О синдроме эмоционального выгорания

Юрий Белявский
Синдром эмоционального выгорания (англ. Burnout)— понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений). (Википедия)

Понятие синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) используется, как правило, применительно к профессиональной деятельности.
Что касается механизмов развития самого СЭВ, то, на мой взгляд, их имеется два. Первый вытекает из положения теории информации: воспринимающий сообщение субъект считает его информативным (а стало быть, интересным) лишь в том случае, если оно устраняет неопределенность. Если сообщение не представляет для субъекта ничего нового оно для него не информативно, и интереса не представляет.
Проще говоря, если речь идет о профессиональной деятельности, работа, и место работы, которые изначально представляются увлекательными в силу своей новизны, неизведанности, в дальнейшем, по мере знакомства с ними и при отсутствии выраженного творческого начала, все более могут восприниматься, как неинтересная рутина и, стало быть, тягостная.
Второй механизм я бы обозначил, как совокупность балластных обстоятельств. К их числу относятся те обстоятельства, которые, не имея прямого отношения к профессиональной деятельности, присутствуют с необходимостью в жизни каждого сотрудника, желает он того или нет. Это и общение с сотрудниками по работе и отношения руководства и подчинения и ведение документации, нередко обширной и в значительной степени рутинной. Все это наряду с позитивными моментами может нести и негативные, психотравмирующие и усугубляющие эффект первого механизма.
В результате человек оказывается в состоянии дистресса, фрустрации и далее к апатии и тому комплексу симптомов, который в литературе объединяется понятием СЭВ.
Развитие СЭВ негативно сказывается не только на профессиональной деятельности, но также и на других сторонах жизни человека. Так, например, если оба супруга работают в сходных условиях и у обоих развивается СЭВ, то они могут оказаться по отношению друг к другу психологически нонкомплементарными, ибо каждому из них в данной ситуации подходит совсем другой человек – жизнерадостный, легкий в общении, нетребовательный, психологически новый и интересный. Более того, они могут в ходе общения индуцировать друг у друга усугубление СЭВ. Понятно, что такая ситуация не способствует стабильности семейного союза и его может не спасти даже профессиональное взаимодополнение, тем более что эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность в значительной степени утрачена в силу того же СЭВ.

Пути преодоления СЭВ.
1. Борьбу с СЭВ нужно начинать как можно раньше, ибо с течением времени формируется соответствующий стереотип, который разрушать будет все сложнее.
2. Внесение творческого начала в работу в степени максимально возможной в рамках допускаемых условиями этой работы.
3. Временная смена обстановки с сохранением должности. Например, в случае работы врача, благотворным может оказаться направление его на курсы повышения квалификации, что может иметь два положительных эффекта. Первый – временная смена старого привычного социального окружения на новое, незнакомое. Второй – получение новых, ранее неизвестных врачу знаний. И тот и другой эффекты являются информативными, пробуждающими интерес и дающими отдых от повседневной деятельности, представляющейся человеку рутинной.
4. Смена одного места работы на другое.
5. Занятие в свободное от работы время творческой деятельностью, не имеющей отношения к работе. Я думаю, немало авторов Проза.ру согласится с утверждением, что их творческая деятельность в области литературы создает позитивный эмоциональный фон, который в той или иной степени распространяется и на другие стороны жизни, в том числе и на профессиональную.
Влияние больших нагрузок на формирование СЭВ считаю не принципиальным. Известно, что человек увлеченный работой может переносить нагрузки близкие к максимальным, на протяжении довольно длительного времени и без вреда для здоровья. С другой стороны деятельность, которая носит вынужденный характер и воспринимается как бесполезная или неинтересная, приводит к утомлению и при гораздо меньших нагрузках.
Увеличение материального вознаграждения за работу может способствовать как смягчению СЭВ, благодаря повышению уровня бытовой и психологической, за пределами служебной деятельности, комфортности и разнообразия существования, так и усугублению СЭВ, удерживая человека на службе, которая является для него источником СЭВ.


Когнитивность (лат. cognitio), – «познание, изучение, осознание».
Фрустрация (лат. frustratio – «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов»)  – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд. (Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.).
Комплементарность (англ. Complementarity) – взаимодополняемость.
Дистресс – стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями.