
- Кретин, где здесь Вы их видите?!
- Женщины и дети. Буду стрелять!
- Места же еще остались!
- Все назад, буду стрелять!
- Уильям, наша договоренность в силе?
- Разумеется. Проходите, лорд. Шлюпку на воду!

Судно «Самсон». Капитанский мостик. 15 апреля 1 час 40 минут. 
-Что за черт! Почему горят наши бортовые огни?!
 - Я заходил к Вам с докладом, сэр, но Вы меня слушать не стали.
- Какой доклад? Да потушите, наконец, эти чертовы огни.
- Слушаюсь.
- Я, кажется, задремал. Так, что тут произошло, капитан?
- Шлюпки с «Титаника» направляются в нашу сторону.
- И Вы так спокойно об этом говорите?!
- Я всего лишь констатирую факты.
- Где же Вы их видите?
- Факты, сэр?
- Нет, шлюпки!
- Я их не вижу.
- Не заставляйте меня, капитан, вытаскивать клещами из Вас каждое слово.
- После того как мы ответили «Титанику» сигнальной ракетой и включили бортовые огни…
- Какого черта?!
- Вы распорядились, в случае подачи светового сигнала с «Титаника» ответить ему тем же.
- Я не распоряжался включать бортовых огней!
- После этого, с «Титаника» была принята световая морзянка: «Идем к Вам». Сам лайнер, по-прежнему, дрейфует. Из чего я делаю вывод, что к нам направляются спущенные на воду шлюпки. Это все, сэр.
- Чарльз, я Вас, в конце концов, уволю…

Лайнер «Титаник». 15 апреля 1 час 45 минут.
- Капитан, погасли огни судна, к которому направлялись спущенные шлюпки.
- …Проконтролируйте спуск оставшихся шлюпок, Чарльз. Я должен отойти. Каждый отвечает за себя…

Судно «Самсон». 15 апреля 2 час 05 минут. 
- Сэр, в эфире Смит. Он хочет говорить с Посейдоном.
- Слушаю.
- Говорит капитан «Титаника», Эдвард Смит. Мне нужен Посейдон.
- Можете говорить мне.
- «Титаник» продержится не более… «Титаник» уже не спасти. Я перевыполнил план. Конец связи.
- Полный вперед, Чарльз.