Чуждые историки о народе нашем не с прилежным любо

Юрий Дегтярёв 2
"Чуждые историки о народе нашем не с прилежным любопытством писали".
Из предисловия к Морскому Уству, 1720 г.



Станица Гниловская
Области Войска Донского
(некоторые цифры из истории)

Начиная с 1747 года стан на Гнилой рыбачьей тоне упоминается во многих источниках.
Ввиду «наилучших условий местности, занимаемой Гниловской в атаманство А.И. Иловайского (1775-1797), предполагалось перенести сюда город из Черкасска...».
В 1765 году построена небольшая часовня во имя Св. Троицы. При этой часовне на 77 приходских дворов было 176 мужчин и 147 женщин.
В первой половине ХIХ века среди станиц Черкасского округа Гниловская своими строениями была немного лучше других, имелись:
- дом станичного Правления;
- два ледника;
- конюшня для плодовых жеребцов;
- хлебный магазин с 12-ю закромами;
- 4 гостиницы;
- почти в каждом дворе был устроен рыбоспетный завод.

В 1829 году построена Преполовененская церковь «по усердию и на средства прихожан. Церковь была каменная, покрыта листовым железом, и обнесена каменной оградой».
На 1836 год в станице проживало:
- казачьего происхождения
1060 мужчин и 1072 женщин;
Станице принадлежало 3 хутора:
- Хоперский с 21 дворами;
- Мокрочалтырьский с 19 дворами;
- Кумженский с 18 дворами.

На 1843 год в станице было 456 дворов, из них:
- 65 зажиточных хозяев;
- 152 среднезажиточных.

1849 год. Правительством предусмотрено важное значение станицы Гниловской в смысле развития торговли и промышленности. На основании Высочайше утвержденного 14 июня положения Комитета Министров разрешено учредить торговую пристань ("биржу") на 83 места под строительство магазинов и др. торговых заведений, по обеим сторонам Дона, начиная от устья Темерника. Казакам Войска Донского, по их желанию, положено отводить места с разрешения Войскового Правления и с уплатой пяти рублей серебром в станичную казну.
1863 год. В станице открыто приходское училище. 1871 год училище получает помещение выстроенное на средства станичного общества и наименование - "Александровское".
12 ноября 1869 года. В 2 часа после полудня первый раз пришел поезд из Таганрога в Гниловскую.
13-25 мая 1870 года. Подписано "Положение о станичном самоуправлении". Станицам дано полное самоуправление во всем, что относилось к приобретениям и расходованию общественных капиталов, распоряжению землею, лесами и прочими статьями станичного дохода (до этого распоряжались только с разрешения Войскового Правления).
1873 год (вторая половина). Основан механический завод Эраста Михайловича Зубова. В 1875-1876 годах завод изготовил продукции на 80 900 рублей.
1875 год. Показаны два кирпичных завода, хорунжего Крисанфа Сидоровича Суржина и казака Николая Епифанова. Заводы производили изделий: первый - на 5000, второй - на 10 000 рублей.
1880 год. В станице основано крупнейшее на Дону шерстомойное заведение "Стукен".
В 1880 году, в собственном помещении начало работу начальное женское училище.
В 1882 году открылось начальное приходское одноклассное училище,которое в 1903 году получает наименование «Никольское», почетным попечителем был избран наказной атаман Войска Донского генерал-лейтенант Клавдий Константинович Максимович.
В 1895 году станичное Правление утвердило отвод неудобной земли казакам Г.А. Власову, Г. Попову и уряднику Петру Пономареву под строительство кирпичных заводов.
26 ноября 1896 года утвержден приговор Гниловского станичного Правления об отдаче в аренду на 24 года пяти биржевых мест гражданину Французской республики, инженеру Р.Л. Мишо, под устройство известково-цементного завода.
В 1898 году "попечением священника А. Часовникова" открыта церковно-приходская школа при Преполовененской церкви.
К началу ХХ века Гниловская имела достаточно развитую промышленность. В станице было по одному цементному, цинковальному заводу, шерстомойня, 3 дока, 16 рыбоспетных и 5 кирпичных заводов, 6 каменоломен, 20 ветряных мельниц.
Декабрь 1900 года. Получено разрешение товариществу А.Е. Шмелева и К (построить каменное производственное здание и торговую баню с водопроводом из реки Дон.
1901 год. Областным Правлением поручается Ростовскому окружному казначейсву отпустить Ростовской конторе Госбанка деньги на обустройство набережной и замощение подъездных путей к станице Гниловской.
Июнь 1903 года. Вынесен приговор станичного Правления об сдаче купцу А. Плугатыреву места в верхней части станицы под кирпичный завод.
4 августа 1905 года ростовскому купцу Вениамину Наумовичу Фуки было разрешено устроить солемольное заведение на общественной земле в станице Гниловской напротив станции Ростов-Азов.
20 февраля 1912 года Указом Святейшего Синода при Серафимовской церкви станицы Гниловской открыт самостоятельный приход.
7апреля 1913 года. Станичный сбор постановил: «... немедленно открыть в станице приемный покой» поскольку «жители станицы имеют тесное общение с городом, в котором постоянно имеются остро-заразные заболевания, вследствие скученности бедного населения и большого числа береговых рабочих, живущих в неблагоприятных в санитарном отношении условиях». Врачу было установлено жалование в сумме 1500 рублей и 200 рублей квартирных, фельдшеру и фельдшеру-акушерке - по 600 рублей.
1914 год. Утвержден проект и разрешено устройство паромной переправы через р. Дон напротив Троицкого спуска.
24 ноября 1915 года. Главное управление Почт и Телеграфов предписывает открыть "в срочном порядке почтовое отделение в станице Гниловской со штатом из начальника с окладом в 240 рублей в год". 21 декабря 1915 года почтовое отделоение было открыто. В январе 1916 года при Гниловском почтовом отделении открылась почтово-сберегательная касса №1 Государственной сберегательной кассы Ростовского-на-Дону окружного казначейства.
"Низовцы до сих пор относятся к верховцам с некоторым пренебрежением. Объясняется это, вероятно, большей культурностью низовцев, бывалостью. Низовцы щеголеватее и красивее, и дома у них понаряднее, и жизнь ведут они скорее городскую. И едят они лучше, здесь и виноград, и вино, и рыба. "Курени" их городской архитектуры. Таковыми, по крайней мере, изобилуют Аксай и Гниловская. После северных округов - контраст большой." А.М. Греков. 1915 год.

Атаману станицы Гниловской
(подлинный рапорт атаману станицы)
Р А П О Р Т
Настоящим ставлю Вас в известность о том, что с 5 января 1998 г. я сложил с себя обязанности хуторского Атамана.
Считаю своим долгом коротко указать на причины, побудившие меня к принятию этого решения.
В 1991 году, после выборов я начал исполнять обязанности Атамана с надеждой и гордостью за возрождающееся казачество. За этот период времени и советской, и демократической властями были приняты Законы и Указы, Решения и Положения по казачеству. Но все они, в результате, являются жалкими бумажонками, которые никого и ни к чему не обязывают! Вся гнустность заключается в том, что нас, хозяев (кровью предков завоевавших Донской край) своей Земли, сделали попрошайками. И уж совсем за дураков считают! Землю из районного фонда перераспределения руководство района вместе с акционерным обществом(!) решает, дать казакам или нет....
 Мне стыдно и больно глядеть казакам в глаза. Они нынче стали рабами, морально подавлены, безработны.
Все. Объяснять больше нечего.
Казаки не были попрошайками - они владели Землей!
Честь имею.
Атаман хутора Недвиговского Анатолий Остапенко.5.01.98г.


Мы лампасы надели
И пошли на пролом,
А понять не сумели,
Не пробить стену лбом!


А когда оглянулись,
И поняли вдруг,
И ряды поредели
И сузился круг…



В.Паринос

Мы уйдем, мы уйдем, конечно
Понимаешь, мешаем кому-то,
Мы отнюдь, уж как есть, не безгрешны,
Но любили и дрались мы круто.

Я свой род отсчитал от скифа.
Мил и дорог мне гордый викинг,
Я не против арийского мифа,
Из него лишь фашистов выкинь.

Мы уйдем, мы уйдем, несомненно,
Как хозяева Древнего Рима,
Нопризнаемся всем откровенно,-
Трерий Рим не уйдет без дыма...