Виктория-значит победа. Глава 26. Упадок сил

Марта фон Вольф
Глава 26. Упадок сил

В последствии Вика с трудом вспоминала эти дни. Она превратилась в прораба. Набирала строительные бригады, ездила по стройкам и строительным складам, чтобы раздобыть краску, шпаклевку, бетон и другие стройматериалы. Магазины были расположены в разных районах Москвы, и успевать нужно было всюду. Одновременно Вика искала и закупала товар для магазинов, набирала продавщиц, закупала кассовые аппараты, торговое оборудование, встречалась с чиновниками, чтобы получить разрешение на открытие магазинов.

Много времени отнимало решение проблем горожан, там, где она представляла интересы Эдика. Что-то она не понимала, не знала, как быть. Тогда она просила совета Родиона Борисовича. Ее удивляло, как терпеливо возится с ней этот могущественный старик. Ей открывались секреты двойной бухгалтерии, организации подпольных игорных притонов, где богатые люди приходили рисковать своими капиталами, уличных боев с тотализатором, насущных проблем проституток и даже коммунального хозяйства города. По просьбе жителей, ей пришлось нанимать бригады дорожных рабочих, чтобы отремонтировать дороги города.

Вике казалось, что ее домом стала ее машина. Она проводила много времени за рулем, наспех ела, не выходя из машины, иногда даже спала в машине. Вскоре Вика заметила уже знакомые признаки переутомления: у нее пропал аппетит и сон. От вида еды тошнило, а попытки уснуть заканчивались тем, что она вздрагивала и тут же просыпалась.

Стараясь всюду успеть, Вика понимала, что дела ее копятся, подобно снежному кому. Она просто не успевала сделать все необходимое.

Однажды она приехала на встречу с Родионом Борисовичем в знакомый уже ресторан. Она заказала себе только минеральную воду. Ее учитель странно посмотрел на Вику. И вот, посреди важного разговора у Вики вдруг поплыл и закачался перед глазами стол, уставленный едой, в которой не отказывал себе Родион Борисович, ее затошнило. Она попыталась встать из-за стола, но тут в ушах загудело и свет в ее глазах померк.

Очнулась Вика в своей постели у себя дома. Она увидела незнакомого человека, который, поняв, что девушка открыла глаза, подошел и озабоченно посмотрел на нее.

- Вы очнулись? Как Вы себя чувствуете?

Вика попробовала ответить, но из горла вырвался только слабый стон.

- Понятно. Я врач. Девушка, нельзя же так к себе относиться!

Вика собралась с силами и спросила:

- Что со мной?

- Сильное переутомление. Вы потеряли сознание и пролежали в беспамятстве почти сутки.

- Сутки?! – Вика с ужасом подумала, сколько всего она не успела.

- Да, Виктория Александровна, сутки. Это очень нехороший признак. Скажите мне, когда последний раз Вы ели и что?

Вика попыталась вспомнить, но так и не смогла, пожала плечами в ответ.

- А когда у Вас последний раз были месячные?

- Кажется, еще в апреле…- после долгого раздумья вспомнила Вика.

- А ведь уже август. Вас это не тревожит?

- Доктор, но ведь у меня… у меня, простите, никого нет. Я не могу быть беременна.

- Дорогая Виктория, - тяжело вздохнув, сказал врач, - я говорю не о беременности. Я говорю о том, до чего Вы себя довели непосильной работой и пренебрежением к своему здоровью! Скажите, когда в последний раз Вы вставали на весы?

Этого Вика и вовсе не помнила. Кажется, ее взвешивали еще во время медкомиссии, когда она устраивалась на завод. Но Вика начала понимать, к чему клонит врач. Последнее время девушке пришлось покупать себе новую одежду, потому что старая висела на ней, как на вешалке, а джинсы падали, в ремне пришлось проделывать новые отверстия, чтобы удержать спадающие штаны.

- Меня вызвал к Вам Родион Борисович. Он поручил мне следить за Вашим здоровьем. Вот моя визитная карточка. А это – комплексные поливитамины. У нас вы их не купите. Мне их присылают из Израиля. Но главное – Вы должны меньше работать, спать не менее 6 часов в день и обязательно кушать 4 раза в день! Купите себе весы и следите за весом. Вы должны завести дневник, в котором будете записывать, сколько раз Вы ели, сколько часов спали и свой вес. Дневник Ваш я лично буду проверять. Состояние, в котором Вы находитесь достаточно серьезно. Ваш организм уже начал поедать сам себя. Вы хотите, чтобы у Вас разрушились зубы, выпали волосы, стали хрупкими кости? Пожалуйста, поберегите себя. И последнее – сегодняшний день Вы должны провести в постели.

Как только вышел доктор, в дверь просунулось встревоженное личико Леночки. Сестренка тихонько вошла в комнату и присела на краешек постели.

- Как же ты меня напугала, Викуля! Здесь все за тебя так переживают! Все обзвонились: И Виктор Николаевич, и Евгения Романовна, и Юра, и Таня, а Димка торчит у нас на кухне и не желает никуда уезжать, пока ты не очнешься!

- Ну, раз он здесь, позови его, - улыбнулась Вика.

Дима рассказал Вике о том, что происходило, пока она лежала в беспамятстве. К своему изумлению, Вика узнала, что мир без нее не рухнул, что ремонт магазинов не остановился, дефицитные краски раздобыли сами строители. Причем, быстрее и выгоднее, чем сделала бы это сама Вика, ведь строители лучше знали, где купить краску и говорили со снабженцами на одном языке. Евгения Романовна в отсутствие Вики нашла каких-то кустарей – разчиков по дереву, у которых купила великолепные разделочные доски и другую деревянную утварь. Виктор Николаевич продал большую партию пластмассовых тазов оптовикам из Белоруссии, а Юра нанял еще одну новую литейщицу. На рынке продолжали собирать деньги в общую кассу, в городе поддерживали порядок. Жизнь шла своим чередом. Вика вдруг почувствовала себя совершенно лишней и приуныла.

Тут Вика услышала в прихожей звонок и голоса, а потом Леночка заглянула в комнату и сказала:

- Вика, к тебе гость пришел. Представился Родионом Борисовичем.

Вика встрепенулась:

- Лен, попроси его пока посидеть в гостиной, я сейчас выйду. Дим, прости, мне нужно одеться…

На то, чтобы одеться, у Вики ушло больше времени, чем она привыкла. Тело не слушалось. Ее мучила слабость и головокружение. Когда она вышла в гостиную, за столом уже сидел Родион Борисович и разговаривал с Димой, Леночка суетилась, накрывая на стол.

- Здравствуйте, Виктория, - поздоровался ее старый учитель, - я привез Вам много гостинцев и буду говорить с Вами только если Вы будете кушать.

Вика посмотрела на стол, на котором были такие деликатесы, названия которым Вика даже не знала. Среди изобилия была и нарезанная тонкими ломтиками розовая ветчина, и нежная осетринка, и свежайшая форель, и самые разные колбасы, ароматные копчености, из хрустальных ваз свисали грозди спелого винограда, а в фруктовницах лежали румяные персики и груши. Была даже черная икра. Вика попыталась вспомнить, когда же в последний раз она ее ела – и не смогла. Кажется, еще в детстве, когда был жив ее отец.

Дима показал на бутылку вина:

- Это подарок от наших кавказских друзей с рынка. Они запомнили, какое вино ты любишь, и передали тебе пару бутылок твоей любимой Изабеллы.

Вика беспомощно оглядела стол. Она не хотела есть. Она была смущена заботой своих коллег и друзей и чувствовала себя не в своей тарелке. Она двигалась с трудом, как будто под водой и каждое движение вытягивало из нее последние силы. Стараясь не подавать виду, она бессильно опустилась на стул.

- Виктория, я посоветовал бы Вам начать обед с вина. Оно пробудит аппетит.

Дима налил ей вино в хрустальный бокал и она с трудом сделала большой глоток. Тепло разлилось по телу, согревая и придавая сил. Вика слушала, как Родион Борисович оживленно беседует с Димой о Перестройке и перспективах зарождающегося класса бизнесменов.

- Вы, молодежь, живете в счастливое время, - говорил Родион Борисович, - Поймите, те, кто именно сейчас начинает свое дело, пусть даже просто торгует с лотка на рынке – они через 10-15 лет будут богатейшими людьми в нашей стране. Возможности, которые есть сейчас – их уже через 3-5 лет не будет! Страна тотального дефицита – это же уникальное экономическое явление. Ненасыщенный рынок, где покупатели готовы отрывать с руками любое барахло. Главное, не поддаться соблазну и не торговать некачественным товаром. Легкие деньги легко заработать, но легко и потерять.

- Как интересно, - сказала Вика, - Родион Борисович, Вы только что почти дословно повторили слова Виктора Николаевича. Он тоже считает, что сейчас самое подходящее время начинать свое дело.

- Здесь нет ничего удивительного, - ответил Родион Борисович, - наше поколение мечтало о той свободе, которую вы получили даром. В наше время любое обогащение, помимо государственных кормушек, было преступным. Попомните мои слова – ваши дети будут завидовать тем условиям, в которых посчастливилось начинать свое дело вам.

Леночка поставила перед Викой тарелку ее любимого куриного супчика и Вика почувствовала, как в ней просыпается аппетит.

- Виктория, я приехал для того, чтобы отругать Вас, - Родион Борисович строго посмотрел на свою ученицу, - если Вы продолжите в том же духе, у Вас ничего не получится. Я начал сомневаться, не прогадал ли я, вкладывая в вашу торговлю свои деньги.

- Почему Вы так решили, Родион Борисович? - спросила Вика.

- Потому что Вам нужно учиться руководить, а Вы стремитесь все делать сами. Это не правильный подход. Мне иногда казалось, что Вы даже ремонтировать магазины готовы были своими руками.

- Я не умею, - усмехнулась Вика, подумав, что Родион Борисович прав, если бы она умела – непременно тоже приняла бы участие в ремонте.

- Вот Вы, Виктория, довели себя до истощения, но разве это было так необходимо? Скажите, за сутки, которые Вы проболели, Ваши люди Вас подвели? Ремонт прекратился? Торговля встала? Производство остановлено?

- Нет, - смущенно ответила Вика.

- Самое сложное в руководстве – уметь распределять обязанности между подчиненными. У Вас уже есть работники – простые исполнители. Скажите, неужели Вы настолько не доверяете никому из них, что не хотите поручить руководство каким-нибудь участком? Подумайте, неужели среди строителей нет человека, которому можно было бы поручить контроль работы и снабжение строительными материалами?

- Есть такой человек…

- Вот и прекрасно! Дайте людям проявить себя. Позвольте им расти, ведь карьерный рост – лучший стимул для работника. Таким образом, Вы сможете освободить большое количество своего времени и сил, перепоручив это своим доверенным лицам. Продумайте еще раз и разбейте все ваше предприятие на подразделения. Назначьте начальника каждого подразделения. Не бойтесь, если человек окажется не на своем месте, его всегда можно будет перевести в другое подразделение, поручить другую работу. Затем, продумайте свой день, чтобы поездки были спланированы удобно. Позаботьтесь и о своем комфорте. Я советую Вам подумать о том, чтобы нанять водителя. Я знаю, что Вы хорошо водите, но вождение требует внимания. Подумайте, Вы ведь могли просто разбиться, ведя машину в таком состоянии, в каком Вы пребывали последнее время. Наймите помощника ищи помощницу, которые занимались бы рутинной работой. И наймите бухгалтера. Это не значит, что Вы не будете контролировать все свои финансовые дела. Вы все будете держать под контролем, но у Вас будут уже конечные результаты, Вы будете видеть картину в целом.

Вика слушала внимательно и понимала, насколько учитель прав. Она уже начала продумывать, какие структуры она создаст и кого поставит начальниками.

Через некоторое время, как всегда учтиво, Родион Борисович попрощался с Викой, Димой и Леночкой, сославшись на дела. Вика горячо поблагодарила его за визит, за гостинцы и за мудрые советы.

Леночка ушла хлопотать на кухню, Вика и Дима остались за столом.

- Дим, мне нужны твои советы… впрочем, как всегда, - Вика улыбнулась другу.

- Как всегда, сестренка, - улыбнулся в ответ Дима.

- Вот смотри, что я решила. Начальником строителей я поставлю Виталика. Он хорошо проявил себя во время моей болезни. К тому же, он непьющий и самый старший. Ребята его слушаются.

- Согласен. Думаю, он справится.

- Я хочу забрать с рынка Евгению Романовну и попросить ее заняться снабжением магазинов. У нее это хорошо получается. Она будет заниматься закупкой товаров для наших магазинов. На рынок пусть найдет какую-нибудь бойкую молоденькую девчонку.

- Тоже верно. Она хорошо справляется с торговлей, но для нее это как-то мелко. Ей бы задачку посложнее. И она тебя не подведет. Одно возражение – найми сразу двух девушек – пусть они работают посменно.

-  Хорошо, найму. Возможно, найму больше. Я хочу купить еще одно торговое место на рынке. На заводе и без меня прекрасно справляется Виктор Николаевич. А вот что касается городских проблем – тут я не знаю, что мне делать…

- Здесь я могу тебе посоветовать. Поставь главным над нашими ребятами Серегу. Он лидер – за ним ребята всегда охотно шли. Он человек честный и в нем нет ненужной мягкости. Он мог бы также решать все текущие проблемы по городу. Он оценит твое доверие – честолюбия ему не занимать. Сереге можешь получить организацию боев и азартные игры. Рынок поручи ребятам Михаила. Им же можно поручить проституток. Они нормальные ребята, да и работали они уже и с рынком, и с девочками при Эдике. Оставь все так, как было при нем, чтобы народ не нервничал.

- Спасибо, Дим, я так и сделаю.

- Ну вот, видишь, как все складывается. Водителя я тебе найду сам. Не забивай себе этим голову. Бухгалтера и помощника не смогу посоветовать – увы. Тебе останется только координировать всю нашу работу, распределять финансы, нанимать народ на работу и по пятницам общаться с жителями нашего города – выслушивать все их жалобы и разбирать конфликты. Есть еще один совет – найди себе рабочий кабинет. А то ты какая-то неприкаянная. Придет к тебе человек – где ты его встретишь? На улице? В машине? В ресторане? Не солидно.

- Хорошо, я подумаю над этим.

Вика тут же позвонила всем упомянутым людям и попросила приехать, в виде исключения, к ней домой. Дима спустился к консьержу и попросил пропустить гостей по списку, заранее поблагодарив его несколькими шуршащими купюрами.

Леночка порадовалась, что Родион Борисович привез столько гостинцев – будет чем кормить гостей, но Вика возразила, что уже дала поручение привезти продукты Евгении Романовне и Михаилу – они все равно поедут с рынка.

Устроили большое домашнее застолье. Обсудили все проблемы, заодно отметили повышение вновь назначенных начальников. Вике казалось, что в этот вечер она приобрела в глазах своих людей больше уважения, чем за все время их совместной работы.

Засыпая, она чувствовала себя уже лучше и в который раз удивлялась, как странно складывается ее судьба. Всего полтора года назад она не смела мечтать о новых джинсах…