Шахматы - спорт или искусство

Олег Слюсарь
   Этот вопрос вертелся у меня в голове, скрадывая время полета из Москвы в  Сухуми.
Было это в семидесятые годы прошлого столетия. Самолет вылетал 1 час ночи из аэропорта Домодедово. К сожалению, в эту ночь все рейсы задерживали из-за метеоусловий.

   В зале ожидания, как говорится, яблоку негде было упасть, а отдохнуть хотелось. За окнами ночь. Делая очередной круг по залу ожидания, я увидел, что группа туристов собралась в кучку. В центре ее двое играют в шахматы с часами ( по 15 минут ). Они сидели удобно на рюкзаках. Играют на вылет. Мелькнула идея.

   Дело в том, что у меня к тому времени был 1 разряд по шахматам и хорошая практика игры в блиц в парке Эрмитаж. Я занял очередь и стал присматриваться к игрокам.
   Надежда посидеть и отдохнуть у меня росла.
Наконец подошла моя очередь. Я удобно сел и игра началась. Партнеры менялись, я сидел.
   И вдруг, в очередной партии, я почувствовал: что то игра идет труднее.
Противник хорошо разыграл дебют, уверенно ведет игру. Но вот, наконец, на доске возникла острая позиция с моим перевесом. Как мне показалось, у него нет шансов. Ему впору сдаваться. И так казалось не мне одному.

   За спиной у  противника стоял парень и говорил ему: " Сдавайся. Чего тут думать. Дай я сыграю." Но мой противник делает блестящий ход и, как бывает  иногда в шахматах, позиция переворачивается. Теперь уже мне впору сдаваться. Болельщики загудели. Их стало больше.

   Я задумался. Часы тикают. Мне что то мешает. Поднимаю голову, за спиной тот парень и говорит:" Сдавайся. Чего тут думать. Дай я сыграю." Злюсь. Сосредотачиваюсь и, в этот момент, меня осеняет. Спасает жертва слона,хотя после позиция неоднозначная. Я жертвую.

   Позиция резко меняется. Много вариантов. Смотрю тот парень уже за спиной противника и убеждает его знакомой фразой. Позиция менялась еще несколько раз. Парень, расталкивая каждый раз болельщиков , бегал вокруг нас.
   
   Наконец, противник остановил часы. Парень сел напротив. Мне бросилось, что он вспотел.

 Однако, только мы начали игру, как стали объявлять посадки. Все стали расходиться. Уже светало.
Я шел на самолет и думал: " Шахматы - спорт или искусство?
Судя по партии искусство. Судя по тому парню - спорт."