Командиры конвойных кораблей и капитаны вспомогательных судов собрались в штабе, посоветоваться, как жить дальше. Ситуация явно никого не устраивала, пассивно ждать пока в тебя влепят 130-мм реактивный снаряд, отнюдь не самое лучшее решение. Но как этого избежать?
Корабельная артиллерия тральщика и АК по берегу стрелять не может-30-мм для этого дела - калибр явно несерьезный, попросту не достанет, подойти поближе к берегу и смести батарею огнем - невозможно из-за запрета стрелять первыми. Да и риск большой. Тут для достойного ответа пушки нужны явно покрупнее - как минимум 76-мм, а лучше эсминец со 130-мм главным калибром - порядок бы быстро навели. В свое время эсминец «Веский» тут возле Массауа неплохо поработал, еще в ту войну.
Однако командир базы пояснил, что Москва не дает добро на применение более мощного оружия-все же Союз с Эритреей официально не воюет. Дипломатия-с!
Командирам и капитанам надоело под обстрелами дергаться, изображая мишени, совместно решили поменять тактику - на закате быстро выскакивать из бухты на рейд (в темноте невозможно – северный выход узкий и извилистый) и становиться на якорь. Светомаскировка полная, ходовых и стояночных огней не включать. Ночью на постах танкера оставлять стрелков, оружие на кораблях держать в готовности к применению. Плюс патрульные катера эфиопов в дозоре, плюс береговые патрули и наблюдательные посты.
В предрассветных сумерках на полном ходу выходить в пролив, чтобы проскочить Шуму еще затемно.
АК-312 должен был на 25-узловом ходу пройти вперед по курсу конвоя и набросать дымовых шашек, чтобы к подходу кораблей видимость была для эритрейцев нулевой.
Ход держать 10-11 узлов и не рыскать по курсу, во избежание столкновения, контролировать обстановку локаторами. Возвращаться назад таким же манером, только уже ночью, со светомаскировкой и радиомолчанием. Иного выхода просто не было. Так и решили, закрепив приказом по части. И получилось! С тех пор ни разу никого на выходе не приловили, только в пути или при подходе к базе...
В таком режиме танкер начал ходить до Джибути и обратно, почти как рейсовый пароход. Изредка удавалось проскочить без обстрела, но чаще на траверзе Шумы в темноте поднимались огненные трассы летящих реактивных снарядов и гремели взрывы.
Темнота тропической ночи и светомаскировка спасали от попаданий, хотя и существовала опасность при маневрировании наскочить на рифы. Но постоянное напряжение выматывало и людей и судно. Всем требовалась передышка...
В каюту капитана пришел старший механик.
-Все, Володя, надо на пару недель в ремонт, а то реверсами скоро главный двигатель угробим. Да и кондишен барахлить начал, все же дырку тогда неплотно заделали, фреон уходит. А без кондишена дело швах…
-Ладно, Франц, составляй ведомость, попрошу на эскадре две недели ППР. Больше не дадут - надо топливо возить постоянно, сейчас много эфиопских кораблей на снабжении.
Танкер приткнулся к плавмастерской , у механиков и мотористов началась работа.
А на острове было невесело - надо было снабжать несколько тысяч солдат и беженцев, спасшихся из Массауа и расселенных по деревням и палаткам на островах Дахлак –Кебир и Фатма .Среди них было много больных и раненых. Запасы базы неуклонно таяли .
Две недели пролетели быстро, и танкер сразу был направлен в Аден за горючим, водой и продовольствием. Попутно надо было зайти в Асэб, высадить 19 человек демобилизованных и офицеров ПМТО
Выписка из судового журнала СМТ «Иман»
11.апреля 1990г.
03.30.Снялись с якоря. Следуем в п. Аден.
03.54.При выходе на внешний рейд начался обстрел. Фрегат F-1617 произвел четыре залпа кормовой установкой «Град» по п-ову Бури.
04.20.Обстрел прекратился. Следуем в охранении АК-312 и МТЩ «Разведчик».
До середины мая танкер успел сделать еще два рейса в Аден. На обстрелы смотрели уже как на привычное дело. Уже знали, что будут бить из десяти трубчатых направляющих, не прицельно, и с большим рассеиванием.Успевают эритрейцы сделать не больше одного залпа. Самое страшное - смотреть и ждать, стиснув зубы от бессилия.
Проклятая рулетка крутилась …
С 12 по 19 мая танкер производил заправку кораблей и береговых цистерн.
В это время на остров, в сопровождении кораблей конвоя, шел танкер Приморского пароходства «Интернационал». И тут эритрейцы применили свою новую тактику, а наши моряки показали, на что они способны…
(продолжение следует) (на фото-пулеметчики с АК-312)