Херсонес-3... Античный театр

Галина Римская
   


Любовь моя  живёт во всех веках,
Где в воплощеньях дивных в Херсонесе
С тобой встречались наяву и в снах.
Ты помнишь? Я была твоей невестой.

Из Византии прибыл ваш корабль,
И в состязаньях долгих, до упаду,
Противник твой не выдержал и пал
На третий день, читая «Илиаду».

Ты был весьма, весьма красноречив,
Весь эпос на одном дыханьи… Боги!...
И сердце знатной дамы покорил,
И уносил его с собою в тоге.

…Вдруг ветер стих, притих морской залив.
Ты мне читал Гомера – «Одиссею»…
В глазах тонула… жажду утолив,
Презрев приличья, стала я твоею.

Пусть гладиатор ножны обнажит,
Зверей затравит до изнеможенья,
Уйдём скорей отсюда, мой пиит,
Уйдём  в Любовь,  другое измеренье…

О Немезида, нас благослови!
Во славу Диониса, Аполлона
Несём искусство, полное Любви,
Чарующей в известных ей канонах.   

29.08.2012   


       Древнегреческие театры, как правило, устраивались на склонах холмов или балок. За пределами Херсонеса в V-IV вв. до н.э. находилась глубокая балка с крутым северным склоном, по которому шла оборонительная стена. При расширении территории города в IV-III вв. до н.э. древнюю оборонительную стену разобрали, а вновь построенная прошла южнее. Таким образом, балка оказалась в черте города. Лучшего места для театра не надо было и искать. По склону балки в скале вырубили восемь секторов зрительских мест - театрона с рядами каменных скамеек. Каждый сектор имел двенадцать рядов скамеек, между секторами проходили лестницы. Несколько ступеней одной из лестниц центрального сектора театрона сохранились до настоящего времени.
       Хор, обязательная принадлежность античного театра, размещался на орхестре - полукруглой площадке диаметром 23 м. Она находилась на уровне основания первого ряда скамеек театрона. Актеры выступали на каменном помосте - проскении, примыкавшем к орхестре, он возвышался над ней на 1,5 - 2 м. Лицевая сторона проскения украшалась полуколоннами. На нем устанавливались декорации, отводилось место и для переодевания актеров (скене). На проскений, орхестру и в театрон попадали через два входа - пароды; в херсонесском театре сохранился частично один - восточный.
       Херсонесский театр вмещал некогда примерно 1800-2000 человек и являлся местом не только для театральных представлений, но и для выступлений музыкантов, публичных состязаний граждан в поэзии, в знании древнегреческого эпоса - "Илиады" и "Одиссеи"; использовался он, вероятно, и для народных собраний. На орхестре, против центрального прохода театрона, стоял общественный жертвенник - фимела.
       Херсонесский театр неоднократно перестраивался; значительные изменения коснулись его в I в. н.э., когда в городе размещались римские войска. В это время в театре устраивались бои гладиаторов, травля диких зверей, что потребовало защиты зрителей. Орхестра расширилась, вместо первого ряда зрительских мест был сооружен высокий барьер с металлической решеткой. Таким образом, театр мог быть и местом для традиционных представлений, и цирком. На театральном участке были найдены фрагменты надписей в честь организаторов и победителей музыкально-литературных состязаний и алтари, посвященные Немезиде, - богине справедливости, покровительнице гладиаторов, актеров и атлетов.
Херсонесский театр просуществовал до IV в. н.э. Позже принятие христианства привело к разрушению языческих храмов, общественных зданий. Не избежал этой участи и Античный театр. Его превратили в каменоломню, а затем в свалку. В VI веке на его месте возвели крупный храм, названный археологами  "Храмом с ковчегом".
И древняя орхестра, обильно политая вином, молоком и мёдом во славу Диониса и Аполлона, окропилась кровью жрецов Марса. Историки нового времени традиционно связывают бои гладиаторов с травлей первых христиан. Именно поэтому для очищения этого места прямо на орхестре был построен Крестообразный Храм, фундаментом которому послужил древний театрон. Время неумолимо, и новое строение за тысячу лет тоже было погребено под «культурным слоем»
700 лет полного забвения. У города появились заботы посущественнее, чем театр. Место под свалку было гораздо нужнее.
Начавшиеся в 19-ом веке раскопки явили миру чудо – город  Херсонес.

Античный театр поднялся из праха. Впервые идея выйти на древнюю сцену древнего города принадлежала режиссёру театра им. Луначарского В. Петрову. Первый же сезон показал, что не перевелись ещё зрители, которые готовы последовать примеру древних греков и смотреть спектакли под заходящим солнцем или моросящим дождём. Ещё бы – сама Природа иной раз  предоставляет роскошные декорации, развешивая на небе то безоблачную синь, то стаи облаков, то чёрные грозовые тучи, сверкающие молниями. Ни в каком другом театре нельзя заставить молнию работать на замысел спектакля. Иной раз шум ревущего моря заставляет актёров древней сцены изменять мизансцены и напрягать голоса. Из наследства современной эпохи они используют лишь небольшую подсветку и несложную звуковую аппаратуру. Эта сцена требует своего материала, своих спектаклей. Зритель сам выбирает именно Софокла, именно Еврипида, именно исторические драмы Гумилёва.