Георгию Александровичу Корицкому, врачу и человеку

Борис Высоцкий
      

                В    ПАМЯТИ  СОХРАНИМ…

     Разбирая свои  архивы и подготавливая их для перевода на электронные носители, наткнулся  на  мою статью в областной газете более чем  тридцатилетней давности,  о  докторе  Георгие  Александровиче  Корицком.

      Девятнадцатилетним  юношей, командир  орудийного  расчёта, сержант  Георгий Корицкий,  в  составе войск  Первого Украинского  фронта, вместе с  друзьями – однополчанами  удерживал  Сандомирский  плацдарм, освобождал  юг  Украины. О боевых  событиях  он  рассказывал  скупо, чувствовалось – очень  тяжело  вспоминать  те  дни, когда  почти ежедневно  терялись  друзья.

          Закончил войну  в Германии, вернувшись домой инвалидом…  Многими  бессонными ночами  то время напоминает  о себе  болью  ран и непоправимых потерь.  Сколько их, друзей, -  молодых, здоровых,-  осталось на  том,  долгом  пути к Победе. Из переполненных  фронтовых  госпиталей он вынес  остаточный выбор: стать, как  и  отец, Александр Матвеевич,  врачом.

   В 1950 году, Георгий Александрович  с  отличием  окончил  Днепропетровский медицинский институт  и попросил направление   в  сельскую  больницу.  До сих пор вспоминают  старожилы  села  Гупаловка, что  на  Днепропетровщине  своего молодого доктора.

    Шло время,  росло мастерство, появился  опыт. После публикации нескольких интересных  для   специалистов  научных статей,  молодого врача  пригласили  на работу в  Киев,  и очень  скоро  ему предложили   заведовать  отделением  в  Киевской  клинической больнице № 19,  а  к фронтовым наградам добавился    орден «Знак Почёта»  -  за мирный труд.

   Впервые   о докторе  Г.А. Корицком    я  узнал  в павильоне  «Наука» на  ВДНХ-а  УССР. Среди  других  экспонатов выставки выделялся  оригинальный   стенд   инженера  С. Сетко  и врача Г.Корицкого.    В   доступной  любому   непосвящённому    форме,    рассказывалось   об  исследовании внутренних органов  при помощи лапароскопа  - на  то время  мало  известного  и мало  применяемого.

   Сам  метод лапароскопии был предложен профессором Д.О. Оттом ещё   в начале  двадцатого  века, но из-за отсутствия необходимых материалов  и приборов – широкого распространения  не  получил.  И  только в  послевоенные  годы, врачи  снова  обратили внимание  на  этот  простой и эффективный метод.

     К  месту сказать, в наши дни, используя  работы и опыт предшественников, с помощью лапароскопа  выполняется  множество  сложных  операций,  проводятся исследования внутренних  органов  и  берутся  пробы тканей. Но  в  то время -  это был прорыв в  неизведанное. Нужно  было  разрабатывать  методики  исследований, искать, находить и применять  новые  материалы  и  оборудование.
          Результатом  совместной  работы доктора Г. Корицкого  и  инженера  С .Сетко  стала монография  с альбомом из  142  цветных фотоснимков  различных  патологий и их описания.

     В то далёкое время  в лучших публикациях зарубежных авторов  таких  фотоснимков было  в три раза меньше,  а описаний – тем более, что и неудивительно. Там  правил  капитал, и передача секретов была не в моде…

     А  к Георгию Александровичу  потянулись  врачи со всего Советского Союза, чтоб вернувшись  к себе, успешно осуществлять диагностику сложных случаев  с помощью приборов  и методов  разработанных  Г. А. Корицким.

      Через несколько месяцев после выхода статьи в свет, Георгий Александрович перезвонил  мне и предложил встретиться вечером, после работы, на Крещатике.  Я не отказался, поскольку  беседовать с ним было интересно  и поучительно…

  Мы  встретились   на   площади  Калинина,  возле  Главпочтамта ( теперь «Майдан Незалежності»),  и неспешно пошли по Крещатику  в сторону  реки Днепр.
   Георгий Александрович  рассказал, что  после выхода моей статьи  ему  звонили  с  других  изданий  с предложениями  о публикациях, а  в завершение,  в преддверии  Дня Победы   -  позвонили с  телевидения  и пригласили  сняться в  короткометражном фильме  о фронтовиках,  и их судьбах…
     - Вот  так, благодаря вам, я сразу стал всем интересен,-  смеялся он,- это как  комок  снега  для лавины…

  Мы медленно, с  остановками шли по Крещатику, любуясь чудесным вечером, лакомились мороженым, строили планы на лето. Я предложил поездку в Карпатские горы, он не отказался.

 - Да, уже тоже хочется побродить по лесу, пособирать грибы – ягоды, да просто подышать свежим  воздухом, посидеть возле звонкого  ручья, послушать пение птиц. -  Георгий Александрович хлопнул меня по плечу. - Давай  зайдём в ресторан, возьмём  по рюмашке, под лёгкую закусочку…

    Я после работы, планов никаких… Согласился. Мы поднялись в ресторан       «Столичный» и  заняв столик в уголочке, заказали скромный ужин.

  Вечер был чудесный, поговорить было о чём, посетителей, на удивление, было не много, и не очень шумные… Я рассказывал о поездках по Алтаю, Тюменскому  краю,Сибири… Время текло незаметно. Подошла официантка и, похоже недовольная нашим  «нерентабельным» столиком, предложила  рассчитаться, так как  время  закрываться.

  Георгий Александрович провёл рукой по её спине, чуть задержавшись  пониже, и сказал:
  -  Деточка, принеси нам ещё по пятьдесят  коньячку  и  мороженое.
 Официантка фыркнула:   - Так, руки не  распускайте…

 Георгий Александрович засмеялся: -   Милая, у  меня за  день  через эти  руки  таких  как  вы, по два десятка проходит.

  Официантка  с  покрасневшим   лицом умчалась в подсобку, а нам ничего не оставалось, как  расплатиться  и убираться восвояси….

   Георгий Александрович положил на счёт деньги, отвергнув напрочь  мою робкую попытку доложить и своими, накрыл  их  рюмкой  и  мы  уже собрались уходить, как вдруг возле нас остановился сервировочный столик, и четыре проворные руки начали выставлять на стол различные  напитки и закуски…

  - Девочки,  остановитесь! Мы этого не заказывали…
 -  А это презент,  Георгию Александровичу от меня. - Миловидная дама в форменной одежде  ресторанного работника положила ему на плечо руку.

   - О, Господи, кого я вижу? Какими судьбами? -  Он поднялся из-за стола и попытался галантно взять её руку, но  дама  обняла его и расцеловала..

   - Я уже мама двоих прелестных деток. И работаю , как видите… А ведь сколько я  вылежала по больницам и вымучилась, пока не попала к вам в клинику. Вы мой спаситель… Я  всё собиралась заехать,  но работа…дети… Совсем времени нет.  А тут прибегает Алинка, официантка,  и говорит:
      - Нет, вы только посмотрите, вон возле окна  старпёр сидит. Я говорю:- Рассчитывайтесь. А он меня  за… Ну в общем сорвалась я, чуть гадостей не наговорила. А он смеётся, говорит, что у него таких  за  день через руки по два  десятка проходит, нахалюга…

    Ну мы и пошли посмотреть. Конечно,  я сразу вас узнала. Говорю:          - Девочки, это же Корицкий, мой доктор… Быстренько самого лучшего на стол, за мой счёт. И вот мы здесь…

    Было  далеко за полночь, уже в закрытую дверь заглядывал на огонёк милицейский наряд,  в уголке на стуле прикорнул швейцар, получивший подношение от сотрудниц… А разговор продолжался. Договаривались о встрече, строили планы. Потом прощались с гостеприимными   дамами и усаживались  в такси, которое они же и заказали. Пока  ехали,  Георгий  Александрович  предложил в ближайшие  выходные организовать вылазку  «на природу», я  же  настаивал на поездке в Карпаты. Прощаясь, договорились созвониться через пару недель.

  Созвонились. Георгий Александрович принёс свои извинения, сказал, что внук  просится  поехать к друзьям в Одессу, и они  решили ехать на велосипедах. На  этом и попрощались.

  Когда,  уже ближе к осени, я попытался связаться  с ним и позвонил в клинику, трубку  взяла  его дочь,  врач  Вера  Георгиевна Калашникова.

  Георгий  Александрович погиб по дороге в Одессу, прикрыв  собой внука  от наезда  лихача. От удара  его выбросило на  бровку  и он ударился головой о бордюр.
    Талантливый врач, человеколюб  и труженик, спасший не одну сотню чужих жизней, умирал  в дорожной пыли, так и не дождавшись  кареты  «скорой помощи» из райцентра.  Да и не факт, что  они могли чем-либо помочь, но,  возможно,  была бы надежда…

 Прошло почти тридцать лет со дня гибели  Георгия  Александровича   Корицкого, хорошего  врача,  учёного и изобретателя,  друга для многих  людей, встретившихся на его  жизненном пути. По его книгам и сегодня работают многие  лечебные учреждения, а сам метод лапароскопии, благодаря  его  своевременным исследованиям  и  разработкам, широко применяется в практической медицине .

   После его  трагической  гибели, отделением  руководила  его  дочь,  Вера  Георгиевна.    Она    приняла  эстафету  и  продолжила  дело отца, но таких  работ  и достижений, как при Георгии  Александровиче  уже  не  было…

   Хочется, чтоб  и  в  памяти  людей  оставался  этот  простой труженик, сумевший не только  восстановить  себя  и  вопреки  собственной  инвалидности  стать  хорошим специалистом, но   и  помочь многим,  считавшимся  ранее неизлечимыми,  больным…

    Вечная  Вам память,  Георгий   Александрович  Корицкий,   ЧЕЛОВЕК и ВРАЧ от Бога.