Во власти Зверя Глава 31

Александр Шабалтас
                Глава 31

     В больницу Сергей поехал на такси. Ему не хотелось давиться в общественном транспорте в час пик, слишком тяжелый был день, да и настроение не самое лучшее.      
Сергей не одобрял эксперименты Звягенцева, которые тот проводил над Иваном. Конечно же, он был благодарен Леониду за новую работу, но не считаться с его мнением, Звягенцев не имел права.    
     Расплачиваясь с водителем, Сергей заметил на территории больницы полицейскую машину. «Похоже, за время моего отсутствия что-то случилось, и Ленька действительно оказался ясновидящим, предсказывая мне неприятности…», - мелькнуло у него в голове. Он торопливо взбежал по ступенькам.    
    Из ординаторской на встречу ему вышел Семен Зотов.    
    - Сергей Петрович, хорошо, что вы приехали. Я звонил вам на мобильный телефон, но вы не отвечали. Затем я позвонил к вам домой. Ваша супруга сказала, что тоже не может с вами связаться, - проговорил скороговоркой Зотов.   
    - Что случилось?      
    - У нас ЧП! Умер старик из третьей палаты. Помните, вы еще о нем спрашивали, в кабинет его вызывали. Сегодня он задохнулся в бельевой. С ним был священник. У священника сердечный приступ. Мы его поместили в бокс; им занимается Раиса Михайловна. Скорая помощь уже увезла старика. Говорят, повезли на вскрытие.          
    - Ничего не понимаю. Вы мне толком скажите, что они делали в бельевой, и почему старик там задохнулся?   
    - Признаться, я и сам мало, что знаю. Это случилось еще утром, а смену я принял два часа назад. Говорят, что священник исповедовал старика.   
    -  Бред какой-то! Какая может быть исповедь в бельевой! – рассердился Сергей.   
    - У вас в кабинете следователь допрашивает старшую медсестру и нянечку, которая бельевую открыла.   
    Сергей направился к своему кабинету. Зотов бежал следом за ним, продолжая сокрушаться по поводу случившейся трагедии. 
    Открыв дверь кабинета, Сергей увидел за своим рабочим столом мужчину средних лет, который что-то писал. Перед ним стояла заплаканная старшая медсестра.             
    - Кто вам разрешил войти? – сердито спросил следователь у слегка растерявшегося Сергея.   
    - Это наш главврач – Сергей Петрович Головин, - робко вмешалась медсестра   
    - Проходите, Сергей Петрович, мы вас заждались. Присаживайтесь - сказал следователь, сменив гнев на милость. Он указал Сергею на стоящий рядом стул. – Как же так, у вас в больнице такие дела творятся, а вы отсутствуете? А вы, гражданочка, можете идти.   
    Старшая медсестра поспешно выскочила за дверь.      
    - Итак, - продолжил следователь, в его голосе снова появились стальные нотки. – В ваше отсутствие в больни-це случается чрезвычайное происшествие, вследствие ко-торого пациент умирает, а священник, который его исповедовал, находится в тяжелом состоянии. Сергей Петрович, я хочу услышать ваши объяснения.
    - Мне нечего вам сказать. Я сам ничего не понимаю. Очень жаль, что погиб один из моих больных. Но ведь это был несчастный случай, - Сергей поморщился, недовольный своими словами. Больше всего на свете он не любил оправдываться. Сейчас обстоятельства складывались так, что выкручиваться ему придется на каждом шагу. Да и старика ему действительно было жаль. Только сейчас он стал понимать, как ему будет не хватать этого странного, но очень умного и светлого человека.   
    - Так. Несчастный случай, говорите. А мне так не кажется, - сказал следователь, пристально глядя в глаза Сергею.   
    - Что вы имеете в виду? – удивленно спросил Сергей. 
    - Мне стало известно, что за последние две недели вы, Сергей Петрович, беседовали с покойным дважды. Интересовались его историей болезни, его прошлым. Вам не кажется это странным?        
    - Я – врач, и вполне естественно, что по долгу службы мне приходится вызывать к себе пациентов, - пояснил Сергей, не понимая, куда клонит следователь.   
    - Дело в том, уважаемый Сергей Петрович, что старик был необычным пациентом. По показаниям некоторых врачей, он был своеобразным лидером среди больных. Он часто призывал психически неуравновешенных людей к беспорядкам, о чем вам неоднократно докладывали. А так как условия в вашей больнице, мягко говоря, не лучшие, и ситуация в любой момент могла выйти из-под контроля, старик становился опасен для вас. Он мог спровоцировать бунт и тогда вашей карьере пришел бы конец. Не так ли?   
    - Вы говорите ужасные вещи! Да, старик был действительно лидером. Но он бы еще и  верующим человеком, и никогда не призывал больных к бунту. Это был исключительно честный и мудрый человек! - Сергей невольно повысил голос.   
    - Да вы не нервничайте так. Я вас понимаю, но и вы меня поймите. В ваших же интересах, чтобы мы во всем разобрались. И поверьте, мы это делать умеем, - следователь криво усмехнулся. - Вам же я рекомендую передать руководство больницей своему заместителю. Возьмите отпуск, отдохните недельку, другую. И еще, я попрошу вас дать нам подписку о невыезде за пределы города.   
    - Вы меня в чем-то подозреваете? – спросил Сергей, чувствуя, как почва уходит у него из-под ног. Он, наконец, начинал понимать, куда клонит следователь. Ему не нужна была правда, нужен был козел отпущения. Следователю наплевать на умершего старика и больного священника, ему важен процент раскрываемости преступления. А если преступления нет, его нужно придумать, тем более, что так называемый «преступник» уже найден.    
    - Послушайте, Сергей Петрович, я еще раз повторяю, нам необходимо тщательно во всем разобраться. Если на вскрытии подтвердится, что у вашего старика было больное сердце, а я в этом не сомневаюсь, то у вас будут большие неприятности, - следователь сделал внушительную паузу, давая Сергею понять всю тяжесть его положения. - Вы обязаны были перевести старика в бокс, а не держать его с остальными больными в общей палате. Вы обязаны были назначить ему сердечные препараты, и обеспечить надлежащий уход. Тем более что вы сами подтвердили, что дважды вызывали больного на обследование. Неужели вы - опытный врач, не обратили внимания на физическое состояние старика? Или в вашей больнице не принято показывать пациентов кардиологам и терапевтам?         
    - Он не жаловался на сердце, - пробормотал Сергей.    
    - А профилактические осмотры? Разве вы не устраиваете медосмотры в своей больнице?      
    - К нам поступают больные с медицинской картой. Перед тем как попасть к нам, больные проходят полное обследование.      
    - Но старик находился в вашей больнице более сорока лет, его медицинская карта исчезла. Значит, его нужно было показать специалистам, хотя бы для того, чтобы восстановить историю болезни.
    - Вы правы, - сказал Сергей. 
    - Мое мнение здесь ничего не решает. Решают только факты, а факты говорят о следующем: последнее время вы мало занимались клиникой, она у вас в запущенном состоянии; больные предоставлены сами себе; персонал не достаточно квалифицирован. Все это говорит не в вашу пользу. 
    - Увы, все так. К большому сожалению сюда не идут работать хорошие специалисты: зарплата маленькая, да и работа не из легких. Но здесь нет моей вины, - Сергей понимал, что все, о чем он сейчас говорит, следователю абсолютно безразлично, но, тем не менее, продолжал оправдываться.   
    - Ответьте мне только на два вопроса. Почему у вас в больнице водятся крысы, и почему в бельевой нет отдушины? Это же грубое нарушение санитарных норм! 
    - Я разберусь.               
    - Боюсь, что разбираться будет кто-то другой, - хмуро проговорил следователь. - Через пару дней мы вас вызовем.   
    Следователь встал из-за стола и направился к выходу. Он не спеша, снял с вешалки кожаную куртку, не спеша, оделся. Сергей краем глаза следил за ним. Казалось, тот колеблется. Порывшись в кармане куртки, он достал  визитную карточку.
    - Лично я, Сергей Петрович, к вам питаю уважение, и поверьте мне, искренне вам сочувствую. Если у вас появятся веские доводы в пользу вашей защиты, я их с удовольствием учту. Я готов вас выслушать в любое свободное от работы время, - он многозначительно посмотрел на Сергея, затем положил визитную карточку на стол. – Это
мой домашний телефон. До свидания.      
     «Черт, - подумал Сергей, тупо глядя на закрывшуюся за следователем дверь. – Что же делать? Вылечу из клиники в два счета по статье. А ведь собирался уйти красиво. Был бы жив Николай, он бы мне помог. С кем посоветоваться? С Леней? Угораздило же меня с ним поругаться. Теперь придется извиняться, говорить, что я был не прав, прикидываться любезным. Чего не сделаешь ради спасения собственной шкуры. А следователь: «Я вас уважаю, искренне сочувствую», а сам даже имени своего не назвал! Я представляю, сколько будут стоить «доводы» в мою защиту! Значит, без Лени не обойтись».
      Все складывалось отвратительно. Старик, умер в его клинике, умер из-за его преступной халатности, а значит, по его вине. Сергей вспомнил последние слова старика: «Ты ведь не любишь своих больных, брезгуешь. Ты забыл истину, которую знал». Сергей поморщился: «Какую истину, старик? Почему ты ушел тогда, ничего не объяснив мне? Если ты такой мудрый, почему не научил меня?!» Он заметил, что мысленно кричит на старика, которого уже нет в живых.   
      Сергей пересел за стол, и попытался привести мысли в порядок. Но и за рабочим столом он не мог сосредоточиться: слова старика крепко засели у него в голове. Сейчас, по прошествии времени, они приобрели для него мистический смысл. «Он знал, он предчувствовал, он предупреждал меня…», - мороз пробежал по коже Сергея. «Ты можешь сомневаться, не верить в Бога. Но зло – его ты не можешь отвергнуть. Все пропахло его мерзким трупным запахом…», - говорил ему Иван. Мысли путались в голове Сергея, сплетая старика и Ивана в одного человека, и этот человек тщетно пытался достучаться до него.            
      - Не сейчас. Потом. Все потом. Завтра разберусь с душой, истиной, Богом. Сейчас нужно действовать, - прошептал Сергей. Он решительно снял телефонную трубку, и набрал номер Звягенцева.       
      - Леня, это Сергей. Ты оказался прав. У меня большие неприятности. Умер один мой больной. Следователь считает, что я причастен к его смерти, - Сергей замолчал, слушая спокойный голос Звягенцева.   
     Леонид брался все уладить, и просил не приезжать к нему клинику.      
     - Я все понял, Леня. Ты извини меня за то, что тогда накричал на тебя. И передай Ивану, что я не смогу его сегодня вечером навестить. Спасибо тебе за все,- дрожащей рукой Сергей повесил трубку.   
    «Прости меня, Ванюша. Но мне кажется, что тебе ничего страшного не грозит», - попытался обмануть себя Сергей, чувствуя себя побежденным. Стиснув зубы, он старался унять дрожь в руках.
     Судьба загнала его в угол и била по самым болевым точкам. Все, созданное им годами, и казавшееся ему прочным, рушилось на глазах, и он не только не мог помешать этому разрушению, а еще более усугублял его. Сергей понимал, что ведет себя, не по-мужски, предавая друга, заботясь только о своей карьере, при этом ощущал страх перед будущим.      
     В кабинет  робко заглянул Зотов.   
     - Сергей Петрович, вас зовет к себе священник.   
     - Где он? – спросил Сергей. 
     - В боксе. Вы как себя чувствуете? На вас лица нет, - спросил Зотов, нерешительно входя в кабинет.         
     - Нормально я себя чувствую, - раздраженно ответил Сергей. – Я хочу спросить вас, Семен Яковлевич:  вы доложили следователю, о том, что я два раза вызывал к себе старика?       
    -Я лишь отвечал на вопросы, - смутился Зотов. – Но ничего лишнего я не сказал. Я же понимаю, что откровен-ничать со следователем не в наших интересах.            
    «Все правильно. Маленький человек на минуту почувствовал себя Наполеоном. Конечно же, он поспешил выложить следователю все мои промахи. Он спит и видит себя заведующим больницей. Но почему я считаю себя лучше его? Разве только что, я не предал друга? Какое право я имею судить этого человека, даже если он и совершил нечистоплотный поступок?»   
    - Семен Яковлевич, вам придется на некоторое время взять на себя руководство клиникой.   
    - Вы уходите в отпуск? – спросил Зотов, едва скрывая под маской озабоченности свою радость.    
    - Да. Что-то я устал за последнее время, - нехотя ответил Сергей. – У меня еще осталось пару недель отпуска.   
    - Вы зайдете к священнику?    
    - Напомните, как его зовут?   
    - Отец Алексий.   
    Сергей достал из ящика стола нераспечатанную пачку сигарет. Обычно он не курил в своем кабинете, но теперь ему было все равно. Зотов поспешно протянул ему зажигалку.       
    - Ну и как отец Алексий себя чувствует? – спросил Сергей, закуривая сигарету.               
    - Немного лучше: приступ прошел. Осталась лишь небольшая слабость. Раиса Михайловна его осмотрела, ничего серьезного.           
    - Хорошо, я пойду к нему. А вы, Семен Яковлевич, располагайтесь в моем кабинете, - сказал Сергей. Он затушил сигарету и выбросил окурок в корзину для мусора. – И не переживайте, я думаю, что у вас все получится. Тем более, что покидаю я вас не надолго.
    Сергей вышел, бесшумно прикрыв за собой дверь. Впервые за сегодняшний день он улыбнулся, представив, Зотова стоящего посреди кабинета, мысленно примеряющего на себя должность главврача.