Комм. веданта. 7-10. Геометрия ойкумены

Андрей Козлов Кослоп
07. МОНГОЛОИДЫ.
Школьный учебник географии учил, а может и учит до сих пор, что монголоиды  сформировались в пустыне Гоби. Это абсолютно невозможно.
 Гоби в школьных рассуждения появляется для объяснения антропологии желтой расы, которая вовсе не жёлтая, а отличается от других рас своим разрезом глаз. Учебник рассуждает: предки монголоидов щурились от песчаных бурь.  Возникла эта теория под давлением китайских ученых, которые возводили происхождения китайцев во имя подтверждения своей  автохтонности и родственности синантропу. Такое возведение нарушало  выявленные с биологической точки зрения  факт того, что человек принадлежит к одному виду.
Одновидовая природа человека оставляет только две версии: либо монголоиды пришли в Китай, либо стали монголоидами в самом Китае.
Ряд историко-этнографических фактов более прочной представляет  первую версию. И пришли монголоиды в Китай, в Америку, в степи Средней Азии, Южную Сибирь с североевразийской тундростепи. Вернее, они,  монголоиды , в  северной тундростепи  сформировались, а с её исчезновением  спустились на юг.
В эпоху мамонтов приполярная тундростепь представлял собой совершенно иной климатический регион нежели современные тундра и лесотундра. В эпоху мамонтов это была самая богатая по количеству млекопитающих географическая зона. Обилие мамонтов, огромное количество навоза давало возможность за короткое полярное лето осуществляться биологическому циклу. Буйная травяная растительность кормила не только мамонтов, но и оленей, зубров-бизонов, шерстистых носорогов, гигантских ленивцев. В тундростепи водились даже львы (более известные науке как ископаемый «саблезубый тигр»). Съев лиственные леса северной Евразии, Аляски и Канады вид мамонта подписал себе и всей географической зоне «смертный приговор». Человек,  обитавший в этой экологической нише, находился в стадии первобытности, но в отличие от своих южных братьев по разуму не мог расслабляться и выработал и новые инструменты адаптации как технические, экономические и даже социальные.  Северный дикарь должен был иметь продуманное жилище  и специальную очень тёплую одежду. Ему понадобилось приручить животных (оленя) и стать скотоводом. Северный дикарь отличается принципиальным механизмом экзогамии: у северных народов существовала не известная южным народам полиандрия (многомужество) и  другие гиперкомплиментарные социальные механизмы, так как при всем изобилии пищи, север оставался севером.
Мигрируя на юг северный хомо («гиперборей»  по-гречески),  соприкасался с европеоидами, либо с населением обетованной «прародины». Здесь северяне в силу своей малочисленности  и социальной периферийности (нецивилизованности )  растворялись с местным населением.  Исключением была промежуточная зона с суровым климатом, где  северные  люди, приспособленные к северному быту,  имели преимущество перед теплолюбивыми южанами, так что ассимиляция в средней полосе происходила  «на паритете».
Естественно совсем иная судьба населения исчезнувшей тундростепи ожидала в Америке и на Дальнем Востоке. В Америке монголоиды не с кем не смешивались, так как там они были первыми людьми, пройдя туда по существовавшему некогда Беринговому перешейку.  Изначальные монголоиды были малочисленны не только количественно, но даже разнообразие групп крови этой расы в Америке было не четыре, как в остальной ойкумене, а только две.
На территории Китая хомо скорее всего был, но его естественно было очень мало, так как это была самая удаленная от прародины территория, кроме того путь сюда преграждали Гималаи и Тибет.  Прийти сюда гомосапиенс мог только по южному побережью  Азии либо из монголоидной Сибири.  Катастрофа с вымиранием мамонтов, плотность населения и цивилизованная освоенность Европы и передней Азии толкало монголоидов  на Дальний Восток , то есть, в Китай.  Жившие там люди естественно не могли быть очень высоко развиты, так как тропики- субтропики, как мы уже выяснили, не располагают к техническим и иным революциям первобытного строя.  Дальний Восток стал домом монголоидной расы, генезис которой однако произошёл на севере Евразии. На Дальнем Востоке монголоиды получили количественное и, очевидно, качественное преимущество. Необычная китайская архитектура  возможно является  трансформацией юрт и чумов, в которых  обитали северные прамонголоиды.   Иероглифика, которой пользуются, народы Дальнего Востока  – наиболее архаичная форма письма.  То же  можно сказать и о дальневосточной цивилизации в целом. Хотя  китайская цивилизация возникла позже, чем другие цивилизации Древнего Востока (египетская, индийская, цивилизации междуречья), но она наиболее архаичная. На специфику дальневосточной культурной матрицы мы обратим внимание в следующей главе. 
Ареалы распространения монголоидов подтверждают нашу гипотезу генезиса этой расы. Одни монголоиды смешались с европеоидами в Восточной Европе. Другие расположились в Сибири и Средней Азии, третьи населили Дальний Восток, а четвертые – обе  доколумбовые Америки. Самый важный и простой  аргумент в пользу полярного происхождения  «желтой расы» заключается в том, что «гипербореи», самые северные из древних народов планеты исключительно монголоиды.  Европеоиды приходили на север с юга и неизбежно встречали там население «желтой расы». Первобытное расселение человека совпадало с ледниковым периодом, так что пройти на Дальний Восток по южной Сибири  было сложно. Здесь могли выжить только представители адаптировавшейся к северным условиям расы. Общеизвестно, что заселение Америк происходило поздно. Но и заселение Дальнего Востока  монголоидами тоже происходило относительно поздно. Об этом свидетельствует,  например, тот факт, что  монголоиды Юго-восточной Азии вовсе не стали неграми, хотя меланезийцы, папуасы, аборигены Австралии и автохтоны Южной  Индии  «чернее ночи». 

08. ГЕОСОЦИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ.

Удаленность ареала от прародины, географические условия, расположенность относительно других ареалов и  время возникновения в ареале цивилизации ( или, как в нашем очерке мы назвали эту формацию,  «урстаат» - первичное государство). Природу первичного государства (или предгосударства) мы опишем в 11 главе. Здесь же обрисуем систему всех основных зон. Ранее структура общественных формаций рисовалась исключительно вдоль линии времени, но различие или, как порой говорят, «миросистема» разворачивается и в пространстве.  Сегменты человеческого общества, распространенного по планете,  в момент своего формирования обрели некоторую специфичность, которая  в ходе исторического развития не исчезала, но оставалась.  Эта структурированность в плоскости пространства  голограммным образом повторяет структуру вертикально-временного развития.  То есть, нами выделяется шесть зон: традициональная (южная), дальневосточная, восточная, европейская, североамериканская, российская.
Видимо, каркас этих зон менял со временем свои координаты, так как ойкумена расширялась, менялась, и настоящая структура выстроилась уже после эпохи географических открытий.  Естественно больше всего деформировался первый традиционалистский сегмент.  Изначально всё человечество было первобытным и «традициональный» сегмент образовали народы тех территорий, которые обрели «цивилизованность» и «государственность» в колониальную эпоху, то есть, позднее других. Далее мы повторим уже ранее  частично высказанное, но покажем, что географические (иногда называемые сакрально-географическими или геополитическими)  зоны также составляют «шестеричную» систему.
            Первой зоной, которая соответствует первобытности,  является    традициональная, она расположена на юге и разбросана  среди стран «Азии, Африки, Латинской Америки». Единство этой групп состоит  в её периферийности, позднем колониальном генезисе.
Вторая  зона -  «дальневосточная».  Дальневосточная цивилизация возникла позже общевосточной, но она по своим признакам более архаичная. Этому виной удаленность ареала от прародины.  Отсюда иероглифика,  палочки для еду и вся прочая экзотика-ритуальная ипостась дальневосточной культуры. Эта зона соответствует в «шестеренке» урстаату с этноэпосом. 
Третья зона – «восточная». Она совпадает с распространением «первичной расы», которая со временем была разбавлена, видимо, и европеоидами и африканоидами (негроидами).  Именно в этой зоне появились все великие религиозные  писания: Ветхий и  Новый Заветы, Коран, Веды, буддийские сутры. Эта зона соответствует  «религиозно-государственной фазе.
Четвертая зона – «европейская».  Именно в этой зоне зародилась современная наука, математика, логика, система среднего и высшего образования с школами и университетами.  Эта  зона соответствует в шестёрке светско-правовой фазе (капитализм, модерн, индустриальное общество).
Пятая зона – «северо-американская».  В этой зоне доминирует прагматика, технологизм.  Она соответствует фазе политтехнологического пост-капитализма. До эпохи географических открытий это зона дрейфовала от Римской империи до Франции , Голландии, Англии, к западу «Западной  Европы», где европейская ученость, соприкасающаяся со «светом Востока», переходила в европейскую прагматичность, нацеленность на технический прогресс и международную торговлю.  В северной Америке эта зона нашла свою ещё более адекватную нишу.  Элементы постмодернистского глобализма в ментальности  «американцев» с их геноцидом индейцев, «капиталистическим» рабовладением, вторичностью собственно культуры, нацеленностью на  технический успех, культом кольта, винчестера, расизмом, «американской мечтой», не выходящей, строго говоря, за пределы предпринимательского успеха, вестернами, Голливудом,  ковбоями, мафией распознаются уже во времена «пионеров».
Шестая зона – «российская» (Россия здесь понимается в широком смысле, как Евразийский север). Эта зона соответствует  фазе персоналистского социализма. Геополитическая ситуация этого региона, как мы уже показывали и ещё раз подробно рассмотрим в  14 главе, располагает к коммуникативности,  общинно-соборным институтам. Цивилизация этой зоны сформировалась в Средние Века, то есть гораздо позднее не только Дальнего и Ближнего Востока, но и Европы. Причем,  формируясь как зона,  российский мир создавался выходцами с Востока, юга и Запада и при влиянии культур этих регионов, так что русский урстаат почти практически изначально был не языческим, а христианским, хотя конечно, на первой стадии русское христианство носило «богатырский» характер. Русский эпос населен  христианскими героями. И народ-язык древней Руси – это «крестьяне».  Русский мир наиболее удален от биологической брутальности («око за око»), поэтому для России возникают  метафоры «всечеловека». В России расы не отделяются, а соединяются, так что над шестой зоной висит пафос Союза, рефлексы Сборки. Сборка осуществляется, конечно, не библиотекарем и не в библиографическом отделе библиотеки. Реально «картотека» хранится в сознании самой Личности.   
Для всех шести зон можно указать некую матрицу-символ и свой тип дискурса.
 Для традиционалистского юга – это Традиция с её Тотемами и т.д.,  дискурс -  мифология.
Для Дальнего Востока – Иероглифика.  Дискурс –   лироэпический канон.
Для Востока – Религиозные институты.  Дискурс – религиозные «писания».
Для Европы – Математика, Логика. Дискурс – светская литература.
Для Северной Америки – Доллар. Дискурс – текст прагматического характера (остросюжетная литература, правовые тексты, собственно технологические тексты вроде системы Карнеги, психоаналитики, сциентологии, NLP, технологи пиара, «оранжевых революций» ит.д.).
Для Российского мира матрицей - символом является  Социализм («товарищество»  и дружное русское Ура). «Титульный» дискурс  - живая русская речь, русская литература,  театр, звуковой кино, то есть сферы размещения это «живой русской речи».
           Различие географических условий вполне объективно. Мы уже говорили о чрезвычайно изрезанной береговой линии Европы. Это условие влияет на активность транспортных передвижений, особенно в эпоху до появления дорог, когда береговая линия наряду с крупными реками были естественными транспортными артериями. 
      Длина береговой линии континентов (в тысячах км), деленная на площадь территории (в тысячах кв.км),  даст нам некий индекс, указывающий на технологическую «энергетичность» местности. Ниже приводятся картографические данные. Первый показатель – площадь в тыс. кв. км, второй – береговая линия в тыс. км, третий - индекс транспортно-технологической  энергетичности (береговая линия, деленная на площадь):
ЕВРОПА – 10080; 38; 0,0037
АЗИЯ –  44445; 62; 0,001395

АВСТРАЛИЯ+ОКЕАНИЯ –  8944; 19,7; 0,0022
АФРИКА –  30 357; 30,5; 0,001
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА – 24365; 75,5; 0,00309
ЮЖНАЯ АМЕРИКА – 17 854; 32; 0,0018
РОССИЯ – 17098; 38; 0,00222

Если  технологический индекс умножить на 10 тысяч, то округленно получится следующее: Европа – 37, Азия, - 14, Австралия с Океанией – 22, Африка – 10, Северная Америка -  31, Южная Америка – 18, Россия – 22.
Глядя на карту, мы также замечаем, что половину Европы занимает Европейские части СНГ (с относительно небольшой береговой линией),  большая часть российской береговой линии приходится на Тихий и Северный ледовитый океаны, так что индекс Европы должен быть увеличен  вдвое, а индекс России втрое уменьшен. На искомый нами «технологический» индекс могут влиять и иные  показатели (судоходные реки, климатические зоны, характер ландшафта).
Не только  на технологические и транспортные условия влияет геофактор.
Но на представленных цифрах можно показать, что и Европа, и  Северная Америка определено обладают большим транспортно-технологическим индексом, чем другие «части света». Интересно также, что на «Карте Мира» (издательство  «ООО Ди Эм Би»)  Россия позиционируется как часть света (хотя на наш взгляд «частью света» следует считать СНГ или территорию бывшего СССР, такие карты тоже , кстати, есть).
Транспортно-технологический принцип –  можно рассматривать как суть  модальности так называемого  «западного мира». Но это не единственная модальность.  Также как модальность может выступать «архаичность», то есть, наследие древних цивилизаций, которое выступает и как культурный тезаурус, но также и как тормоз для инновационного развития.  Также «модальностью» являются и те условия, которые мы отметили для России: большая граница с соседями,  равнинность,  суровый климат, поздний выход из первобытной стадии.
Процитируем наш текст «Изрезанность береговой линии», где характеризуется географическая модальность России:
« Эта территория в силу своей северности обживалась позже других цивилизационных регионов. Этот регион представляет самую масштабную равнину (что создаёт культурную монолитность и интенсивную метизацию), это зона рискованного земледелия, сравнительно редконаселённая (способствует экзогамным, комплиментарным отношениям), этот макрорегион имеет очень длинную границу с соседями (это с одной стороны создаёт организованность высокого уровня, с другой стороны, способствует интенсивности культурных влияний). Позднее возникновение «государственности» в этом секторе привело к тому, что «русская матрица»,  генерирующая дух цивилизации, оказалась  более поздней, и наименее «дарвинистской»,  наиболее осознанной, культурно и морально мотивированной». 
             

09. ГЕОМЕТРИЯ ОЙКУМЕНЫ.

Земной шар по логике «шестеричной» качественной шкалы также может быть разлинован. Линии параллелей  представят шесть колец, а меридианы – шесть полос.   
Кольцо торможения – от 60-го  градуса южной широты до южного полюса.
Кольцо анти-возбуждения – от северного полюса до 60-го  градуса северной широты.
Кольцо рефлексии – от  60-го  до 30-го  градуса северной широты.
Кольцо  анти-торможения – от 30-го северной широты до экватора.
Кольцо  возбуждения – от экватора до 30-го  градуса южной широты.
Кольцо – анти-рефлексии – от  30-го  до 60-го градуса южной широты.
Полоса торможения – от 180-го до 120-го  градуса восточной долготы.
Полоса анти-возбуждения – от 120-го до 60-го градуса восточной долготы.
Полоса рефлексии – от 60-го градуса восточной долготы до нулевого меридиана.
Полоса анти-торможения – от нулевого меридиана до 60-го градуса западной долготы.
Полоса возбуждения – от 60-го до 120-го градуса западной долготы.
Полоса анти-рефлексии – от 120-го  градуса западной долготы до 180-го меридиана.
Полосы и кольца пересекаются. Интересны пересечения однородных зон.
Зона «большого» торможения расположена в Антарктиде с Землёй Виктории, вулканом Эребус (3794) и горой Минтр (4163).
Зона «большого» антивозбуждения  находится в треугольнике между Северным полюсом городом Мирный в Якутии и Североуральском. В этой зоне - Обь, Енисей, Эвенкийский, Ханты-мансийский, Ямало-ненецкий, Долгано-ненецкий округа, Западная Якутия.
Зона  «большой» рефлексии  находится в квадрате между Волчанском Свердловской области, Юго-восточным Ираном,  столицей Алжира, Северным морем, расположенным между  Великобританией и Норвегией. 
Зона «большого» анти-торможения  находится в квадрате между Марокко, Либерией, Гайаны-Суринама-Гвианы  и Атлантикой восточнее Бермудских островов.
Зона «большого» возбуждения находится  в квадрате между верхней Амазонией (западная Бразилия), западным Парагваем, северной Аргентиной, островом Пасхи, Пелопонесскими островами  и Эквадором.
Зона «большой» анти-рефлексии находится в квадрате на Юге Тихого океана (там нет ничего кроме островов Чатем) южнее Полинезии и восточнее Новой Зеландии. 
 
10. АЛЬТЕР-ФОРМАЦИИ.
В рамках одной формации появляется непохожая на неё альтернатива. У Рима была периферия варваров.  Феодалы  воевали между собой. Феодалов сотрясали восстания крестьянских лидеров. Внутри феодализма существовали Ганзейский Союз, итальянские «республики».
Первобытный мир при всей своей примитивной однотипности обнаруживает разновекторные механизмы: эндогамии и экзогамия.
Подобно этому «мир социализма» был альтер-формацией западного правого общества (модерна или капитализма) . «Мир социализма» в сравнении с «миром капитализма» представлял нечто очень отличное, но в мировой системе в целом  страны социализма  были таким  же участником  мировой экономики, более того на уровне мировой конкуренции, именно СССР давал  ту массу конкуренции, которая двигала мировую экономику, природа которой в целом была «правовой» и отношения между странами социализма и странами капитализма выстраивались на принципах «международного правам» , называемые в СССР также «мирным сосуществованием».  Собственность СССР или Чехословакии, был именно собственностью.  Распад СССР и восточного блока устранил  самое мощное звено мировой конкуренции, так что с 91-93 года удобно отчитывать начало новой пост-капиталистической формации,  так как ранее выстраиваемый США глобализм теперь состоялся и капиталистический принцип частной собственности, «права», «демократии»  теперь терял  свой «базис». Теперь «демократия» и разного  рода «буржуазные свободы»  имитируются, симулируются, действуют избирательно, как плаксиво жалуются лидеры арьергардных государств, «действует двойной стандарт».
Различие США и СССР было в том, что СССР  имел иную социально-экономическую форму для того, чтобы успешно конкурировать с Западом.  Имея ту же структуру, что и Запад, Россия-СССР неизбежно подвергалась бы разорению. Выдержать прямую конкуренцию с Англией, Францией и т.д. не могла даже Германия, что и явилось одной из причин мировых войн. Тем более, уподобление Российской экономики европейской привело в начале 20 века к архикризисным явлениям в России.  Различие двух «систем» также было в том, что США выстраивала свой «глобализм-империализм» в 20 веке, а СССР  лишь структурировал мировое сопротивление империализму, но сопротивление это сводилось в целом к той же буржуазно-экономической конкуренции, которую СССР выиграть не мог, так как Запад атаковал, а Восточный блок лишь сопротивлялся. Например, так происходило в войне во Вьетнаме и в Революции на Кубе. СССР защищал Кубу, помогал Вьетнаму. А США во всех случаях осуществляли агрессию.
Крестьянские восстания феодальной эпохи, как бы они не сотрясали  империи и королевства , лишь стимулировали  их укрепление. СССР почти догнал Европу, потому что он вывел Россию и другие республики Союза из феодальной формации самым радикальным образом. Перескока из феодализма в социализм, как любили говорить про МНР, быть не могло, потому что это абсурд.  Каждая формация  есть именно переворачивание социальных рефлексов, институций предыдущих. По этой же причине из капитализма нельзя перейти в социализм.  Из капитализма можно прийти только в глобофашизм с его имитацией демократии и «обществом спектакля».  Пост-капитализм, таким образом  использует механизмы прямого, направленного отчуждения членов общества. Марксовское «отчуждение» означает не экспроприацию, не лишение собственности  и пролетаризацию, а  десоциализацию, обезличивание, лишение человека его человеческой перспективы развивать свой  разум, «себя». «Отчуждение» - это зомбирование, дебилизация, шизофренизация,  оскопление личности, невроз.  Перейти к выполнению  задачи ликвидации  «отчуждения» (собственно перейти к фазе  «социализма» в смысле «Рукописей 1844 года»)  можно только  с фазы пост-капитализма, так как пост-капитализм занимается главным образом «деидеологизацией» и «манкуртизацией», тогда как при капитализме это проявляется лишь как косвенный  результат того, что рабочий имеет мало времени и возможности развиваться в силу своей  трудовой занятости.  Прямая задача капиталиста – прибыль. Прямая задачи пост-капитализма –  не допустить массового социально-личностного развития «людей труда» всех уровней.  Уже даже простое прямое переворачивание «функции пост-капитализма»  подразумевает именно личностное развитие.
Альтер-формация также простая прямая механическая альтернатива.  Альтер-формация – тень формации. Альтер-формация не есть новая формация.  Напряжение между протагонистом  и альтернативой создают «историю», но инновация  - некий качественный, творческий, эвристический скачок.  Капитализм европейского типа  не мог в 1917 году вывести Россию из феодальной в агонии. Меньшевики и эсеры  не имели эврик, инноваций, творчества. Они боялись социализма и хотели старого капитализма, не понимая  живую социальную реальность.  В принципе Ленин в своих статьях советского периода говорил не мало от том, что покамест строится лишь госкапитализм и политическую советскую систему оценивали как «переходный социализм»,  как «лишь строительство социализма» (то есть, как пока не социализм).
Спор о том был ли в СССР социализм или госкапитализм в целом является схоластическим.  Если выяснить, что именно вкладывается в само понятия «социализм» и «госкапитализм», мы увидим, что разница коннотативная. Более того, многие обращают внимание, что идеология и капитализма и социализма одинаково находится в парадигме «экономизма».  «Социализм», совпадающий с формацией № 6, находится не в парадигме экономизма, а в парадигме «персонализма», в парадигме школьных и творческий технологий  (или даже более того). Этот пост-пост-капиталистический социализм меняет в первую очередь не форму собственности и социально-сословных табелей , он меняет «форму» технологий: с технологий технических, манипулятивных, на «технологии»  антропологические, развивающие личность.  Государственная собственность и хозяйственное планирование при всей их эффективности не устраняют ни эксплуатации, ни «отчуждения».  В конце концов, деньги, образование, должность  – это также «собственность», и разное обладание таковыми при не обладании прав собственности на средства производства, всё равно делит социум  на господ и подчиненных им «людей труда». 

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/08/31/586