Так что же есть истина?

Сергей Корягин
 «Что есть истина?» – этот вопрос Понтий Пилат задал ее неутомимому искателю – Христу,  скорчив гримасу. Похоже, вот что он этим хотел сказать: «То, что вы, несчастные иудеи, ищете, – никогда не найдете, власть Рима – ваша  истина». Но того Рима уже давно нет, а Христов вариант истины держится уже две тысячи лет. С тех пора многие политические режимы пытались утвердиться на земле в качестве абсолютного откровения – и гибли безвозвратно. Один из них Россия только что похоронила.

Так что же есть истина? После Христа дальше Гегеля, думаю, никто не ушел. Истина – это соответствие нашего мышления, нашей науки, нашей жизни – абсолютному разуму. Абсолютной идее, абсолютному духу. Все разумное действительно, все действительное разумно. Все неистинное, то есть неразумное, если и появляется в мире, то долго не живет. Все разумное держится до тех пор, пока не придет время подняться ему на новую ступень развития мирового духа. Обыденное мышление истиной называет соответствие наших представлений о предмете самому предмету, философское мышление истиной называет  соответствие предмета его понятию, которое лежит в основе как его бытие-в-себе. Так, своему понятию соответствуют истинный друг, истинное произведение искусства,  истинное государство.

Мысль о том, что практика критерий истины – справедливая мысль. Познающий субъект (отдельная личность, коллектив, общество, человечество) постоянно ставит опыты соответствия его представлений о мире, а также его реальной жизни, лежащему в основе развития понятию. Постоянно раздваивается и преодолевает раздвоение, совершает ошибки,  переживает боль и страдания – и поднимается выше. Поднимается выше – и, совершив круг, возвращается к началу. Истинный прогресс совершает лишь абсолютный дух, лишь духовно субъект бесконечно возвышается. А реальная жизнь в известной мере напоминает бег белки в колесе: побеждает человек одни болезни – приходят другие, решает сложные материальные проблемы – возникают проблемы сверхсложные, свергает политического тирана с усиками – на трон садится тиран с усами. Как в природе: ночь уходит и ночь возвращается, лето прожили, но еще не раз ему возрадуемся.

Наука – прежде всего философия – истинный движитель прогресса, она оформляет человеческий опыт в понятиях. Чувственно-практическая деятельность людей идет вслед за наукой. И религия дает свой вариант истины, но не в понятиях, а в представлениях (для естественного мышления): Бог-отец отчуждает от себя единородного сына (как абсолютная идея отчуждает от себя природу), чтобы сообщить миру откровение. Через Христа истина входит в души людей и поднимает их до уровня Бога-отца. Пьеса написана на Небе, а ставится на земле, в реальном пространстве и в реальном времени.  В молодости Гегель увлекался мистикой, поэтому вся его философская система несет на себе следы мистики.

Есть истины философские. Истина – это система, истина – это целое, истина – это метод. Или: «Все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект» (Гегель Предисловие к «Феноменологии духа»). Чрезвычайно важны для духовного прогресса естественнонаучные и исторические  обобщения. Обыденные фиксации можно назвать правильностями, простой констатацией факта. Нелестно Гегель отозвался о математических истинах, об их формальном характере: «Ибо мертвое, так как оно само не приводит себя в движение, не доходит до различения сущности, до существенного противоположения или неравенства, не достигает поэтому и перехода противоположного в противоположное, не доходит до качественного, имманентного движения, до самодвижения. Ибо одну лишь величину, различие несущественное, и рассматривает математика» («Феноменология духа», предисловие). Великий математик Бертран Рассел написал солидную книгу – «История западной философии» – и отплатил великому философу той же монетой. Пятница, 31 августа 2012 г.