Синагога -хупа - Одесса - Свадьба - Часть 14

Юрий Литвак
                ЕВРЕЙСКАЯ     СВАДЬБА


     Прошла целая неделя, как пятьдесят человек, приглашённых авторов «Проза. ру», прибыли в Одессу на свадьбу Давида и Рахиль.  Эта неделя была предложена гостям для подробного знакомства с городом – Героем Одесса.

     Гостей поселили в отеле  «Зирка» (Звезда), в центре города.

     Что успели увидеть и где побывать гости, прибывшие со всех уголков бывшего Советского Союза и некоторых зарубежных стран (Израиль, Индия, США и др.).

     Чтобы больше увидеть достопримечательностей, творческий коллектив разделился на две группы.

     Туристы с экскурсиями побывали на улицах Одессы: Дерибасовской, Ришельевской, Екатерининской, Пушкинской,  Преображенской, Ланжероновской. Были на Греческой улице и на одноимённой площади, на Приморской улице и бульваре, на Арнаутской и Еврейской и др.

     Видели памятники: Екатерине П., Дюку Ришелье, Пушкину, Дерибасу, Леониду Утёсову, Апельсину и Пушке, монумент последнему «12 стулу» (Ильфа и Петрова).

     Обе группы посетили: Городской Сад, Пассаж, Оперный театр (спектакль «Феерия балета»), одесский Цирк (Воздушные акробаты), Катакомбы, рынок «Привоз», Морской вокзал, Порт, Колоннаду,  ресторан «Баварский», потёмкинскую лестницу, пляж «Лузановка». Больше времени уделили, конечно, пляжу «Лузановка»!

     Гости готовились к свадьбе. Писали стихи, сочиняли песни, собирали смешные анекдоты. Придумывали оригинальные и смешные тосты.

     Повышенную активность в подготовке к свадебным мероприятиям проявили, в первую очередь, бывшие участники «Круиза – 51» на пароходе «Дмитрий Фурманов» по реке Волга: Ол Виннов, Нея Ахи,  Майя Уздина, Галина Алинина,  Наталья Новосельцева, Антонова Екатерина Николаевна,  Анатолий Сидоренко, Татьяна Колерова (стюардесса парохода), Леля Шпильская, Антонина Быстрых. Оказали существенную помощь: Медведев Дмитрий, Ольга Белоус, Евгений Бородовицын Байбег, Суворова Ася, Мария Левина.

     Давали неоценимые практические советы авторы «Проза. ру»: Валерий Каменев, Владимир Шаповал и уважаемый житель Одессы Антипа Боголюбов.

     Одновременно подводились итоги конкурсов: на лучший лаконичный отзыв, самый смешной анекдот, количество прочтений, лучший тост, стих, песня.…Всё это будет исполнено на свадьбе.

     Всего, в цикле рассказов «Одесса – Свадьба» принимает участие на сегодня около трехсот человек авторов «Проза. ру», из них более сорока человек уже написали отзывы и рецензии. Как уже сообщалось, на свадьбу в Одессу направились пятьдесят человек, и сейчас они готовятся к этому ответственному специфическому мероприятию. Дело в том, что свадьба будет проходить с учётом еврейских традиций (синагога, раввин…).

     Синагога находится на ул. Ришельевской д.30, а к ней примыкает еврейский кошерный ресторан «Хеврон» (ул. Еврейская д.25). Здесь и будут проходить благословенье и свадебные торжества.

     Наконец, в Одессу приехал Автор нашумевшего «Круиза-51», который и закончился предстоящей на днях свадьбой капитана парохода «Дмитрий Фурманов» Давида и его землячки – туристки Рахиль. В том круизе приняло участие более 700 авторов «Проза. ру», из которых 120 человек оставили свои отзывы в «Судовом журнале» парохода.

     Абсолютным победителем конкурса «Мисс и мистер Круиз-51» был признан поэт и писатель, музыкант и автор «Проза. ру» - Ол Виннов. Сегодня он тоже среди гостей в Одессе.  В лидерах оказались: Галина Алинина, Майя Уздина, Татьяна Колерова, Александр Тиханов, Владимир Шаповал, Антонова Катерина.  Все они приехали в Одессу на свадьбу.

    
     Вот уже несколько дней и ночей не видятся жених с невестой. Того требуют традиции еврейской свадьбы. В последний день перед свадьбой у молодожёнов наступил Пост.
     Суббота перед свадьбой – Шаббос Кала (суббота невесты) или Форшпиль. Невеста находится дома в кругу семьи, с Софой и подругами. К ней пришли свидетели Эвелина с Адой, Татьяна Колерова с Антоновой Е.Н.

     Утром в последнюю субботу перед утренней молитвой, жениха вызывают к Торе в синагогу. Там он читает десять речений Торы, которыми Всевышний создал Мир.  Когда жених закончил читать заключительное благословение – его друзья осыпали конфетами. Это значит, чтоб новая жизнь была сладкой и чтоб они были щедро благословлены потомством.

     Вечером Давид пригласил к себе домой близких друзей (мужчин): членов экипажа парохода «Дмитрий Фурманов», свидетелей старпома и Фиму, прибывшего в Одессу – Автора.

     Это – последний день перед свадьбой, когда жених и невеста «гуляют» отдельно друг от друга.

     Автор с Давидом обговорили всё о подготовке и проведении торжества. Машину - к невесте, машину - к жениху, автобус - к гостинице «Зирка». Обряд с раввином согласован. Брачный контракт (Ктуба) - подготовлен. Кольцо для невесты куплено. С музыкантами договорились. Тарелка и фужер для битья - подготовлены.

     Обряд под хупой – в 16-00. Трапеза в ресторане «Хеврон» - в 17-30. Вместо родителей, жениха (Давида) сопровождают - Михаил Алвайс и Эвелина.

     В тот же субботний вечер Автор (нарушив традиции) созвонился с Рахиль. Узнал, что у неё всё готово. Платье свадебное - есть, фата – есть. Вместо родителей невесту (Рахиль) будут сопровождать свидетели - Семён с Адой.

     Согласовали с Татьяной Колеровой список тех, кто будет на церемонии в синагоге: кроме жениха и невесты – четыре свидетеля, полностью еврейский экипаж парохода, Фима и пять мужчин-евреев  из числа туристов. Остальные гости встанут «коридором» от синагоги до хупы и ресторана, там всего пятьдесят метров.


     СИНАГОГА.  Главное в любой синагоге – это Арон акодеш или Ковчег Завета (синагогальный ковчег) – Шкаф, где хранятся свитки Торы – самое священное достояние синагоги. Он всегда закрыт. Над ним всегда горит неугасаемый светильник – нер тамид. В центре зала находится бима – возвышение со столом, на который кладут свиток Торы для чтения. Рядом плита или доска с десятью заповедями.

     В синагоге женятся, отмечают совершеннолетие и шумные еврейские праздники. Евреи – как одна большая семья, а синагога похожа на родительский дом.

     В синагоге большие окна, чтоб молящие могли видеть небо. Синагога – дом с окнами на Восток, к Израилю, к Иерусалиму.  Синагога с греческого (собрание) – место изучения Торы, Талмуда.

     Синагога – не храм! А лишь помещение для общественной молитвы.  Храм может быть построен только на одном месте – на Храмовой Горе в Иерусалиме.  Храм разрушили!  Разрушение первого Храма (586 до н.э.). Евреев изгнали в Вавилон.  Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Палестине.
     Когда римляне сравняли с землёй Второй Храм,- Синагога стала центром Веры.  После изгнания из Израиля – синагога была центром общественной и культурной жизни еврейского народа. Синагога – это место для молитвы. Изучают Тору.  Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог.

     Человека в синагоге ничего не должно отвлекать (быт, женщины).

     Раввин (рав) – духовный руководитель общины. У него глубокие познания в письменной и устной Торе.

     В синагоге нельзя находиться в спортивном костюме, шортах, спецодежде.
     Женщины: волосы покрыты. Рукава до локтей. Юбка ниже колен. В брюках – нельзя.
     Мужчины: с покрытой головой, кипа на голове или ермолка с заколкой.
     Всё для молитвы: мужчины и женщины – в разных помещениях. Для женщин - балконы, галереи.
     Во время празднеств – все вместе.
     Нельзя мужчине и женщине браться за руки, обниматься, целоваться (можно только с родными).


     К зданию синагоги примыкает помещение еврейского кашерного ресторана «Хеврон».  Перед входом установлена хупа (балдахин), который во время обряда заменяет молодым – дом.  Здесь будет проходить обряд благословения под хупой.


     Из синагоги выходят: жених и свидетели Михаил Алвайс со свечой и Эвелина. Они направляются по «коридору» из гостей под хупу. Им под ноги гости бросают цветы. Заходят под хупу (балдахин).

Следом за женихом, из синагоги выходят: невеста и свидетели Семён со свечой и Ада. Они также следуют под хупу.

     Жених заглядывает невесте в глаза и закрывает её лицо фатой. Невеста со свидетелями обходит вокруг жениха семь раз, и встаёт от него по правую руку. Слева от жениха стоят мужчины - Михаил и Семён, а справа от невесты – женщины - Эвелина и Ада.

     Раввин над бокалом вина произносит благословения:

     «Благословен Ты, Господь, Владыка мира, создавший плод виноградной лозы».
     «Благословен Ты Господь, Бог наш, Царь Вселенной, осветивший нас своими заповедями и предостерегший нас от кровосмешения, запретивший нам невест и разрешивший их нам лишь после того, как они станут нашими жёнами посредством хупы и кидушин».
     «Благословен Ты, Господь, освящающий народ Свой, Израиль, с помощью хупы и кидушин!».

     Жених и невеста отпивают из бокала вина.

    Жених показывает кольцо свидетелям и произносит: «Вот, ты посвящаешься мне в жёны этим кольцом по Закону Моше и Израиля».
     Жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесте. Свидетели три раза провозглашают: «Освящена» мекудешет, мекудешет, мекудешет!   Остальные повторяют за ними.

     С этого момента молодые: муж и жена.

     По еврейскому закону, обручальное кольцо носит только женщина! Но не мужчина. Поэтому, на еврейской свадьбе это кольцо – единственное!

     Раввин оглашает текст брачного договора (Ктубы). После чего подписывает его сам, жених и свидетели Михаил и Семён. Эвелина и Ада разбивают о землю тарелку. Затем, жених правой рукой передаёт Ктубу в правую руку невесте.

     Наливают второй бокал вина, и раввин произносит шева брахот – семь свадебных благословений. После каждого благословения все отвечают «амен».

1. Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший виноградный плод (вино).
2. Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший всё во славу Его!
3. Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, создавший первого человека!
4. Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, который создал человека по своему образу; по образу подобия Своего и построил ему из его же плоти (хава из ребра Адама) здание навеки.
5. Пусть возрадуется и возликует бездетная (Иерусалим), когда соберутся там, в радости сыновья её.
6. Дай же радость нежно любящим – как радовал Ты сотворённого Тобою в Райском Саду в древности. Благословен Ты, Господь, радующий жениха и невесту!
7. Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший веселье и радость; жениха и невесту; ликование, пение, торжество и блаженство; любовь и братство, и мир, и дружбу! Господь, наш Бог, да зазвучат вскоре в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ликующий голос из-под свадебного балдахина и песни пирующих юношей. Благословен Ты, Господь, радующий жениха с невестой!  -«амен».

     Жених и невеста пьют вино из одного бокала уже как муж и жена.

     После церемонии под хупой, жених разбивает правой ногой стеклянный бокал. Это делается в память о разрушенном Иерусалиме. Этот жест ещё означает – конец свадебного обряда. Все кричат «Мазела Това» - Удача!

     Гости поздравляют, аплодируют, выпускают приготовленных белых голубей и разноцветные шары.


     После хупы свидетели уводят молодожёнов в отдельную комнату при входе в ресторан для уединения и лёгкого ужина.

     Гости приводят себя в порядок, «пудрят носики». Курящие – закурили. Всех гостей тамада приглашает пройти в зал. Все стоят у своих столов. Звучит свадебный марш Мендельсона. В зал входят молодожёны!



                (Продолжение – Одесса – Свадьба – Часть 15)

                http://www.proza.ru/2012/09/02/1662



.