***

Влдимир Правдин
                В.Правдин

                ФИЛОСОФИЯ ЖЕЛАНИЯ

                Эссе

  Я часто задаю себе вопрос и не могу на него ответить: откуда приходят и возникают  желания – это хочу, а это не хочу. Некоторые желания постоянно не дают мне покоя, другие с какой-то периодичностью тревожат воображение, третьи случайным образом вдруг появляются и неожиданно исчезают. Одни желания требуют сиюминутной реализации, иные готовы терпеливо ждать своего исполнения. Просмотрел множество книг: по генетике, психологии, физиологии, диетологии и даже по реинкарнации, в которых рассчитывал получить ответ, бродил по сайтам Интернета в поисках научного объяснения происхождения желаний, истоков их возникновения. Обнаружил множество противоречащих гипотез, пытающихся ответить на эти вопросы, что, кстати, доказывает незавершенность решения проблемы.
  По происхождения желания могут быть вызваны внутренними причинами – в основном физиологического характера и желания, генерируемые  внешними воздействиями. Есть осознанные, в какой-то степени управляемые желания, другие же, их неизмеримо больше, исходят из подсознания и отражают внутреннюю сущность их инстинктов, приобретенных и врождённых (наследственных), хранящихся в геноме.
  Получается, что некоторые желания моих предков достались мне в наследство. Ничего себе, подумал я! Но если эти желания (помыслы), скажем, преступны? Успокойся, говорю себе. Дети не отвечают за своих родителей, тем более за пра, пра родителей. Согласно римскому праву «за мысли не судят». Человек, осмысливая возникаемые желания, осознанно принимает решение – действовать, реализовывать желание или не действовать, оставляя желание не реализованным. На страже стоит фильтры – разум и воля – своеобразная цензура.
  Что касается физиологии, то ясно: при дефиците или избытке каких либо нутриентов (химических элементов и гормонов – сложных химических соединений, необходимых живым организмам для обеспечения нормальной жизнедеятельности) по закону метаболизма в клетках эти отклонения от нормы трансформируются чудесным образом в желания, предупреждая нас об опасности до появления опасных симптомов. В этом заключается их достоинства и польза. Так мы чувствуем жажду или голод.
  Откуда же берутся вредные привычки, желания? Как показала история человечества, единичного грехопадения (в широком смысле слова) не бывает, ибо человек подвержен соблазнам. Такие желания, должно быть, тоже являются предупреждающими сигналами. Желания, возникающие в душевном и духовном пространстве, также отражают эволюцию духовного толка в целом, либо стимулируя совершенствование духа и плоти, либо стимулируя грехопадение или предупреждая нас об опасностях на тернистом пути в поисках истины.
Спектры желаний в молодости, в зрелом возрасте и в пожилом – разные, то есть определяются в основном природой человека.
  К сожалению не все желания могут быть реализованы. Желания, построенные на пренебрежении естественной природы человека, его инстинктов, как бы они не были привлекательны, как показала история – утопичны и обречены на провал. Еще Аристотель считал, что правовые и неправовые действия основываются, в конечном счете, на природе человека.
  Поэтому произошло первое грехопадение, и не реализовался рай на Земле, поэтому рухнула советская идея построения коммунизма, т.к. не исполнилось желание миллионов людей. Вот почему некоторые романтики чувствуют себя несчастными.
Нет. Надо думать. Возможно, эти чувства ложны?

  Я думаю, что исследовать все цепочки путей формирования желаний из-за чрезмерной сложности – задача весьма трудная и навряд ли в ближайшее время осуществима. Будем доверять разуму и интуиции, выработанных природой, в оценке появившегося желания.
Рассмотрю задачу практическую, а именно: определить разумное поведение человека, у которого возникли определённые желания, абстрагируясь от источников их происхождения. Их может быть множество: со стороны других людей, исторических и политических событий, природных явлений, искусства, литературы, религий, тёмных сил и т.д.
   При появлении желания человеку необходимо принять решение: что делать: реализовывать, отказаться от него, или подавить его в себе?
Кроме того, необходимо оценить – действительно ли я хочу исполнения этого желания и второе: могу ли я реализовать это желание своими ресурсами, то есть ответить на два вопроса: хочу и могу. С помощью накапливаемого опыта можно корректировать решение от первого приближения ко второму и т.д.

  Введу три символа, условные обозначения:
«хочу», «могу», «не знаю, могу ли» и их возможные сочетания:

1 хочу
2 не хочу
3 могу
4 не могу
5 не знаю, могу ли.

Затем составляю перечень шести возможных перестановок, охватывающих возможные жизненные ситуации состояний:
I       1.3 – хочу. могу
II      1.4 – хочу. не могу
III    1.5 – хочу. не знаю, могу ли
IV    2.3 – не хочу. могу
V     2.4 – не хочу. не могу
VI    2.5 – не хочу. не знаю, могу ли

  Один мой коллега после прочтения настоящего эссе полагает необходимым дополнить число альтернативных вариантов «хочу; могу; не знаю, могу ли» другими, например, «но надо ли, лень тратить время и усилия, сомневаюсь, хочу ли и т.д.».

  Что ж, попробую составить вторую версию возможных ситуаций, исходного перечня выборных состояний:
1 хочу
2 не хочу
3 могу
4 не могу
5 не знаю, могу ли
6 не знаю, хочу ли

  При этом расширенный перечень девяти возможных перестановок, охватывающих возможные жизненные ситуации состояний, будет выглядеть так:
I         1.3 – хочу. могу
II        1.4 – хочу. не могу
III       1.5 – хочу. не знаю, могу ли
IV       2.3 – не хочу. могу
V        2.4 – не хочу. не могу
VI       2.5 – не хочу. не знаю, могу ли
VII     6.3 – не знаю, хочу ли. могу      
VIII    6.4 – не знаю, хочу ли. не могу
IX       6.5 – не знаю, хочу ли. не знаю, могу ли

  Получилась два варианта таблиц, содержащих шесть и девять возможных ситуаций. Чтобы не оказаться застигнутым врасплох, целесообразно заранее продумать  и принять оптимальное решение на все эти случаи.
  При оценке возможности реализации желания следует исходить из его  легитимности, и из собственных ресурсов: интеллектуальных, этических, моральных, эмоциональных, физиологичных, финансовых и т.п. После этого следует отнести это желание к одному из шести (I, II, III, IV, V, VI) или девяти (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX) состояний    и принять решение к его реализации или предать забвению.
  То есть с помощью разума и воли необходимо решить дальнейшую судьбу не званого желания. Воля необходима в обоих случаях: когда вы намерены энергично реализовывать желание, несмотря на трудности, а также в случае необходимости его умаления и подавления как вредного и опасного.

                01.08.2012г