Воин и годзэ

Теодор Торбилье
Когда-то в незапамятные времена жил на земле могучий воин и звали его Юдзиро Эйдзоку, и не было ничего милее его сердцу, чем битва. Он очень любил ратные поединки и всюду, где бывал, искал он встреч с самым сильным воином той местности и одерживал победу. Слава о Юдзиро Эйдзоку бежала впереди него, и многие хотели испытать себя в поединке с ним, чтобы добиться славы ещё большей.

Однажды Юдзиро Эйдзоку отдыхал в тени дерева и увидел странствующего монаха. С почтением обратился к нему воин и спросил, как найти ему достойного противника.

Улыбнулся старик и ответил, что нет в этом мире равных Юдзиро Эйдзоку, но победит его тот, кто наступит на его тень. Странствующий монах продолжил свой путь, а воин остался стоять в недоумении.

В тот же день или много дней спустя стоял Юдзиро Эйдзоку и размышлял о том, где найти ему себе соперника для поединка. Всю страну исходил он, много великих воинов победил в сражениях и никогда не был побежден. Размышления воина были столь глубоки, что ничего вокруг не замечал он.

Когда же воин очнулся от своих раздумий, увидел он, что стоит перед ним женщина, наступив на его тень. Вспомнил Юдзиро Эйдзоку слова странствующего монаха и разгневался. Неужели могучего воина победит какая-то женщина?! Выхватил воин меч и занес его над головой несчастной. Но никак не отреагировала женщина. И тут увидел Юдзиро Эйдзоку, что перед ним стоит годзэ, слепая женщина-музыкант. Вскричал он гневно:

- Если не хочешь, чтобы я пресек твои дни сей же миг, пой мне! Понравится песня, я накормлю и отпущу тебя. Если же не понравится, мой меч освободит твой дух от тела.

Годзэ поклонилась воину, села на обочине, взяла в руки сансин и запела красивым мелодичным голосом песню о родном доме, который оставил воин, о том, как нелегко воину в пути, о том, как тоскует он по родной земле и как тоскует весенний сад о том мальчике, которым воин был когда-то. Мелодия песни была простой и глубокой, и Юдзиро Эйдзоку казалось, что тонкие пальчики годзэ касаются не струн сансина, а самой его души.

Долгой была мелодия, ещё более долгим молчание после неё. Юдзиро Эйдзоку так тронула песня, что понял он, что побежден. Но поражение это было столь сладостно, что попросил он годзэ петь ещё.

Когда же женщина устало умолкла, взял Юдзиро Эйдзоку её за руку и повёл в свой дом. Никогда больше не брал он в руки оружия для ратных поединков, никогда не покидал своего дома.

Случилось это в эпоху Камакура, мало, кто помнит об этом.