Быть человеком

Светлана Коппел-Ковтун
Человек — это не ответ. Человек — это вопрос.
П. Тиллих

I

Что это значит — быть человеком?
Не знаю, много ли найдётся сегодня людей, задающихся этим вопросом. Думаю, большинство озадачено лишь тем, как быть успешным, богатым, счастливым, любимым, знаменитым — «крутым» в общем. Как бы и не важно — кем, важнее — каким. Разумеется, преуспевающим и счастливым — потребителем! Слово «человек» как бы выпадает не только из словосочетания, но из зоны нашего внимания. Оно кажется вполне понятным и без размышлений: все мы — люди, и ничто человеческое нам не чуждо. И всё же, попробуем поразмышлять.

Что такое человек?
Каким надо быть, чтобы действительно быть человеком?

Прежде всего, мы должны понять, на что равняться, что с чем сравнивать. Что есть норма и что есть отклонение от нормы. Только так мы сумеем понять, когда человек равен себе, когда нет и когда превосходит сам себя.

Первое, на что важно обратить внимание, человек — динамичен, а не статичен по природе. Он всё время находится в движении, изменяется, развивается (или деградирует). Человек — это нескончаемое становление, процесс. Потому любые оценочные суждения о человеке не могут быть абсолютными — они всегда относительны: завтра человек может быть уже совсем другим, обновлённым, — не таким, каким был сегодня. Если только он жив: не умер или не стал «живым трупом». Хорошо об этом сказал А.А. Ухтомский: «Человеком нельзя быть, им можно лишь делаться», «естество его делаемо есть».

Отсюда вытекает второй вывод, который мы можем сделать: каждый из нас находится на разной стадии становления, каждый из нас по-разному близок или далёк от идеала — того, чем человек может и должен стать.

Кто-то скажет: «А зачем нам идеал? Мы обойдёмся без идеалов!» И произнесёт величайшую глупость, ибо идеал — это маяк или указатель на пути становления, без которого нельзя понять, в какую сторону следует двигаться, нельзя определить и место своего положения на шкале, отражающей процесс становления.

Некто, предположим, говорит человеку: «Ты урод, потому что у тебя нет мерседеса!». Стало быть, этот некто утверждает, что наличие мерседеса — обязательное условия для человека, без которого он как бы и не человек вовсе. В роли этого «некто» зачастую выступает реклама. Она внушает обывателям с телеэкранов, что для того, чтобы они имели право считать себя полноценными людьми, они просто обязаны приобретать те или иные товары. И бедные обыватели изо всех сил тянутся, стремятся купить символы хорошей жизни, вкладывая в них всё своё состояние и жизненные силы. Они сравнивают себя с внушёнными им псевдоидеалами, оглядываясь не на Христа, а на марки автомобилей, диагонали телевизоров, всевозможные лейблы и прочие малозначащие вещи. Обыватель не спешит задуматься о самом главном для себя, о том, что действительно может сделать его самого и жизнь его лучше, потому что гадкий телевизор ничего не говорит ему о главном — о подлинных идеалах, без которых нельзя быть человеком.

Подлинные идеалы сегодня попраны и презираемы. А это значит — полным ходом идёт (не может не идти) процесс расчеловечивания — то есть попрание человеческого достоинства в человеке. А чем может закончиться такой процесс? Фашизмом, разумеется, всяческими зверствами, тиранией и немыслимыми убийствами... Иначе не бывает, когда человеческое в человеке обесценивается. Нашумевший случай с Оксаной Макар, которую изнасиловали, придушили и живьём подожгли не какие-то отморозки-бандиты, а вполне обычные парни — весьма показательный в этом смысле. Он, как первый звоночек, должен заставить нас задуматься: куда же мы так стремительно бежим?

Обывательский идеал сегодняшнего дня — агрессивный, бессердечный, циничный человек, уважающий только материальные ценности и физическую силу, и смеющийся над нравственными идеалами или подменяющий их мнимыми, фальшивыми. Грубость, лицемерие, хамство вознесены на пьедестал, откуда свергнуты скромность, уважение к другому, совестливость... Добродетели приравнены к порокам, порокам дан статус добродетелей. И равнодушные к святыням обыватели слепо следуют этим путём, несмотря на то, что он ведёт в ад — не метафизический, а вполне очевидный, земной, где насилие над человеком становится нормой.

Так было в истории не раз. И так будет снова. Ложные идеалы, укоренившиеся в массах, приводят к социальным катастрофам.

Образно говоря, человек подобен сосуду, который, если не наполняется святыней, то не пустует, а непременно заполняется всевозможными сквернами. «Свято место пусто не бывает», — говорят в народе. И вот когда души людей переполнятся скверною, она начинает извергаться вовне. Социум как бы изрыгивает из себя все скверны, и человеки захлёбываются, тонут в собственных нечистотах.

Так, во время социальных катаклизмов, люди излечиваются на время от безнравственности и ложных идеалов. Потрясённые злой правдой о себе, они смиряются, наказывают виновных, называют вещи своими именами и живут некоторое время в рамках приличий. Пока помнят о пережитых ужасах, пока хранят в душе идеалы, подлинность которых установлена и подтверждена в страданиях.

Так что жить без идеалов — неразумно и преступно. Опасно (т.е. грешно) и жить с ложными идеалами, которые не созидают в нас человека, а разрушают его.

А что такое идеал в данном контексте? Кто есть выразителем истины о человеке для нас? «Я есть Путь, Истина и Жизнь» (Ин.14:6), — говорит нам Христос. Полнота человечности присуща только Христу. Именно поэтому жизнь христианина должна быть христоцентричной, должна во всём и всегда равняться по Христу, оглядываться на Христа. Чтобы правильно оценить себя, человек должен сравнивать себя со Христом.

Но быть добродетельным сегодня немодно, непрестижно, зато быть наглым и хамовитым — по-настоящему «круто». Таков идеал! Причинить как можно больше зла ближнему и ещё надругаться над его душой, подтасовав факты таким образом, чтобы жертва казалась злодеем, а злодей — жертвой. Вот это — здорово!  Этому норовят подражать всё чаще — как идеалу, как истине о человеке.

Быть сильным — безумно и бессердечно сильным — таков нынешний идеал многих людей. И это страшно, ибо по идеалу они строят жизнь: свою, личную, и социальную, общую для всех.

Размышляя об этом, вспоминаю пушкинское:

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей.
                («Евгений Онегин»)

Или Бродского:

Лучший вид на этот город — если сесть
                в бомбардировщик.
                («Представление»)

Не просто неприятно — страшно смотреть на человека под таким углом зрения. Он безобразен, омерзителен в таком виде. Принять такого человека за норму может только весьма ограниченное сознание.

Так каков же верный, правильный идеал для человека? Быть может, он действительно должен быть мускулистым тупицей, знающим только свой корыстный интерес?

Если бы люди умели усваивать уроки истории, то они знали бы ответ на этот вопрос. История говорит: нет! Идеал не таков, иначе у людей не было бы истории.

Когда же человек равен себе? Когда он — вполне человек? Святитель Иоанн Златоуст отвечает: Если хотите узреть человека, не смотрите в сторону царских престолов или палат вельмож, но поднимите глаза к небу — взгляните на Христа. Вот он — подлинный идеал человека. «Но когда мы Его видим, мы видим то, чем мы призваны быть… это наше призвание, это воля Божия о нас», — дополняет Златоуста митрополит Антоний Сурожский.

И ещё он говорит: Никто из нас не смог бы уверовать во Христа, если бы не встретил на своём пути человека, с отражённым на его лице светом Христовым. Для человека важно знать, что заявленный христианством прекрасный идеал — не просто умозрение, но что он реально достижим.

Вопрошающий об истине нуждается во Христе, жаждет и ищет Его. Он нуждается в том, чтобы встретить Христа в лице ближнего своего. Следующим этапом должна стать встреча человека со Христом в себе самом. Только после этого может начаться его подлинный путь развития — путь становления богоподобной личности.

Мы обязаны знать правду о себе — это важно, что мы не монстры, не человекоубийцы, хоть и поверить в это, порой, намного проще, ибо всякого рода монстров среди нас куда больше, чем богоподобных ангелов. И всё же, последняя правда о человеке — Христос в нём.

Но есть и другая правда о человеке: без Христа он легко превращается в чудовище. О ней тоже не следует забывать, если не хотим оказаться ввергнутыми в пучину сатанинской злобы и бесчеловечности, которая смоет наши грехи и грешки вместе с нами и нашими детьми. Так было уже в истории. Хорошо бы усвоить её уроки вовремя.


Продолжение здесь: http://proza.ru/2012/09/02/1892


http://omiliya.org/content/byt-chelovekom.html