Фридрих Ницше

Сергей Корягин
Мое понимание Ницше. Жизнь состоит из крайностей и из середины. Один хочет прожить ее тихо, сидя на диване и лежа в постели. Мечтать, грезить. Вкусно есть-пить, любить спокойно. И работать – без перегрузок, но с приличным заработком.  Другой – непоседа, буйный, порой бешеный в жизни и в труде. Часто лезет в драку. Но основная масса людей в любом государстве состоит из средних, которые в одинаковой мере любят и тихую жизнь, и беспокойную жизнь. Есть масса специфических отклонений.

С великим талантом Ницше выразил жизненную позицию сверхактивных людей (сверхчеловеков, гиперборейцев). Однако сверхактивных лишь в одном определенном направлении – в демонстрации воли, сочетающей в себе физическую силу и интеллект,  все прочие человеческие качества рассматриваются им через эту волю. Мы говорим о силе духа – интеллектуальной, нравственной, эстетической, Ницше говорить о силе, выражающейся в воле к власти, к господству одного человека над другим.  У него совсем другое понимание силы. (Сегодня мы хорошо знаем, как его философию приспособили  для реализации своих политических целей его земляки.) Все живые существа на земле ведут неустанную борьбу за властвование, за господство, за превосходство и не щадят слабых. Жизнь – это война всех живых существ друг против друга. Человек – не  исключение. И не надо мешать природе, надо помогать ей: «Падающего да подтолкни!» Церковь – главный враг Ницше,  она защитница слабых.   Он – антиморалист, антидемократ, антисоциалист.   Антифеминист: «Ты идешь к женщинам? Не забудь же плетку!»

Все сильные, говорит философ, переходят линию обычных (церковных) представлений о добре и зле и начинают жить по своим законам, традиционная мораль – это для слабых. Впрочем, у философа не  было представления об этих «своих» законах, он твердо знал только одно: в жизни приоритет должен быть отдан сильным –  властным, жестким, неколебимым, твердым, бескомпромиссным, беспощадным. И человек поднимется, расцветет; работать, и творить он будет с великим воодушевлением; и искусство у него будет другое; и любовь у него должна быть, конечно, не изнеживающая, а мобилизующая.

В философии есть такое направление – антиинтеллектуализм, он определяет волю основным качеством мирового развития.  Здесь Ницше продолжает линию пессимиста Шопенгауэра (и Гартмана), но уже в оптимистическом духе. Чего больше в жизни – страданий или удовольствий? Пессимист Шопенгауэр: страдание  пожираемого животного никак не может быть уравновешено удовольствием животного пожирающего.  Оптимист Ницше: жалобы – позорная рабская слабость, свидетельствующая об изнеженности натуры; без боли нет борьбы, без борьбы нет радости жизни и прогресса.

Ницше и Маркс. Философия Ницше исходит из психологии  (в значительной мере – из психики нездорового человека)  и имеет цель возвеличить отдельных персон (о конкретном социальном  устройстве она не говорит). Маркс – многогранен. Он логик, историк, экономист, и его философия имеет цель возвеличить многочисленный класс – пролетариат, привести его к власти с помощью революции и установить его диктатуру. Пролетариат силен не телом и духом, не здоровьем и умом, а своей массой и исторической миссией гегемона, мессии. Философия первого – отвлеченные от общественного устройства размышления, философия второго – конкретный проект преобразования буржуазного общества. Здесь они антиподы. Однако в двух вопросах Ницше и Маркс сходятся: 1. В культе борьбы: Ницше, как и Маркс, мог бы сказать, что его представление о счастье – борьба, только первый предлагал не щадить слабых, а второй – буржуазию. 2. В атеизме:  оба – страшные безбожники.

Поскольку Маркс гегельянец, постольку он интеллектуалист, то есть поборник разума. Но в теории Гегеля его увлекли не «полагание»,  «отчуждение»  (логическое), «снятие отчуждения» (опять же логическое), а «борьба противоположностей» и «противоречие». Причем гегелевская борьба противоположностей была переведена в реальную жизнь, а противоречие понято как непримиримое общественное противоречие класса правящего и класса угнетенного.  И воля (действительность) ушла из-под контроля разума, стала неразумной. Главный марксист был большим оптимистом, его продолжатели по реализации идеи – оптимистами в квадрате. А последователи последователей и сегодня, вслед за Ницше и Марксом, (после великого краха марксистской идеи) повторяют: жалобы – позорная рабская слабость… без борьбы нет прогресса, без боли нет борьбы.  Я, в свою очередь, перефразируя Шопенгауэра, скажу: страдания тех, кого коммунисты замучили не может быть уравновешено удовольствием мучителей и тех, кто пел и плясал на костях жертв, ничего не ведая. Четверг, 30 августа 2012 года.

Текст написан для форума "Философский штурм"