Усы. Пока такие. Механизмы SINnX

Иосиф Ольшаницкий
31.08.12.

       Тема SINnX. По кривым дорожкам. 2.

Предлагается еще один вариант шляпки, надетой на шарик.

Приблизительно такая её форма предназначена для скольжения этой шляпки по самопересекающейся канавке ведущего звена, - теперь в таких, ранее не показываемых мною вариантах этих передач зацеплением через какое-либо промежуточное звено.

Плоскость расположения этой шляпки, как и шляпки другой на том же шарике, задана её плоским торцом, скользящем по смежной детали механизма.

Чтобы шляпка на крупном шарике не могла случайно заклинить передачу в проблемном месте, случайно перескочив там вдруг не на то направление канавки, - в момент прохождения места пересечения витков ведущей канавки, - она имеет вот такую, в виде усов, достаточно длинную направляющую лыжу.

Та часть шляпки, что имеет сферическую лунку (под шарик, скользящий по спице сепаратора), должна иметь более ограниченный размер в длину, - сколько нужно для исключения столкновений с соседней, такой же деталью при их сближении.

Эта деталь работает аналогично кулачку токарного патрона, находящемуся в зацеплении со спиралью, которая имеется на торце другой детали патрона, - на планетарке.

В районе самопересечения ведущей канавки толкатель на некоторое хоть и короткое время выходит из зацепления с ведущим звеном механизма. Однако он всё же всегда продолжает находится одновременно хотя бы в двух других из трёх его направляющих.

Они выведут наш толкатель (этот скользящий по спице шарик с надетыми на него антифрикционными шляпками) в продолжение канавки, - на ведущем звене механизма.

Ведь остальные такие же толкатели в это время продолжают находиться в зацеплении с канавкой ведущей, - тогда, когда этот в не нагруженном состоянии находится своей как бы в мёртвой точке.

Показанные усы более надёжно исключают возможность для толкателя заклинится, потеряв правильное направление в продолжении его движения за перекрёстком. Это гарантирует надёжность работы весьма различных, очередных вариантов аналогичных механизмов.

Стыдно сказать, сколько лет я искал удовлетворительные ответы на вопросы о том, как проскакивать (не упоминаемые мной ранее) перекрёстки канавок (самоё себя же пересекающих), - особенно, если линии пересечений находятся под слишком острым углом друг к другу.

С 70-го года!
Тогда я еще только познакомился в нашей конторе и лишь начинал работать с обратившимся к нам, как выясняется, гениальным изобретателем Зайцевым А.П. в качестве его патентного поверенного.
 
Сам он, - не обратив внимания, ничуть не вникнув, - лишь отмахнулся от моей всего-то невнятной реплики  (тогда и для меня же всего-то мимолётной):
 -  не стоит ли, мол, подумать и о какой-либо целесообразности вариантов деталей с самопересекающимися канавками под шарики?
 



Эту мимолётную подробность (одну из множества прочих во всяких наших рассуждениях, поначалу не привлекшую к себе наше внимание, тогда пока ещё очень смутную,     пропущенную им мимо ушей, да и мною тоже сразу же почти забытую), он в тот момент посчитал не стоящей его, да и моего внимания, - особенно, при патентовании. К этому вопросу мы уже не возвращались.
А стоило. (По профессии А.П. всё же был не конструктором, а физиком).

Детально эта тема всё лучше проясняется мне в течение вот уже более четырёх десятилетий.
 
Но уже и тогда я, задерживаясь скептическими глазами патентного эксперта на  каждом слове формулы и текста в очередном патентном описании, составляемом нами обоими, как правило, видел шире.
Тщательно формулируя суть и подробности его предложения, я предусматривал защиту много большего разнообразия вариантов, чем он сам имел в виду. Это его впечатляло.


Именно математически мыслить самостоятельно по его теме, пожалуй, даже не хуже его самого, я научился уже много позже, спустя годы после того, как в конце 1971 года Александра Павловича ЗАЙЦЕВА вдруг не стало.