Мастерство Сергея Никоненко

Алексей Курганов
На нашем ТВ сложилась, я бы сказал, устойчивая странность: по центральным каналам показывают откровенный мусор - и в то же время на каналах, скажем так, менее посещаемых периодические появляются если не подлинные шедевры телевидения, то во всяком случае, очень интересные телеработы. Одна из таковых – цикл передач « Встречи с любимыми актёрами» на «Знании» (демонстрируется каждый будний день в 12.30 и 20.30). Здесь идёт УМНЫЙ и, надеюсь, ИСКРЕННИЙ разговор наших Актёров –творческих личностей с  действительно Большой буквы со зрителями, причём именно не со статистами, а  людьми в этой встрече заинтересованными и к этим встречам явно готовившимся.
Например, в августовские дни я  с большим удовольствием смотрел такую встречу  с Сергеем Никоненко. Без всякого сомнения, уникальный актёр: сыграл почти в двухстах (!) фильмах и сериалах, очень удачно отметился как режиссёр. Лично мне больше всего нравится его экранизация шукшинского рассказа «А поутру они проснулись». Вообще, к творчеству Василия Макаровича Никоненко относится очень трепетно: например, его «чудики» это один-в-один «чудики» шукшинские (например, Николай Николаевич Князев, мастер по ремонту телевизоров из никоненковского фильма «Ёлки-палки!», поставленного, кстати, по мотивам именно шукшинских рассказов).
В чём ЗАПОМИНАЕМОСТЬ никоненковских работ? Моё мнение: в деталях. Вот пример: в упомянутом фильме «Ёлки-палки!» Куравлёв, который играет эпизодическую роль электрика, носит с собой сетку с пачками сахара. Деталь? Несомненно. Но деталь почему-то запоминающаяся. Если бы в сетке были просто набор продуктов, то на неё никто бы и не обратил внимание. А тут – сахар! Зачем электрику столько сахара? Навевает на многозначительные вводы, тем более что он по сценарию любит выпить…