о южном судостроении

Юрий Дегтярёв 2
"Фунда сидоро!"- так еще в начале ХХ века звучала над Доном команда об отдаче якоря.
«Сколько разумных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то для говорящего я чужестранец. И говорящий, для меня, тоже чужестранец».
 (1 Кор. 14, 9 -11)
Современные ученые порою удивляются особому донскому языку, особым же традициям, заложенным в стародавние времена, технологиям производства предметов быта и продуктов, изготовления орудий труда и средств производства.
Насколько взаимосвязаны язык и производство мы с вами можем понять, когда вспомним обычных строителей. Как много в профессиональной среде слов и понятий, доступных разуму коллег... и ничего не говорящих человеку постороннему.
Итак, с давних времен на всем побережье Азовского и Черного морей, по Волге и Дону велось массовое строительство деревянных судов: шхун и бригов, мартыг и голет, катуров и барок, байд и завозней, а также бесчисленных стругов и черноморских дубков. Строили их везде где можно было выбрать ровный и пологий берег с удобным урезом воды. Подряжались строить суда небольшие артели, объединявшие пять-шесть умельцев из "гильдии" вольных мастеров. Это были выходцы из мещан, вольных матросов, крестьян, снявшихся со своих мест в надежде получить пропитание тяжелым трудом, требовавшем умения и знания, точного глаза и сильных рук. Самые удачливые из таких вольных корабелов, проходя путь от рядового члена артели до мастера и "указателя работ", получали моральное право руководить артелью. В первую очередь таковыми становились те, кто с раннего детства видел и изучал процесс рождения судна, это местные жители - казаки.
Говоря о технологии постройки судов в концеХIХ - начале ХХ в., имеет смысл вспомнить о том, что далеко не каждое судно возводилось по чертежам. Большинство из них, в том числе и довольно крупные суда, строилилсь по "рецептам" предыдущих поколений корабелов, о делах и умении которых продолжают с уважением говорить потомки. И кто знает, сколько интересного и разумного ушло вместе с мастерами тех лет.
Любопытно, как эти люди, имевшие за спиной один-два класса церковно-приходской школы, на свой манер умудрялись вести своеобразные математические расчеты. Если нужно было вести дело с футами и дюймами, мудрые мастера сразу все размеры обращали в дюймы. Если возникала необходимость работать с дробями они, незамедлительно избавляясь от целых частей, оперировали неправильными дробями. При этом каждый раз они старались привести все к какому-то одному знаменателю.
Своеобразно мастера выбирали размерения судна, отвечающие заданной заказчиком грузоподъемности, при проектировании формы корпуса или, как говорили, "наружного образования судна".
Казенные верфи также строили торговые суда, но по типовым проектам. На каждой верфи служил инженер, в задачу которого входило снабжать чертежами внешних заказчиков, вести наблюдение за процессом постройки судна и по окончании строительства выдавать его владельцу сертификат, позволяющий вести "заморскую" торговлю. Естественно это требовало дополнительных финансовых затрат, повышающих стоимость судна, что для большинства владельцев было не приемлемо. Корабельные же искусные мастера, редко грамотные, без большого почтения относились к чертежам, находя в них много лишнего. Да и брали они за работу много меньше казенных судостроителей. Поэтому заказчики на свой страх и риск нанимали артель, начинали незаконное строительство и лишь потом, когда судно оказывалось готовым к спуску, отправлялись на поклон к инженеру за исправными документами.
Корабельные мастера хранили технологию строительства судна в тайне, чтобы избежать конкуренции и гарантировать свой заработок.
Любопытно, что не только технология постройки судов, но и язык мастеров-корабелов Юга России был своеобразным. Мастера северной школы, где влияние запада было наиболее сильно, с трудом понимали о чем же ведут речь  специалисты-южане. Казаки, отлично зная и понимая жаргон своих северных и зарубежных коллег, пользовались своей терминологией. Вместо "шпангоут" они говорили "тагун", составные части тагуна называли "подшивой" и "ножками". Фальшборт называли "парапетом". Тот в свою очередь, венчался "накрытиной", а не "планширем". Форштевень именовался "деревом". Вся носовая часть судна - "прова", кормовая - "пупа". На ахтерштевне петлями навешивался "тимон", а не деревянный "руль". Якоря называли "сидро" или "сидоро", а якорные цепи - "кадинами". Поэтому и команда к отдаче якоря звучала для русского уха непривычно -"Фунда сидоро!"
Тамбуча - носовая каюта;
Камора - капитанская каюта на корме судна;
Фалик-бандера - флаг-фал;
Кочеток - уключина на гребной лодке;
Бабайки - весла;
Шкундра - ручной насос;
Паранки -тали для подъема грузов;
Чубук - флагшток;
Банберс - бушприт;
Майстро-щегла - грот-мачта;
Тринькет-рей - фока-рей;
Папафига-рей - фор-брам-рей.
Здесь довольно отчетливо просматривается происхождение некоторых терминов, таких как чубук - от западно-украинского чуб - чупрына - шест с флагом или знаком. Слово "щегла" находим в словаре В. Даля: "Щегла - шагла - старинное и старославянское шелга, сохранилось в вологодском говоре и означает - дерево, бревно, шест для флага-маяка, мачта; в волжском - дерево, стырь, штырь; в украинском щогла - мачта". Сидоро, по-видимому, от слова "сидерит" - ископаемое железо.
Это было удивительное смешение языков. Если прислушаться, то просматривыаются корни не только русского и старославянского, но и греческого, турецкого, итальянского, немецкого и французского языков. Так, фальшборт - "парапет" - от французского parapet - перила; деревянный руль -"тимон" - от timon - румпель, рукоятка руля (отсюда - рулевой - тимоня - timoner). В навигации - север -"трамонтане" - от tramontane - полярная звезда, север; восток - "леванте" -от levante. Капитанская каюта - "камора" - от латинского camera - комната, покой.
Непривычны и названия элементов такелажа. Так мачта с боков и спереди поддерживалась не вантами, а "сартами", не штагами, но "стралями". Гики поддерживались в горизонтальном положении не "гика-топенантами", а "мантычинами". Гафели на русском флоте поднимались гафель-гарделью и дерик-фалом, что в переводе на казачий морской жаргон звучало как "стрела" и "гордовина".
"Школы под парусами",
В.П. Митрофанов, П.С. Митрофанов.
"Судостроение", 1989 г.

НМ Карамзин в «Истори государства Российского» подчеркивает особенности древнерусских судов, в том числе особенную легкость на ходу в сочетании с высокой грузоподъемностью (до 60 чел. по Багрянородному).
Там же Карамзин высказал сомнение в возможности сопоставления казацких чаек и стругов с конструкцией древнерусских судов.
1.
Корабли русов в 9-10 вв. не были построен из ветвей обтянутых кожей, как говорят о них западные специалисты. Являясь моноксилами-однодревками, они имели сходство с греческими дромонами, т.е. Отличались продолговатой формой.
2.
Походы русов на Каспий осуществлялись на более крупных судах, чем на Черном море.здесь экипажи доходили до 100 человек.
3.Суда «Русской Правды»:
ладья заморская – иностранной постройки или для хождения за моря;
ладья набойная или наборная;
струг – смотря по глубине вод остро или плоскодонное судно, являвшееся, как и в позднейшие времена, судном речным, служащем для перевозки грузов;
чёлн – малое гребное судно.
4.Все древнерусские суда были беспалубными. Палуба впервые появилась в 1151 г. на ладьях Изяслава Мстиславовича.
...начиная с 7века славяне осваивают Черноморский и Средиземноморский бассейны и, вероятно, в это же время западные славяне появляются в Северном и Балтийском морях.
...византийцы высоко ценили мореходные качества славян, постоянно пользуясь их услугами, то в качестве судостроителей, то в качественных моряков.
...не располагая в 10-12 веках приморскими портами, русы не могли развить морское судостроение.
...морская практика требовала флота если и многочисленного, то, вместе с тем, не громоздкого, легкого и подвижного, способного, смотря по обстоятельствам, идти как на веслах так и под парусами.
...отличаются следующие особенности судов Днепровского бассейна:
для строительства моноксил использовалась липа, осина, осокорь.
Судостроение 9-11 веков как и в 14-17 веках производилось исключительно с помощью дерева и, вообще, растительных материалов, без железа.
Суда для речных волоков, снабжались катками и полозьями.
Экипажи судов составляли 20-60 человек..
Насад – судно с поднятой и расширенными дощатой нашивкой бортами. Как морское так и речное, зачастую гребное (...пришивали доски ивовыми прутьями).
Струг – судно сравнительно крупное ... не только речного но и морского судоходства.
Суда новгородцев были более совершенны, чем ладьи киевлян, стоили много дороже  близко подходили к норвежским судам, называемым драккарами.
СТРУГ (более раннее название - «ширь») - судно легкое на ходу, емкое и плоскодонное, для уменьшения осадки при прохождении порогов, перекатов и мелких рек. Тип, выработанный для специфических целей грузовой перевозки по русским рекам. Первые струги были сравнительно небольшими, а затем, к 16 веку, уже достигали 6-8 сажень в длину(???). Ранние струги были на однодревной основе (с набоями и без), но с более расширенной и почти плоской «трубой». Позднее струги делали только из досок. Возможно, первоначальные струги являли собой плоты из грубо обтесанных брусьев с забранными краями. Постепенно термин «струг» стал применяться для большого ряда плоскодонных (дощатых) судов самых разнообразных размеров и внешнего устройства. У ранних стругов грузоподъемность не превышала 8-10 тыс.пудов. «Употребление в Древней Руси термина «струг» в общем значении судна несомненно... но это значение он получил уже позднее, первоначально же это было видовое название определенного типа судов». Редкое упоминание стругов в летописях связано с тем, что они употреблялись в основном, в хозяйственных целях.
ИНСТРУМЕНТЫ ДРЕВНИХ СУДОСТРОИТЕЛЕЙ:
топоры, долота (простые и втульчатые), пилы, сверла, скобели, тесла.
НАСАД ... был создан для условий речного боя и передвижения по узким рекам, вызывавшим необходимость защиты гребцов и воинов от неожиданного берегового обстрела. Отличие от набойных лодей автор видит в увеличении ёмкости путем большего развала бортов и покрытия палубой. Из этого делается вывод, что впервые насад появился в 1151 году, что и нашло свое отражение в летописях.
... днепровская ладья при нагрузке довольно глубоко садилась в воду и становилась валкой.
... центральный руль известен на русских судах не ранее 26-17 веков
.. большие русские суда отличались красочным оформлением и являлись по-видимому, .. произведениями искусства.
ЛИТЕРАТУРА
Боголюбов НП «история корабля» Т.М.1880
Зегоскин НП «Русские водные пути и судовое дело в допетровской Руси» Казань.1910.
Мавродин ВВ «Русское мореходство на южных морях» Симферополь 1955
Окороков АВ «Древнейшие средства передвижения по воде» Калининград 1994
Фаворов БП «Развитие конструкций древних лодок»Судостроение Лен. 1981№6
ФаворовБП«Развитие конструкций древних лодок»Судостроение Лен. 1981№10
ФаворовБП Семенов СА «К вопросу о возникновению русского судостроения»
Судостроение Л. 1980 №6
ФаворовБП Семенов СА «Древние набойные челны и лодки»Судостроение Л. 1979 №8







Долбленый челн делают из осины или тополя.

 От дерева диаметром 40-50 см отрезают бревно 4м длиной. Очищают его от коры и обтесывают оба конца, придавая будущему челну веретёнообразную форму. Затем по всему бревну, через каждые 10 см, помечают продольные и поперечные линии и на пересечении их проверчивают 5 миллиметровым буравчиком или прожигают гвоздем отверстия по бокам на глубину 2.5-3 см, а внизу на 4-3 см.
В каждое отверстие забивают соответствующей длины колышек из сосновой коры или деревянный, окрашенный яркой краской. После этого в верхней части бревна прорубают две выемки шириной 20 см каждая и канавку между ними шириной 10 см. Через них вырубают топором и овальным теслом и стамеской сердцевину. Долбить нужно до тех пор, пока не покажутся в стружках крошки сосновой коры или окрашенных колышков. Благодаря этому борта и днище челнока получаются нужной толщины.
  Когда всю середину бревна выберут, будущую лодку переворачивают вверх дном, устанавливают ее на козла или на чурки и разводят под ней на всю длину тлеющий костер, стараясь хорошо распарить древесину. Через час, когда она станет податливой, ее слегка разводят на 10-15 см в стороны и распирают палочками. Лодку поливают кипятком и через полчаса - час еще разводят на 10-15 см и распирают более длинными палочками. Так, поливая кипятком и подогревая тлеющим костром снизу, распаренный челнок разводят до ширины 80-100 см и затем закрепляют шпангоутами, поперечными распорками, сделанными из изогнутых березовых сучьев в соответствии с размерами разведенного челнока.
Готовый челн просушивают на солнце, при этом снаружи его просмаливают. Уключин в нем не делают, а плавают с помощью двухлопастного весла или шеста.
Борта можно нарастить досками, тогда водоизмещение и грузоподъёмность челна поднимется.






Казачьи «санные корабли»
ВН Королёв «Очерки истории Азова» - выпуск 5
В 1667 году посол турецкого султана в московии – известный во всем мире историограф Эвлия Челеби – возвращался в Турцию вместе с русским посольством. Вот как он описывает свое путешествие.
«Той ночью , когда мы, по милости Бога, гостили в этой крепости (в первом от волго-донской переволоки казачьем городке) внезапно ударил жестокий мороз и задул беспощадный, свирепый ветер. По воле всевышнего Аллаха, река Дон от холода покрылась льдом. Через нее стали переезжать тысячи повозок саней. Лица всех кяфиров (неверных) повеселели, а льды окрепли. Однако для нас мороз был слишком сильным. У нас не было сил, чтобы выйти наружу из кяфирских домов... ибо была середина эрбаина - (около 9 января) самый разгар зимы. От жестокого мороза земля ... растрескалась, и каждая трещина была похожа на ущелье ада».
В конце концов, «»хочешь не хочешь, пришлось выступить в следующий городок, и когда путники продвигались по донскому берегу, «ледяной покров реки в нескольких местах треснул, и вод Дона совершенно затопли степь.... Степь... стала сверкающим льдом, словно посыпанным хрусталем, неджефом (горным хрусталем) и сапфирами. Наши повозки, кони и пешие люди лишились возможности передвигаться». «Претерпевая страдания, бедствия, трудности и усталость», «усталые и обессиленные» путешественники добрались до городка Параса (возможно Паншина). Здесь автор и познакомился с «санными кораблями» на которых и продолжил путь к Азову.
Что же представляли собой эти корабли по описанию Эвлии Челеби?
Это были большие сани, полозья которых составляли «толстые деревянные брусья». Снизу полозья имели вбитые в них и «расположенные в ряд свиные зубы, бычьи кости и бычьи рога»». У каждого корабля были две-три сосновые мачты, вооруженные парусами. Паруса сплетались из тростника и камыша подобно циновкам. На кораблях не было «ни руля, нии весел, ни гребцов». У казаков имелись специальные корабли для перевозки лошадей и людей, «оборудованные как конюшни со стойлами, как комнаты, сооруженные из множества досок и снабженные печами, как кухни и отхожими местами».
Управление кораблями осуществляли «только пятьдесят кяфиров», которые работали с парусами, и два кяфира, на носу корабля, «с обоих сторон, на досках, похожих на кяфирские скамейки» и, втыкая в лед длинные шесты - «пики, похожие на железные копья с якорями на концах», - обеспечивали поворот корабля в нужном направлении. При необходимости остановки убирались паруса, и те два кяфира, из отверстий размером с «небольшую конскую» голову, располагавшимся по обе стороны носа корабля, втыкали свои «пики» в лед, заставляя якоря застревать в нем.
Отталкиваясь этими же шестами ото льда, десять-пятнадцать матросов могли приводить корабль в движение при встречном ветре или же при его полном отсутствии.
Грузоподъемность кораблей была значительной: в каждый из них можно было поместить по двадцать-тридцать коней. На кораблях «флотилии», предоставленной посольству разместилось не только большое количество людей, но и их груз, лошади, повозки, а также много баранов и быков. «подаренных калмыцким шахом».
Скорость кораблей была чрезвычайно высокой они неслись по льду «подобно стрелам выпущенным из тугих луков», «как молния Хатыфа» (ангела), причем корабль самого Эвлии оказался еще быстроходнее и скоро оставил позади «корабли с баранами, быками и повозками. При передвижении без парусов (с шестами) корабли летели «как птицы, еще быстрее, чем с помощью рогожных парусов».
Описание таких же «санных кораблей» оставил в 1680 году французский иезуит Филипп Авриль. Разыскивал он  по поручению папы сухопутную дорогу в Китай. В его книге об этом путешествии содержатся интересные сведения о Сибири, до которой он, правда, не добрался и писал с рассказов русских людей.
«Всего удивительнее в сибирских санях то, что они движутся ветром по земле, покрытой снегом, или по льду рек, точно так, как будто какая-нибудь лодка по воде. Земли за Сибирью довольно открыты и чрезвычайно ровны... и жители сих стран, пользуясь местным удобством, приучились пускать под парусом, если такой ветер благоприятный и попутный. Такой образ езды тем удобнее, что путешествие при том не прерывается, ибо как в лодке употребляют греблю при недостатке ветра и перестают грести, если есть ветер, в сани запрягают оленя и собаку, когда настает безветрие и вводят их в сани, когда ветер хорош и можно употреблять его для езды под парусом. Так путешествуют, пока есть еще зимняя дорога, до реки называемой Енисей...»
История знает много примеров замечательных казачьих «диковин» и изобретений. Назовем некоторые из них:
-судно с двумя рулями и воз с двумя дышлами, размещаемыми на обоих концах этих транспортных средств; артиллерийская колесница; подъемный механизм для затаскивания на крепостную стену неприятеля; понтон из нескольких лодок для перевозки тяжелых орудий; штурмовые лестницы на верблюдах;способ плавания под водой с камышиной во рту как дыхательной трубкой; способ варить уху в деревянном ведре и т. д.
Павел Алеппский, говоря об запорожских казаках, восклицал: «Приспособления, употребляемые ими для вращения мельниц, изумительны, ибо мы видели мельницу, которая приводилась в движение горстью воды». Казакам приписывается изобретение подводной лодки и способа длительного сохранения пресной воды, о котором граф Г. Красиньский писал, что «этот секрет ... имел бы важнейшее значение в мореплавании», но «никогда не был раскрыт казаками» и, «кажется, совершенно потерян».
Оставляя в стороне значительное число казачьих тактических новинок, упомянем лишь одну из них – изобретенный ими способ ведения непрерывного огня посредством создания «своего рода стрелковых групп, действовавших как в таборе, так и на чайках». 

Асламка, осламка — парусное 1-, 2-мачтовое транспортное или промысловое судно, используемое на Каспийском море и в низовьях Волги. Длина 12—15 м, ширина 2,4—2,7 м, осадка 0,6—1,2 м, грузоподъёмность до 30 т.
Багала (от араб, «багл» — «мул») — арабское торговое парусное судно с косым вооружением. Использовались в VIII — XVII вв. Две мачты, длина 30—40 м, ширина 6—8 м, высота борта 3—5 м, грузо­подъёмность 150—400 т.
Барк (гол. bark ), 1) парусный 3-мачтовый военный корабль XV — XVI вв. водоизмещением ок. 400 т (Средиземноморье). Имел фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань-мачту со стеньгой. 2) Морское парусное транспортное судно (3—5 мачт) с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты). Водоизмещение до 10 000 т. Использовались до 30-х гг. XX в.
Барка (итал. barca , франц. barque ), 1) парусно-гребное беспалубное рыбацкое, иногда — каботажное, судно. Впервые появились в Италии в VII в. Длина 10 м , ширина ок. 2 м , высота борта ок. 0,6 м , вместимость до 20 чел. 2) Лёгкое быстроходное судно, использовавшееся в западноевропейских странах в эпоху позднего Средневековья 3) Большое грузовое несамоходное судно типа баржи, применявшееся с начала XVIII в. на крупных реках России. Длина до 64 м , ширина до 17 м , грузоподъёмность до 1700 т.
Баркалон, баркалона (итал. barca longa ) — парусно-гребное военное судно XVII — XVIII вв. Имело одну мачту с большим косым парусом, артиллерийское вооружение: до 10 пушек. Использовались в Испании, потом в Англии и Франции. В России баркалоны строились только для Азовской флотилии и имели длину до 36,5 м , ширину до 9,2 м , осадку до 2,5 м , артиллерийское вооружение: 26—44 пушки.
Баркарола (итал. barcarola ) — итальянское прогулочное судно типа гондолы, вмещало 4—5 чел.
Баркас, барказ (гол. barkas ), 1) небольшое парусное рыбацкое или транспортное судно, применявшееся на Чёрном и Азовском морях. Имело парусное вооружение яла, с кливером на коротком горизонтальном бушприте. Длина 8—12 м, ширина 2,4—3 м, высота борта 1—13 м, осадка около 0,75 м . 2) Корабельная шлюпка или речное несамоходное судно типа баржи длиной 60—80 м с низкими бортами и высокими надстройками (лабазами).
Баркентина (англ. barkentine ) — морское парусное судно. Имело 3—6 мачт и прямые паруса на фок-мачте и косые на остальных. Строились в XIX — начале XX в. и использовались для торговых и учебных целей.
Биландр (гол. billander , от bij — «рядом», lander — «суша») — небольшое парусное 2-мачтовое каботажное судно. Использовались в Нидерландах в XVIII — XIX вв.
Бот (гол, boot ), 1) Общее название небольших (водоизмещением до 150 т) гребных, парусных или моторных судов различного назначения. Ввиду ограниченной мореходности используются только в прибрежных морских районах. 2) В XVII — XIX вв. небольшое гребное или парусное 1-мачтовое судно длиной 11—18 м, шириной 3— 4,5 м с косым парусным вооружением типа тендера. Служили для снабжения судов, стоящих на рейде, для связи, разведки, десантных операций, ближнего или абордажного боя и др. целей. Вооружение: 2—20 малокалиберных пушек (в основном Фальконетов). Большие боты имели водоизмещение до 60—80 т, экипаж до 36—40 чел. Существовали боты разных типов: вадбот, вельбот, гросбот, кавасаки, краб-бот, листер-бот, пакетбот, снагбот, фангсбот, хачбот, шхербот и др. В России боты известны с XV — XVI вв.
Бота — рыбацкая лодка с высокими оконечностями, большим развалом бортов, применялась в XIX в. у берегов Камчатки.
Бриг (англ. brig ), 1) парусный 2-мачтовый военный корабль XVIII — XIX вв. с прямым вооружением на обеих мачтах и косым парусом (контр-бизанью) на грот-мачте. Использовался для крейсерской, разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также для конвоирования торговых судов. Водоизмещение 200—400 г. длина до 32 м , ширина8—9 м, экипаж до 120 чел., артиллерия до 24 пушек. 2) 2-мачтовое торговое судно XVIII — XIX вв. с парусным вооружением, аналогичным военному бригу. Длина 27—34 м, ши­рина 7—9 м, высота борта 3,5—5,5 м.
Бригантина, шхуна-бриг (итал. brigantino , от brigante — «разбойник»), 1) небольшое парусно-гребное быстроходное судно Средиземноморья в XVI — XVIII вв. Имело 8—16 пар вёсел, 1—2 мачты с треугольными рейковыми парусами (венецианская бригантина имела длину 19 м , ширину 3,4 м ). Часто использовалась алжирскими, далматинскими, тунисскими пиратами. Российские бригантины, введённые Петром I , имели 2 мачты, 12—15 пар вёсел, 2—3 орудия, могли перевозить 70 чел. 2) Парусное 2-мачтовое судно XVII — XIX вв. с прямым вооружением на фок-мачте и косым на гр o т-мачте. Бригантины входили в состав военных флотов как посыльные и разведывательные суда. Водоизмещение до 300 т.
Бугалет (англ. bugalet ) — небольшое английское парусное 2-мачтовое каботажное судно. На обеих мачтах несло четырёхугольные паруса, и грот-мачте — дополнительный топсель, на бушприте — 2 кливера.
Бударка, будара — парусная грузовая или рыбацкая лодка, плоскодонная, 1-мачтовая, с люгерным или шпринтовым парусом. Использовались на Каспийском море и южных реках России. Длина 5—8 м, ширина 1,3—1,6 м, осадка 0,3—0,4 м.
Вельбот (англ. whale - boat — «китобойная лодка») — мореходная парусно-гребная шлюпка с рулевым веслом.
Верея, верейка (от англ. wherry — «шлюпка», «ялик») — небольшое английское грузовое парусное судно прибрежного плавания. В России такие суда служили для осады приморских крепостей при Петре I . Длина 15—18 м, ширина 3,6—4 м, осадка 0,7—1,2 м, грузоподъёмность 20—30 т.
Галеас (от итал. galeazza — «большая галера»), 1) парусно-гребной военный корабль в европейских флотах в XVI — XVII вв. Длина до 80 м , ширина до 9 м , один ряд вёсел с каждого борта (до 10 гребцов на весло), 3 мачты с косыми парусами, 2 больших кормовых рулевых весла, 2 палубы. Вооружение до 70 пушек разного калибра, экипаж свыше 800 чел. 2) В XVIII — XIX вв. небольшое 2-мачтовое транспортно-рыболовное судно, применявшееся в странах Северной Европы.
Галера (итал. galera ) — военное гребное судно, существовавшее в VII — XVIII вв. во флотах почти всех европейских стран. Длина до 60 м , ширина 7,5 м , 32 весла на борт. Экипаж ок. 450 чел. Основным оружием галеры до середины XIV в. были надводный таран и метательные машины, позднее стали использоваться пушки.
Галион (исп. galeon ), 1) парусный военный корабль, использовавшийся во флотах Англии, Испании и Франции в XVI — XVII вв. Длина около 40 м , ширина 10—14 м, водоизмещение 500—1400 т, 3—4. мачты. Обладали невысокой мореходностью из-за высоких бортов и громоздких надстроек. Часто использовались для перевозки переселенцев в Америку. 2) Испанское парусное судно для прибрежного лова сардин. Имеет 2 мачты с люгерным вооружением; длина около J 5 м, ширина около 7 м , экипаж на промысле до 20 чел.
Галиот (франц. galiote ), 1) небольшая быстроходная галера 1-й половины XVII в., имевшая до 25 пар вёсел и одну мачту. Часто использовалась для метания горючей смеси («греческого огня»). 2) Небольшое транспортное 2-мачтовое судно, применявшееся в Германии и скандинавских странах в XVIII — XIX вв. Длина 32— 42 м , ширина 6,4—8,5 м, осадка до 2,8 м , грузоподъёмность до 600 т.
Гемам — парусно-гребной мелкосидящий (осадка ок. 2 м ) корабль шведского шхерного флота. В России гемамы строили в начале XIX в. для военных действий на Балтике. Имели 2 мачты, до 10 пар вёсел, артиллерийское вооружение: 30—32 пушек.
Голет (франц. goulette — «шхуна») — парусно-гребной 2-мачтовый корабль русского шхерного флота конца XVIII — начала XIX в. Длина 18—20 м, рангоут и оснастка по типу шхуны. Имел до 14 пушек. Применялись главным образом на Чёрном и Азовском морях.
Гондола (итал. gondola ), 1) небольшая гребная лодка для сообщения галер с берегом. 2) С XI в. в Венеции одновёсельная плоскодонная лодка для плавания по каналам. Длина около 10 м , ширина ок. 1,3 м .
Гуари — небольшое 1-, 2-мачтовое судно с треугольными парусами. Использовалось во Франции в XIX в.
Гукор (англ. hooker ) — парусное судно XIII — XVIII вв. Первоначально строились в Нидерландах как рыбачьи лодки. Впоследствии использовались во всех странах Северной Европы, в XVII — XVIII вв. — как военный транспорт. Имели 2—3 мачты, грузоподъёмность 60—200 т, вмещали до 300 чел.
Доггер (англ. dogger от гол. dogge — «треска») — парусное 2-, 3-мачтовое рыболовное судно с гафельным вооружением, водоизмещением ок. 150 т. Появились примерно в XTV в.
Дощаник — плоскодонное палубное судно, передвигалось на вёслах, под прямым или косым парусом или на буксире. Длина 15—25 м, ширина 4—6,5 м, высота борта 0,8—1,5 м, осадка до 1,2 м , грузоподъёмность 30—80 т. Впервые дощаники появились в древнем Новгороде в XII — XIV в., позднее использовались на реках России.
Дракар — парусно-гребное военное беспалубное судно VIII — X вв. Имело мачту с четырёхугольным парусом, рулевое весло в корме, по бокам укреплялись металлические щиты для защиты гребцов. Боевое судно викингов, обладавшее высокой мореходностью.
Забара — небольшое грузовое судно, применялось во Франции и Испании для каботажного плавания в районе Бискайского залива в XIX в. Грузоподъёмность до 80 т.
Иол, 1) небольшое парусное 2-мачтовое судно, использовалось на Балтийском и Чёрном морях в конце XVIII — начале XIX вв. для сторожевой и разведывательной службы. Длина до 15 м , ширина до 4 м , осадка более 2 м , 3—7 пушек небольшого калибра. 2) Тип 2-мачтового парусного вооружения яхты.
Кааг — небольшое 1-мачтовое торговое судно с малой осадкой, применявшееся в Нидерландах в XVIII — XIX вв. для прибрежного и речного плавания.
Каботьер (франц. cabotier ) — плоскодонное судно с удлинённым корпусом. Первоначально каботьеры строили во французской провинции Нормандия. В конце XIX в. их применяли для грузовых перевозок по реке Сене.
Кавасаки, 1) в Японии плоскодонное рыбацкое судно. Длина около 13 м , ширина около 3 м , высота борта 0,7 м , экипаж до 13 чел. Имело одну съёмную мачту и прямой парус из тонкой циновки (площадью 32 м 2 ). 2) На российском Дальнем Востоке рыбацкий парусный или моторный бот водоизмещением до 14 т.
Каик (тур. kayik ) — небольшое рыболовное парусное судно, применявшееся на Ближнем Востоке и Средиземном море. Парусное вооружение: шпринтовый грот, прямоугольный топсель, фока-стаксель и несколько кливеров
Каравелла (птал. caravella ) 1) морское 1-палубное парусное судно с высокими бортами и надстройками в носовой и кормовой части, применялось в XIII — XVII вв. в странах Средиземноморья. Длина 15—35 м, ширина 4,3—9 м, осадка 2—4 м, водоизмещение 200—400 т, имела 3—4 мачты. 2) До XV в. небольшое португальское рыболовное судно.
Каракка (франц. caraque ) — большое парусное судно. В XIII — XVI вв. строились сначала в Португалии и Венеции, а затем в Англии и Франции. Применялись для военных и торговых целей. Длина до 36 м , ширина до 9,4 м , водоизмещение до 1600 т, до 4 палуб, 3—5 мачт. Фок- и грот-мачты несли прямое парусное вооружение, бизань-мачта — косое. На фок- и грот-мачты часто ставили дополнительно марсели. Вооружение: 30—40 пушек.
Караколой — парусно-гребное 1-мачтовое судно. Строилось в XVII — XIX вв. в Индонезии.
Каракора — лёгкая лодка, применявшаяся в XVI — XIX вв. на Больших Зондских островах. Имела мачту из тростника и прямоугольный парус.
Карамуссал (от тур. kara — «чёрный» и mursal — «посол») — турецкое грузовое судно Средних веков. Имело 2 мачты (с прямым и косым парусом), а также бушприт с кливером. Строили эти суда из древесины платана и красили в чёрный цвет.
Каюк, 1) гребной или парусно-гребной долблёный чёлн на Чёрном или Азовском морях. 2) Парусно-гребное речное грузовое судно северных поморов. Длина 15—24 м, ширина 3,6—5 м, высота борта 2,1—2,7 м, осадка 1,2—1,5 м, грузоподъёмность 16—50 т, экипаж 6—20 чел.
Кеч {англ. ketch ), 1) небольшое 2-мачтовое судно с косым парусным вооружением, появилось в XVII в. в Англии и Северной Америке как рыболовное и торговое судно. 2) Тип современного 2-мачтового парусного вооружения с косыми парусами.
Киржим — небольшое парусно-гребное судно прибрежного плавания для перевозки грузов и рыбной ловли в южной части Каспийского моря. Длина 4,5—8,5 м, экипаж 3—4 чел. Имеет прямой парус.
Кирлангич (от тур. kirlangic — «ласточка») — быстроходное парусно-гребное судно для посыльной и разведывательной службы. Имело 1—2 мачты с косыми парусами. В России в XVIII в. строили такие суда на Чёрном море. Длина около 22 м , ширина 7,6 м , осадка 2,4 м .
Клипер {англ. clipper от clip —«сокращать»), 1) быстроходное морское парусное судно XIX в. для перевозки ценных грузов и пассажиров. Имело 3—4 мачты. Водоизмещение 1000—2000 т, скорость 18—20 узлов (до 37 км/час), несло большое количество парусов. 2) Парусный или парусно-паровой (винтовой) быстроходный военный корабль XIX в. (дозорная, разведывательная посыльная служба). 3) Парусное рыболовное судно США первой половины XX в.
Кнорр — мореходное торговое судно викингов. Длина до 15 м , ширина до 5 м , осадка до 2 м .
Корвет (франц. corvette ), 1) Парусный военный корабль XVIII — XIX вв., посыльное и разведывательное судно, иногда участвовавшее в крейсерских операциях. Парусное вооружение такое же, как у фрегата, артиллерийское вооружение до 40 пушек. 2) Современный боевой корабль ВМФ водоизмещением до 1600 т.
Корриера (от итал. согпега — «почта») — небольшое итальянское парусное судно конца XVIII — начала XIX в. Применялось для почтовой и посыльной службы.
Косная лодка, коснушка — речная парусно-гребная транспортная лодка со шпринтовыми парусами на двух мачтах. Отличалась легкостью хода, применялась на реках России.
Коф (гол. kuff ) — небольшое голландское парусное судно прибрежного плавания в XVI — XIX вв. Чаще всего кофы имели парус ное вооружение кеча; в случае больших размеров вооружались как барк или шхуна и носили название коф-барк или шхуна-коф.
Коч — парусно-гребное промысловое судно северных славян-поморов XI — XIX вв. Плоскодонные 1-палубные суда, длина 10— 15 м , ширина 3—4 м, осадка 1—1,5 м. Прямой парус, 1 мачта. В XVI — XVII вв. применялись за Уралом и в Сибири. Размеры возросли: длина 20—25 м, ширина 5—8 м, осадка до 2 м , команда 10—15 чел., дополнительно до 30 чел. промысловиков.
Кочерма — турецкое парусное 1-мачтовое судно XIX в.
Кулаз, кулас — парусная рыбацкая лодка, длина 6,5 м , ширина 1,2 м , грузоподъёмность 1—1,5 т. Применяется в южной части Каспийского моря.
Кунгас — дальневосточное парусное рыбацкое или транспортное судно прибрежного плавания. Длина 12—22 м, ширина 2,5— 5,7 м , высота борта 1—1,8 м, осадка 0,5—1,3 м, грузоподъёмность 20-50 т.
Кутгер (нем. Kutter ) — парусное рыболовное, реже грузовое судно, применявшееся в XIX в. на южном побережье Балтийского и Северного морей. Имело палубу, 2 мачты с косыми парусами и бушприт с 1—2 кливерами. Длина ок. 18 м , ширина ок. 5,8 м , высота борта ок. 5,4 м , грузоподъёмность ок. 100 т.
Лансон — 1-, 2-мачтовое парусное промысловое либо каботажное судно, применявшееся на Чёрном море в XVIII — XIX вв. Длина до 21 м , ширина до 6 м , осадка до 2,5 м . Использовались во время русско-турецкой войны 1787—1791 гг., имели 4—8 пушек, 1—2 мортиры.
Лантша (малайск. lanchang ) — небольшое парусное судно, применявшееся в XIX —начале XX вв. в районе Малайского архипелага. Имело 2—3 мачты. На фок- и грот-мачтах крепились люгерные паруса, на бизань-мачте — гафельный. Имело бушприт с 1—2 кливерами.
Линейный корабль, линкор — в парусном флоте конца XVII — середины XIX вв. наиболее крупный боевой 3-мачтовый корабль с сильным артиллерийским вооружением (60—130 пушек). К середине XIX в. водоизмещение линкоров достигло 5000 т, экипаж — 800 чел.
Люгер (англ. lugger ), 1) небольшое парусное рыболовное судно конца XIX — начала XX вв. с рейковым (люгерным) парусным вооружением. Имело 2—3 мачты. 2) Небольшой военный корабль XIX в. с рейковым парусным вооружением, использовался в ряде европейских стран для посыльной службы. Длина до 25 м , ширина до 6,5 м , осадка до 3,5 м . Вооружение: 10—16 небольших пушек.
Облас — речное парусное грузовое судно, применявшееся в XIX в. на северных реках России.
Паландр — турецкое парусное судно XVI в. для перевозки лошадей.
Пакетбот, 1) небольшое 2- или 3-мачтовое парусное почтово-пассажирское судно, в XVII — XIX вв. применявшееся в некоторых странах Европы. 2) В Англии в XVII в. судно, предназначавшееся только для перевозки почты между своими и иностранными портами и регулярной связи с колониями. 3) В России в XVII — XIX вв. судно имевшее водоизмещение 200—400 т и вооружённое несколькими пушками.
Паузок — парусно-гребное плоскодонное судно, встречавшееся главным образом на северных реках России. Были беспалубными, с одной мачтой, имели длину до 24 м и грузоподъёмность до 120 т. Обычно ходили вместе с большими судами и служили для снятия с них груза на мелководье.
Перама — небольшое парусное грузовое судно прибрежного плавания (Средиземноморье, в частности Турция). Парусное вооружение люгерного типа, иногда прямое. Длина ок. 20 м , ширина 3.5- 4 м .
Пиата (от итал. piatto — «плоский») — плоскодонное судно для разгрузки и погрузки судов, стоящих на рейде, применялось в Италии в XIX в.
Пинасе (франц. pinasse , англ. pinnace ), 1) небольшое парусное судно типа флейт, применявшиеся в странах Северной Европы в XVI — XVII вв. Имело плоскую корму, 2—3 мачты, служило в основном для торговых целей. 2) В настоящее время название открытой гребной шлюпки английских ВМС (иногда оснащённой вспомогательным двигателем). 3) Парусное рыболовное судно с приподнятым носом и острой кормой. Используется в водах Бискайского залива.
Питер-бот (англ. peter - boat ) — парусно-гребной рыболовный бот, широко применявшийся на реке Темзе в Англии.
Плейт (англ. playte ) — парусное судно, служившее в XV в. в Англии для перевозки грузов и пассажиров между портами Англии и Франции.
Прам (гол. praam ), 1) плоскодонное парусное (1-мачтовое) судно, применявшееся в XVII в. в Нидерландах для перевозки грузов по рекам. 2) Плоскодонный парусный корабль с сильной артиллерией (до 44 пушек крупного калибра, иногда — несколько мортир). 3) В Швеции в XVII в. военное судно, использовавшееся в прибрежных районах и на реках для бомбардировки крепостей и укреплений противника. 4) В России в XVIII в. такие суда служили для защиты Кронштадта с моря. Их длина 35 м , ширина 10,6 м , осилк.1 до 3 м . В это же время на Балтике строили и полупрамы вдвое меньших размеров.
Раньшина, ранщина — парусно-гребное 2-, 3-мачтовое промысловое судно северных славян (поморов) XI — XIX вв., приспособленное для ранневесеннего лова рыбы и морского, зверя в тяжелых ледовых условиях. Имело яйцевидную форму днища и прямой наклонный форштевень. Грузоподъёмность 25—70 т.
Расшива — парусное грузовое судно, использовавшееся в конце XVII — начале XIX вв. в бассейне Волги и на Каспийском море. Длина 30—50 м, ширина 10—12 м, высота борта до 2,7 м , осадка 1,2—1,8 м, грузоподъёмность 100—500 т. Мачта высотой 20—30 м, большой прямой рейковый парус, скорость с грузом 60—80 км в день по течению и 30 км — против течения. При штиле и встречном ветре расшиву тянули бурлаки.
Саколева — небольшое парусное торговое судно, встречавшееся в Эгейском и Чёрном морях. Имела до трёх мачт (одна — с прямыми парусами, две другие — с косыми); длина 12—15 м, ширина 3,5—5 м.
Свойская лодка — парусно-гребная рыбацкая лодка для прибрежного морского лова, использовавшаяся на Каспийском море. Имела 2 мачты с рейковыми парусами, крытые бак и ют. Отличалась малой осадкой (до 0,45 м ) и передвигалась во время лова с помощью шестов. Экипаж 4 чел.
Скампавея (от итал. sampare — «исчезать» и via — «прочь») — малая галера, небольшой гребной корабль русского шхерного флота XVIII в. Заимствована у итальянцев. Представляла собой уменьшенную на 30—40% копию венецианской галеры и предназначалась для разведки, перевозки войск, высадки десанта, абордажного боя в шхерах. Длина 22 м , ширина около 3 м , осадка 0,7 м , 12—18 пар вёсел, 1—2 мачты с косыми парусами. Вооружение: 1—2 легкие пушки. Вместимость до 150 чел.
Струг, 1) плоскодонное парусно-гребное судно восточных славян VI — XIII вв., промежуточное по размерам между чёлном и ладьёй, Струг вмещал 10—12 чел., использовался для перевозки людей и грунт по рекам и озёрам. Имел 10—12 пар вёсел, съёмную мачту с небольшим прямым парусом, который ставили при попутном ветре, и приспособление для транспортировки волоком. Длина 20—45 м, ширина 4—10 м. 2) В XVI — XVII вв. небольшие струги использовались для защиты речных торговых караванов от разбоя. Вооружение: лёгкие пушки (басы), вместимость 60—80 воинов (стрельцов). Струги были следующих типов: палубный, светличный, подъёмный, мыльный, морской, чердачный, адмиральский, дворцовый. В конце XVII в. струги использовал Пётр I для переброски войск при осаде Нарвы и Азова.
Тарида — парусно-гребное судно длиной 30—35 м, применявшееся в странах Средиземноморья в XII — XIV вв. Использовалось как торговое и военно-транспортное.
Тартана {итал. tartana — «маленькое судно»), 1) парусное военное и торговое судно, использовавшееся в Средиземноморье в Средние века. Имело одну палубу, 2—3 мачты с косыми парусами. 2) Лёгкий боевой 2-мачтовый корабль XVIII в. с косыми парусами и несколькими пушками. 3) В настоящее время 1-мачтовое парусное судно для каботажных перевозок и рыболовства (Средиземное море). Длина 8—20 м, ширина 3—4,5 м.
Требака, трабакколо {итал. trabaccolo ) — парусное грузовое или рыболовное судно каботажного плавания, использовавшееся на Средиземном, Чёрном и Азовском морях. Длина ок. 28 м , ширина ок. 6 м ., высота борта 1—2 м, парусное вооружение рейковое, на
бушприте 2 кливера.
Трекатр — небольшое парусно-гребное грузовое судно, использовавшееся в бассейне Средиземного и Чёрного морей. В военное время использовались для перевозки грузов и войск и имели на борту до 10 небольших пушек.
Туер, туерное судно (от англ. tow — «тянуть») — судно, передвигающееся посредством подтягивания непрерывной цепи (троса), проложенной по дну реки или канала.
Тузик — небольшая (длина не более 3 м ) шлюпка на судне, используемая для сообщения с берегом, завоза якоря и других судовых работ
Тунбас — мореходное парусное грузовое судно Турции XVII — XVIII вв. Часто использовалось для десантных операций.
Унжак (название по реке Унжа, притоку Волги) — деревянное грузовое судно, использовалось в XIX — XX вв. на реках России, в том числе мелководных. Длина 50—60 м, ширина ок. 14 м , грузоподъёмность 300—450 т. Беспалубное судно с наклонным форштевнем.
Учан — новгородское плоскодонное парусно-гребное грузовое судно XIII — XV вв. Размером несколько больше, чем чёлн.
Ушкол — лёгкое парусно-гребное морское судно турецкого флота XVII в. Использовалось в основном на Чёрном и Азовском морях для охраны торговых караванов. Имело одну мачту с косым парусом.
Ушкуй — новгородское парусно-гребное плоскодонное судно XIII — XV вв. Имел съёмную мачту, вмещал до 30—40 чел. Использовался новгородскими разбойниками — «ушкуйниками» для набегов на соседние земли (главным образом верхневолжские).
Фелюга, фелука {итал. feluca от араб, «фулука» — «лодка»), 1) лодка на средиземноморских галерах, служившая для связи с берегом и между судами. Имела 3—5 пар вёсел, мачту с косым парусом. 2) Небольшое парусное судно прибрежного плавания в странах Средиземноморья для перевозки грузов и рыболовства. Имела 1—3 короткие мачты с косыми парусами, иногда и вёсла. Использовалась греческими пиратами (тогда на борту было 6—8 пушек). 3) На Чёрном и Азовском морях парусно-гребная или парусно-моторная рыбацкая лодка с косым четырёхугольным парусом. Длина 6 м , ширина ок. 2 м , осадка ок. 0,5 м , грузоподъёмность 5—6 т.
Флейт {гол. fluit ) — парусное транспортное судно Нидерландов XVI — XVIII вв. На фок- и грот-мачтах стояли прямые паруса, на бизань-мачте — бизань и топсель. На флейтах впервые появился штурвал. В России такие суда входили в состав Балтийского флота с XVII в.
Флибот (франц. flibot ) — небольшое плоскодонное парусное судно грузоподъёмностью до 100 т, применявшееся в XVIII — XIX вв. в Нидерландах для лова рыбы.
Фрегат (гол. fregat ), 1) в XIII — XVI вв. парусно-гребное посыльное судно с 4—5 парами вёсел и косым парусом. 2) В XVIII в. самый крупный парусно-гребной корабль шхерного флота (с 12—18 парами вёсел и примерно 38 пушками); в русском флоте применялся с конца XVHI в. 3) В XVIII — XX вв. 3-мачтовый парусный или парусно-паровой военный корабль с полным парусным вооружением. При включении в боевую линию фрегаты носили название линейных кораблей. Артиллерийское вооружение до 62 пушек. С середины XIX в. на фрегаты стали помещать паровые машины и гребные колёса, а также гребные винты (пароходофрегаты), а с 1860 г . — броню (броненосные фрегаты). 4) В настоящее время корабль ВМС, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок, противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны кораблей и транспортов, имеют водоизмещение до 4000 т, скорость 30 узлов (55,5 км/час), вооружены ракетными комплексами, несут 1—2 вертолета.
Фуста (итал. fusta ) — малая быстроходная венецианская галера XIII — XVI вв. Длина ок. 27 м ., ширина ок. 4 м .
Хачбот (англ. hatch boat — «судно с садком») — рыболовное судно с разборной палубой и одним или несколькими закрывающимися садками для живой рыбы, применявшееся в США до середины XX в.
Хой (гол. heu ) — небольшой парусно-гребной бот, применявшийся преимущественно в Голландии в эпоху парусного флота для перевозки пассажиров и грузов с берега на большие суда.
Хойер (нем. Heuer ) — промысловая лодка, применявшаяся рыбаками Померанского побережья Балтийского моря в конце XIX в.
Хольк, хулк (англ. hulk ) — судно типа кога, примерно вдвое большее по размерам. Использовался в Англии, Франции и Нидерландах в XVI — XVII вв. в торговых целях. Имел 3 мачты, водоизмещение до 400 т.
Чайка — речное гребное судно запорожских казаков XVI — XVII вв., приспособленное для морских походов. Имели 12—15 пар вёсел, съёмную мачту высотой до 4 м с прямым парусом, который ставили при попутном ветре. Длина до 20 м , ширина 3—4 м, экипаж 50—70 чел., вооружение до 6 лёгких пушек.
Чектырме — лёгкое парусное грузовое судно турецкого флота с 1—2 мачтами. Грузоподъёмность до 50 т. В военное время использовалось как посыльное судно и имело на борту до 4 небольших пушек.
Шаланда (франц. chaland от греч. «шеландион»), 1) небольшое мелкосидящее несамоходное судно для портовой разгрузки больших судов, стоящих на рейде. 2) Рыбацкая парусная плоскодонная лодка с выдвижным килем, использовавшаяся на Чёрном и Азовском морях. Длина 7,5—8,5 м, ширина ок. 2,5 м , высота борта 0,8— 0,9 м , осадка 0,6—0,7 м, грузоподъёмность 3—5 т.
Шебека (итал. sciabecco , от араб, «шаббак») — парусно-гребное 3-мачтовое судно с косыми парусами, применявшееся в Средние века на Средиземном море для военных и транспортных целей. Имела до 40 вёсел и 30—50 пушек малого калибра. По конструкции шебека была близка к каравелле. В русском флоте шебеки появились в XVIII в. Длина 36,5 м , ширина 10,2 м , осадка 3,3 м .
Шкут, шкоут (гол. schoot ) — парусное военное или транспортное, реже рыболовное судно, использовавшееся в XVIII - XIX вв. на Балтийском и Каспийском морях, Ладожском и Онежском озёрах, на Волге. Большие шкуты имели парусную оснастку фрегата, чалые — брига. Длина 17—45 м, ширина 4,5—8,5 м, осадка 1,2— 1,6 м ; грузоподъёмность 150—500т, экипаж 12—18 чел.
Шлюп (гол. sloep ), 1) в XVIII — XIX вв. парусный 3-мачтовый военный корабль с прямым парусным вооружением, промежуточный по размерам между корветом и бригом. Использовался для разведывательно-дозорной и посыльной служб. 2) Морское транспортное и рыболовное 1-мачтовое судно. 3) В период первой мировой войны тихоходный сторожевой корабль водоизмещением до 1000 т, скоростью до 16 узлов (29,6 км/час). 4) В настоящее время тип парусного вооружения спортивных судов.
Шмак, шмака — небольшое палубное парусное судно, применявшееся в XVII - XIX вв. для транспортировки грузов, перевозки пассажиров, лова рыбы в Северном и Балтийском морях. Имел парусное вооружение шлюпа или кеча в зависимости от размеров. В России 2-мачтовые шмаки с косыми парусами применялись в первой половине XVIII в. в качестве военных транспортов, а также для перевозки леса на Балтийском и Каспийском морях. Длина 18—27 м, ширина ок. 7 м , высота борта ок. 3 м , грузоподъёмность 40-140 т.
Шнек, шнека, 1) морское парусно-гребное судно скандинавских народов XII - XIV вв. Шнек был похож на дракар, но имел меньшие размеры, оснащался 1—2 мачтами с прямыми парусами, 15—20 парами вёсел, вмещал до 100 чел. 2) В XI - XIX вв. парусно-гребное рыбацкое судно северных славян (поморов). Плоскодонное беспа­лубное судно с мачтой высотой ок. 6 м , с прямым или шпринтовым парусом. Большие шнеки имели вторую мачту с гафельным парусом, а также кливер. Длина 7—12 м, ширина 2—2,5 м, осадка 0,6— 0,8 м , грузоподъёмность 2,5—4 т, экипаж до 4 чел.