Бурлаки на Рейне. Часть пятая

Наблюдателъ
Продолжение. Предыдущая часть находится здесь (http://proza.ru/2012/08/29/196)

*****************

-- Проходи, рассказывай!

Шеф скорчил очень серьёзную мину.

-- Да что рассказывать, я всё уже сказал. Хотят бесплатные часы. Целых семьдесят четыре!

-- Да как они вообще смеют?  Да почему они вообще к тебе обращаются, ведь они прекрасно знают, что по поводу финансовых вопросов им нужно обращаться ко мне. А что ты думаешь, почему они к тебе пристали? Именно к тебе?

-- Ну формально у меня переботка по часам. Всё, что они требут, это мой добровольный отказ от сверхурочных. Разве в контракте с ними записано, что сверхурочные не оплачиваются?

--Нет конечно! Я что, по-твоему, полный идиот?! Я занимаюсь этим бизнесом уже 25 лет и думаю, что я в нем что-то понимаю. Только.. Скажи, ну зачем ты наделал столько сверхурочных? Ты же знаешь,  что на многих предприятиях, особенно с американским капиталом, сверхурочные вообще запрещены! Неужели ты не мог сначала согласовать, а потом работать сверхурочные?

-- Так они же меня сами попросили!

-- Как это?!

-- Когда они мне дали первое задание я, внимательно с ним ознакомившись, пришёл к выводу, что если его сделать иначе, то получится значительно лучше. Они согласились, что лучше, но их технический директор сказал, что так делать нерентабельно. Слишком много ресурсов уйдет и результат не окупит себя. Но я собирался большую часть реализовывать с помощью уже существующих стандартных библиотек, о существовании которых их технический руководитель даже и слыхом не слыхивал. Потому я им предложил сыграть в игру. Я разрабатываю работающий прототип за 10 рабочих дней, а они платят только в том случае, если этот вариант принимает клиент.

-- И что?

-- Я даже за девять справился. Аккурат к презентации у заказчика. За оставшееся время даже успел сделать презентацию об отличиях моего подхода и стандартного. Клиент, естественно, тут же захотел мой вариант. Я в этом не сомневался, поскольку хорошо знаю бизнесменов. В моем варианте им надо было только кликать в графическом редакторе на диаграмы бизнес-событий, собирая их в цепочки графических элементов. Как в компьютерной игре. Сделать это мог любой квалифицированный бизнес-аналитик, владеющий мышкой. В том варианте, который предложил их техдиректор, предполагались длинные вереницы символьных последовательностей, которые оперировали не бизнес правилами, а примитивными операциями над переменными и указателями, вроде как прибавить дни к какой-то дате, сканнировать память на предмет нахождения нужной бизнес-транзакции... Это могли делать лишь программисты, котрых несколько месяцев тренировали работать с такими описаниями бизнес-процессов.

-- И ты за девять дней написал свой собственный визуальный редактор бизнес процессов? Как Майкрософт Визио?

-- Лучше, чем Визио, только не написал, а подключил. Смысл моего предложения как раз в том и заключался, чтобы не тратить рабочие часы на изобретение велосипеда, а максимально использовать имеющееся бесплатное программное обеспечение. Я нашел готовый бесплатный редактор бизнес-процессов и просто подключил его к системе заказчика так, что он работал, как встроенный. Со стороны абсолютно не заметно стыков.

-- И что? Они не заплатили тебе эти часы?

-- Почему же, они согласились их признать.

-- Но не оплатили?!

-- Нет, оплатили. Не только оплатили, а также открыли дополнительный бюджет в 20 трудодней для доведения программы до готовности. Это-то бюджет и был мною успешно в прошлом месяце усвоен. Деньги должны были тебе как раз недавно перевести.

-- Тогда в чем проблема?

-- Проблема в том, что они теперь их требуют назад. Хотят, чтобы я эти часы в текущем месяце отработал и списал.

--Но ведь они давали свое согласие?

-- Конечно, Шеф! У меня есть электронное письмо с подтверждением готовности оплатить часы. Я хоть и не двадцать лет в бизнесе, но тоже уже не первый день. Предпочитаю всё иметь в письменном виде.

--Молодец!

--Что-то я ничего не понимаю?! На каких основаниях они давят на тебя?!

--Они заявляют, что работа не стоила того времени, что я на нее затратил.

--Как это?!

-- Они говорят что я использовал стандартное обеспечение, а всё то, что написал сам не стоит и двух дней. Потому и требуют деньги назад.

-- ЗА ДВА ДНЯ?! Откуда такая оценка?

-- Их техруководитель сказал. Он также сказал руководителю проекта, что всё, что я делал месяц он сделал за два дня. Просто сел на выходных и сделал.

-- Тот, который не верил в то, что это вообще возможно?

--Именно он самый!

-- И как его программа? Ты её видел?

--Конечно! Ну, содержит пару шероховатостей, но в целом работает.

--КОТОРУЮ ОН ЗА ДВА ДНЯ НАПИСАЛ?!

-- Да, именно.

--Значит можно было еще упростить задачу? А ты не додумался?

--Нет, шеф, не додумался. Я не додумался до того, до чего додумался их техдиректор, а именно взять 90% моей программы и перелопатить её так, чтобы пропало внешнее сходство. Да и реализовать мне этот замысел было бы сложно: когда я начинал, мне негде было красть готовый отлаженный и настроенный код...

-- Ты это можешь доказать?!

--Конечно. Ну как мне не узнать свой продукт?

-- Отлично! Делаем так: ты говоришь им, что это не фопрос в сфере твоей компетенции. Что пусть ко мне обращаются. На, дашь тому, кто тебя прессует мою визитную карточку и скажешь, чтобы ко мне обращался. Ведь это я с ними договор оформлял! И это мои часы, а не твои понял! Ты просто не имеешь никакого права мои часы дарить! Так им и скажи!

-- Спасибо, шеф, я знал, что на тебя можно положиться. Только...

-- Что еще?

-- Они угрожают опротестовать всё оплаченные счета с начала проекта. Сказали, что вообще не переведут деньги за последний месяц и опротестуют в суде все предыдущие. Плюс намекали, что обольют меня грязью по самые уши перед всеми, перед кем могут. Даже перед тобой.

--Пусть опротестовыают. Зря я что ли держу здесь ораву юристов? Это их дела, а не наши. Пусть отрабатывают свой хлеб. Что касается обливания грязью, то я тебя знаю, а перед клиентом они не посмеют. Ладно, давай, вроде во всем разобрались...

-- Что, шеф,  «давай»? Ты хочешь, чтобы я туда вернулся?

-- Конечно! Почему нет?

-- Ты думаешь, что после такого можно продолжать работу с ними?

-- А после «какого», собственно? Они имеют полное право потребовать от тебя отчета о потраченных деньгах. Ты его обязан предоставить. Это бизнес. Мы убедились, что у тебя с отчетностью всё в порядке! Так почему бы не завершить проект?

--Чует мое сердце, шеф, что они мне устроят вырванные годы. Лично я бы туда больше не возвращался. Они всё равно найдут  способ сорвать с меня требуемую сумму. Все часы, которые я наработаю в этом месяце железно останутся без оплаты.

--Ну знаешь что! Я же тебе уже сказал, что это мои часы! И не тебе о них печься! Твое дело идти и работать! А об оплате позволь уж мне беспокоиться! Свободен. У меня через пять минут уже следующее совещание, а я хотел еще кофейку выпить...

***

Стрелка медленно подползала к десяти. Руководитель проекта сидел прямо напротив меня, но делал вид, что он погружен в какие-то неотложные дела. Словно меня не существовало. Вскоре после десяти он встал и куда-то ушёл...

Рубикон пройден.

В одинадцатом часу ко мне опять подошла эта парочка.

-- Haben Sie kurz Zeit?[У Вас есть немного времени?]  -- Это был, естественно Фриц. Для официальности, он был даже в пиджаке, который обычно висел у него на стуле, не говоря уж о галстуке. Кристиан стоял, как статуя. [„Ничего дружок! После нашего последнего разговора, тебе происходящее доставит намного меньше удовольствия, чем ты расчитывал!“]

Они провели меня всё в тот же конференц-зал, всё той же процессией. Мне стало казаться, что это является отработанным ритуалом, нечто вроде почетного караула перед публичной казнью. Этакая фирменная культура.

Когда все заняли места, Фриц быстро проговорил:

-- После ознакомления с отчётом о проделанной Вами за прошлый месяц работе, клиент попросил нас вывести Вас из проекта. Сегодня Вы передадите все свои дела Кристиану. Он продолжит после Вас. До окончания Вашего контракта Вы будете работать на другом проекте. Кристиан введет Вас в курс дела.

Он повернулся и ушел. Воцарилось вынужденное молчание. Кристиан не начинал разговор, видимо, подбирая слова, а я не считал необходимым заговаривать первым; не я ведь созвал это «совещание».

-- Ты все исходники записал в репозитарий? – Наконец-то выдавил из себя Кристиан.

-- Нет.

-- Сколько тебе времени нужно?

-- Около часа. То, что у меня есть не в том состоянии, чтобы его можно было моментально записать.

-- Тогда подготовь всё и записывай. Встретимся через час для передачи дел.

Он встал и направился к выходу. Немножко поспешно, как мне показалось. Может, он боялся, что я опять начну его окликивать? Зря боялся. Глупо боятся неизбежного:

-- Кристиан?

 Он замер. Он-таки не успел выйти. Я не спешил с продолжением. Пусть насладится. После секунды или двух я продолжил:

-- Кристиан, что там с новым проектом? Ты же был должен ввести меня в курс дела?

-- Спроси у Дмитрия. Мне некогда.

С этими словами он буквально вылетел из конференц-зала.

Первым делом я вышел на улицу, достал мой немецкий мобильный и отыскал номер мобильного Шефа. Еще одна привилегия с лучших времен. Со всей фирмы Шефа, только четыре человека имели прямой доступ к шефу. Кроме меня еще три руководителя департаментов. Остальные должны были идти через секретаршу.

-- Привет, Шеф, они хотят все исходники!

-- Ну так дай им. В чём дело?

--Тогда у нас не будет на руках никаких карт. Мы будем перед ними абсолютно беззащитны.

-- Какие еще карты?! Для меня еще ничего не произошло, ты работаешь на них, как ни в чем ни бывало. Значит, должен выполнять все их требования. Вот и выполняй. Еще вопросы?

--Нет, Шеф, я всё понял.

Я положил трубку с нехорошим чувством. Но ссориться еще и с Шефом мне не хотелось. Потому, как пай-мальчик побежал выполнять его инструкции.

Передача дел у Кристиана прошла на удивление легко. Вместо того, чтобы использовать свой шанс узнать у меня что-то из первых рук об используемых технологиях (а ведь в  свете приказа Шефа я был даже готов ему что-то рассказать!), он решил дальше из себя корчить большого начальника и лишь придирался к оформлению моего кода. Вот дурак. Мне стало казаться, что он думает, что он и правда что-то понимает в украденном коде...

Лишь под вечер мне удалось поговорить с Димой о новом задании.

-- Какой еще новый проект? – Он удивлённо на меня посмотрел. – Я всё ещё на старом. Хотя... подожди, они там что-то говорили о новом проекте со следующего месяца. Кажется, о какой-то сети строительных магазинов... Кажется «Бастельхаус». Узнай у ребят в соседней комнате.

Хм. С ребятами из соседней комнаты я был совершенно не знаком. И никто не спешил, кажется, меня с ними знакомить. Но мне ведь надо что-то делать. Надо же иметь официальное задание, иначе на что я часы писать-то буду? Мне оплачивают только те часы, которые я на конкретные проекты пишу. Чтобы они их потом дальше перепродавали. Всё остальное никто оплачивать не будет.

Что ж будем действовать напролом. Сделав морду тяпкой, я шагнул в соседнюю комнату:

-- Ребят, привет, меня зовут Андрей. Я Ваш новый коллега по проекту.

Все присутствующие посмотрели на меня с некоторым недоумением.

--Андрей? А как твоя фамилия? – Оборатился ко мне один из ребят.

--Воронов.

-- Хм, я о тебе не слышал. Ну проходи. Меня зовут Дитер, я руководитель разработки нового интернет-портала для фирмы «Бастельхаус». Мы действительно нуждаемся в ресурсах, но, вроде бы, увеличение численности людей запланировано лишь с предыдущего месяца...

Он внимательно посмотрел на меня ещё раз. Моя ID-Карточка была на самом видном месте – на груди[„Может, на лоб перевесить?“], с фотографией, именем, фирмой – всё как нельзя лучше. Он немного успокоился. Подобные нестыковки должны были, определенно  и раньше происходить на этой фирме. Вот, что бывает, когда так сильно экономишь на сотрудниках! Я явно не походил на шпиона из конкурирующей организации и они поверили в мою историю.

-- Странно. Меня начальство не известило. Ну да ладно, не успели, наверное. Я тебе сейчас пришлю ссылку на веб-страницу с документацией, где лежит описание технического задания. Пароль сейчас напишу на бумажке. [„Вот он ты, какой, немецкий Hi-Tech!“]Когда прочтешь – возвращайся. Ты, совсем новый? Или тебя из другого проекта перевели?

-- Я из команды Фрица. Вообще-то уже почти полгода во-он в том офисе сижу...

-- А, ну мы только вчера сюда переехали. Еще не осмотрелись. Только тебя еще не ввели в наш проект в системе учёта часов. Узнай у Фрица, как тебе часы писать за это время.

-- Отлично! Спасибо! До скорого!

День снова закочился.

-- Я вернулся в свой предыдущий офис. Дмитрий и Кристиан уже ушли, оставался только Фриц.

--Фриц?

-- Да?

-- Как мне писать сегодняшние часы?

-- Какие еще часы?

-- Ну как, совещания, передача дел, новый проект.

-- Что касается передачи дел, то это часы, которые мы не можем продать клиенту, ведь они не были запланированы. Они возникли из-за Вашего нарушения контракта. Так что писать Вам здесь нечего!

--А совещания?

-- То же самое. Я уже всё сказал на этот счёт.

--А новый проект?

-- За новый проект я не отвечаю и не знаю, что и как Вам там писать!

-- Но Дитер, руководитель того проекта, обо мне ничего и не знал!

-- А когда Вы с ним успели поговорить? Я же Вам говорил, с Кристианом всё согласовывать!

--Говорил. Я и согласовал.

-- Ладно, в любом случае меня это не касается.

-- То есть за целый день сегодня я не могу записать ни одного рабочего часа?

-- Нет. Еще вопросы есть?

-- Да. Последний.

--  Какой?

-- Скажите, а я за вход ничего заплатить не должен?

*********************

Продолжение здесь (http://proza.ru/2012/09/07/196)