Слова и слово

Леонид Фульштинский
               
         
      Едва докладчик взобрался на трибуну и произнёс традиционное: «Дорогие друзья, коллеги!», голос из зала перебил его:
      - А «дорогие» - в каком масштабе цен?
      - Не понимаю, - растерялся докладчик.
      - Ну, насколько мы вам дорогие? Выразите, пожалуйста, это в рублях, долларах, евро…
      - Странно, никогда раньше так никто не ставил вопрос. Десятки лет звучало это привычное обращение, и никто его не конкретизировал.
      - Во-во. В этом наша беда – мы ничего никогда не конкретизировали, не уточняли, потому и оказались там, где оказались, то есть в глубокой яме. Но сейчас другие времена. Подорожали не только колбаса, сметана, и проезд во всех видах транспорта. Слово тоже подорожало в цене.
      - Да, теперь со словами нужно быть осторожней, - высказался ещё кто-то. – Сказал слово, и сразу же мысленно вешай на него ценник: это – рубль двадцать, это – сто пятьдесят, а этому слову вообще цены нет.
      - Что ж это за слово такое, которому цены нет?
      - Ну, например, слово делового человека. Или слова «отец», «мать».
      - У-у, куда тебя занесло. Глубоко копаешь, шахтёр.
      - И правильно делает. Давно пора становиться ногами на землю. А мы – то витали в воздухе, то мелко плавали, про землю всё как-то забывали.
      - Друзья, боюсь уже называть вас «дорогими», я вижу, наш симпозиум принял спонтанный характер, мы обсуждаем вопросы всемирного, так сказать, охвата, не имеющие отношения к нашей сегодняшней теме.
      - Вот и хорошо. Слава богу, что сейчас каждый может говорить, что
думает и что хочет, не боясь, что его загонит в стойло кнут пастуха
или нагайка погонщика. Настало время свободы. Своды слова, свободы мысли, свободы цен.
      - Только без патетики, пожалуйста. Вы же не на церемонии вручения пятой звезды героя генеральному секретарю ЦК КПСС. У нас сугубо деловое, сугубо производственное совещание с заранее утверждённой повесткой дня. Вот и давайте в строгом деловом стиле. Без возгласов, без эмоций.
      - Возражаю. Без эмоций нигде нельзя. А в деловом мире эмоций не меньше, чем в театральном. Думаю, что дилер, потерявший в одну минуту целое состояние, переживает драму не меньшую, чем Анна Каренина, узнавшая об измене Вронского.
      - Всё так. Только к дилеру жёстче требования. В то время, когда в душе его бурлят вулканы, ни мимикой, ни жестом, ни голосом он не может проявить своих чувств.
      - Штирлиц в тылу врага.
      - Хуже. Штирлиц в случае необходимости мог шарахнуть эсесовца бутылкой по голове. Дилер должен действовать тоньше, интеллектуальнее. Бутылочные методы – не для него.
      - Вношу предложение: всех брокеров, дилеров, бизнесменов пропускать через театральные курсы.
      - И разведшколу.
      - А что – неплохо. Поддерживаю это предложение.
      - И я поддерживаю.
      - И я…
      - Значит, так и решим.
      - Странно, ничего не обсуждали, а решение приняли.
      - Нет, не странно. Нормально. В деловом мире принятое решение это результат работы мозга, а не языка. Это надо твёрдо усвоить.
      - Красивая мысль. Так и запишем в постановляющей части.
      - Значит, не зря собирались.
      - Конечно, не зря. Обсудили, поговорили.
      - Да…. Поговорили. О чём?
      - Обо всём понемногу. Это было очень полезно.
      - Несомненно. И всё же я хотел бы начать. Итак, дорогие, пардон, уважаемые дамы, господа, коллеги… 

+