Стукач

Михаил Зеленко
     Наконец-то,  после  зимней  стужи  наступили  тёплые,  солнечные  дни.  День  заметно  прибавился  и  продолжал  стремительно  увеличиваться.  Ласковые  лучи  солнца   вовсю  чернили  дороги,  превращали   снег  на  тротуарах  и  дорожках  в  кашицу,  а  на  крышах  домов  и  солнцепёках  в   искристый  наст. С крыш  повисли  хрустальные  сосульки,  вразнобой  звенела  капель.               
     Я  не спеша, шёл по Парковому  переулку,  наслаждаясь  тёплым  солнцем,  свежим  воздухом  и  звоном  капели.                Как  вдруг,  за  квартал,  услышал  знакомую  «барабанную  дробь».  Внутри  всё  оборвалось.  Вот  уже  несколько  лет  именно  в  этом  месте  я  слышу  эту  чарующую  мелодию,  оповещающую  о  начале  весны.               
     Я  подошёл.  Остановился.  Остановились  и  шедшие  сзади  за  мной  весёлой  щебечущей  стайкой  ребятишки-школьники  младших  классов.               
     На  противоположной  стороне  переулка,  высоко  на  засохшей  ветви  ствола  одного  из  тополей,  крепко  держась  коготками  и  опираясь  на  хвост,  сидел  дятел.  Раздалась  новая  трель,  разливаясь  по  всей  округе. Мы,  задрав  головы,  молча  наблюдали  за  ним.               
     Из  ворот  автомобильного  рынка  торопливо  вышел  мужчина  и  на  ходу,  кивком  головы  показывая  на  дятла,  бросил: «Стукача  слушаете?» – и,  не  дожидаясь  ответа,  сев  в  машину,    укатил.               
     Мне  стало  интересно,  и  я  спросил  у  ребятишек,  знают  ли  они,  что  это  за  птица?  Какую  пользу  она  приносит?  И  в  чём  её  необычность?               
     Ребятишки  попались  словоохотливые,  и  наперебой  стали  отвечать,  что  это  не  стукач,  а  дятел  и  что  он  выклёвывает  из  деревьев  всяких  букашек  и  жуков.               
     - Правильно! – поддержал  я,  переведя  разговор  в  шутливую  форму.  – Какой  же  он  стукач,  если  всем  обо всём,  не  таясь, на  всю  округу  рассказывает!  На  мой  взгляд,  он  больше  похож  на  прекраснейшего и прелестнейшего  музыканта. Вы  только  послушайте, как  он  филигранно*  исполняет  дробь,  я  думаю,  что  любой  барабанщик  позавидовал  бы  ему…
Но  своему  высокому  музыкальному  таланту  дятел, прежде  всего,  обязан  ещё  более  высокому  таланту – лечению.      Этот  милейший  и  трудолюбивейший  лесной  доктор,  пожалуй,  один  из  немногих  птиц,  кто  своим  необычным,  странным  для  нас  способом  добывая  себе  пищу,  лечит  деревья.  Посмотрите,  как  он  часто  бьёт  головой.  При  этом  он  никогда  и  ни  кому  не  жаловался  на  головную  боль  или  сотрясение  мозга.  Вы  видели,  чтобы  дятлы  когда-нибудь  обращались  в  больницу?! -  с  потаённой  полуулыбкой  спросил  я  ребятишек.               
     Дети,  широко  раскрыв  доверчивые  глазёнки,  не  зная,  как  на  этот  странный  вопрос  ответить,  недоуменно  смотрели  на  меня.               
     Видя  их  конфуз, и  не  в  силах  себя  больше сдерживать - я рассмеялся.  Поняв  шутку,  засмеялись  и  ребятишки.                - А  теперь  о  серьёзном.  Давайте  поговорим о  его «санитарном» деянии.  Представляете,  только  один  дятел,  за  лето,  избавляет  от  вредителей  несколько  гектаров  леса!  А  какую  пользу  приносит  лес  и  что  из  него  получают – вам,  наверное,  хорошо  известно.               
     - Да! - хором  ответили  ребятишки. - Мы  в  школе  «по  природе»  недавно  проходили - и,  перебивая   друг  друга,  стали  приводить  примеры.               
     - А  знаете  ли  вы,  как  дятел  добывает из  дерева  личинок? – выслушав  их,  спросил  я.                Ребятишки  не  знали  и,  переглядываясь  друг  на  друга,  молчали.               
     - О!  Это  целое  искусство!..  Своим  крепким  клювом,  не  раздалбливая  древесины  и  не  причиняя  ей  вреда,  он,  как  отбойным  молотком,  бьёт  по  дереву  выше  входа  норки  личинки.               
      От  сотрясения  у  личинки  срабатывает  рефлекс - самосохранения.  Она  сворачивается,  цепенеет  и  вместе  с  трухой,  вываливается  из  норки.               
     Дятлу  остаётся  только  вовремя  её  подхватить,  а  уж  проворности  ему  не  занимать!                Дети  остались  наблюдать  за  птицей,  а  я  продолжил  свой  путь.
    
      
     *Филигрань – вид  ювелирной  техники.