Таинственный стук

Просто Ольга
      2003 год. Декабрь!

     Идет активная смена паспортов в России! Мой старый, красненький паспорт, надо оказывается менять на новый. Я, как всегда, всё узнаю  последней. А тут на работе мне подсказали, что надо поторопиться и до 1 января 2004 года успеть обменять паспорт. 
     Сегодня 10 декабря, подумала я, действительно, надо бы поторопиться. И быстрей в фотоателье за фотографиями. Фото мне сделали сразу. Осталось только взять старый паспорт и шагать с ним в паспортный стол. Народу там было немного и документы, и заявление приняли очень быстро.
    - А когда мне придти за новым, спросила я.
    - Недельки через две.

     Ой как хорошо все складывается, подумала я. Отправилась домой. Утром пошла на работу, а вечером 11 декабря мне вдруг приносят телеграмму с грифом "срочная" и с очень печальным сообщением, о том, что 10 декабря 2003 года в 23-15 умерла мама. Похолодев от такого известия, сквозь нахлынувшие слезы, я поставила свою подпись в извещении о доставке телеграммы, рухнула на диван и зарыдала горькими слезами. Но ведь надо ехать; покупать билет на поезд, а как без паспорта? Утром пошла в паспортный стол. Северный, холодный ветер уже уверенно вошел в свои права и обжигал по-зимнему. Но, что там ветер, по сравнению с этим,пронизывающим до мозга костей сообщением! Холодные металлические,тяжёлые двери паспортного стола были закрыты. На их тёмно-синем фоне висела табличка с надписью - "Профилактика". У меня подкосились ноги, и в порыве нахлынувших, скорбных чувств, я начала барабанить по дверям. Дверь открыл охранник в форме.

    - Что Вы стучите! Видите табличку.
    - Вижу! И протягиваю ему телеграмму.
    - А мы что?
    - Мой паспорт у вас.
    - Пройдите.

     Когда я зашла в помещение и немного успокоившись, села на стул,ко мне подошла дежурная в милицейской форме и провела меня в свой кабинет. Прочитав телеграмму и выслушав меня, она все поняла и попросила подождать в коридоре.
   - Ваш паспорт был готов уже 10 декабря сказала она, протягивая мне его.
     Расписавшись в журнале и открыв новый документ,удостоверяющий мою личность, обратила внимание на дату выдачи паспорта 10.12.2003 год - дата смерти моей мамы.

     Поезд Сыктывкар - Москва 13 декабря в пять часов, тридцать минут прибыл на ст. Ярославль Главный и через час автобус Ярославль-Кострома мчал меня на мою малую родину.
     Дверь нашей старенькой квартиры была открыта. Народу почти никого - только сестра и племянница хлопотали на кухне, готовя стол для поминок. Шли четвертые сутки, как умерла мама, но из-за меня с похоронами задержались на один день. Сестра Татьяна сказала тихо.
   - Оля, иди попрощайся с мамой.

     В комнате, с закрытыми чёрными платками зеркалами, лежала мама, вся такая маленькая и очень спокойная, умиротворенная. Отмучилась после шестилетней тяжёлой болезни. Я подошла к ней и поцеловала в холодный лоб. Потрогала её, руки. Они были мягкие, незакостеневшие - знак того, что будут ещё похороны. Посмотрела надет ли крестик. Крестика на шее не было. Подошла моя сестра Татьяна, и обнаружив, что забыли крестик, стала искать его. Он лежал в шкафу. Надели маме крестик, что стоило немалых  усилий, так-как тело уже остыло и было не очень послушным. Мне показалось, что после этого, лицо мамы стало еще умиротвореннее. Тут входная дверь открылась и пришли наши родственники. Они с утра ходили в церковь, чтобы заказать службу и прикупить все необходимое для похорон. Ко мне подошла золовка моей старшей сестры Валентина и спросила.
    - Оля, молитвы - то читали?
    И я вспомнила, что когда мама была жива, Она все время просила читать ей молитвы из её личного молитвослова, очень красивого, с золотыми буквами наверху обложки.
    Валя ушла на кухню хлопотать, а мне ничего не оставалось делать, как взять в руки эту небольшую церковную книжечку. Не помню точно, какие молитвы я читала, но страниц десять перелистнула. Когда уставала, и прекращала читать, слышался тихий-тихий, но очень четкий стук. Сначала я не обратила на него внимания, а потом заметила такую закономерность: Читаю - не стучит, замолкаю - стучит. И так на протяжении всего времени. Зашла Валя, постояла рядом со мной, но услышав постукивание и уловив закономерность, напугалась и вышла из комнаты. Я опять осталась одна. На кухне Валентина сказала всем, что пора выносить гроб.
    Провожали маму все соседи нашего дома, подошли и из соседних домов. Большую часть своей жизни Она прожила в этом доме. Пришли женщины с ткацкой фабрики, на которой мама проработала 40 лет, принесли материальную помощь и венок. Сорок лет трудового стажа! Это большая заслуга.

    Маму похоронили очень хорошо. Ветра в этот день не было, а снег был легкий и пушистый, на улице тепло. Она была верующим человеком, поэтому и денек такой выдался.
    Приехав с кладбища, все сели за стол и поминали маму. И тут вспомнили, про этот странный стук... Сестра начала объяснять, что соседи, которые живут за стенкой, всей семьей уехали в деревню к родственникам. Птицы и близко не подлетают к окну. Я ничего не сказала, только подумала, а ведь это доказательство того, что душа действительно бессмертна. И действительно, на третий день она покидает тело, а маму хоронили на 4-й день. Душа находилась около тела и всё видела и слышала.

    Через год ко мне пришли стихи. Вот они.
   
 Я голову низко склоняю.
 Над гробом, роняя слезу.
 В нем мама. И вижу,и знаю -
 Поверить никак не могу.
 Отмучилась, преодолела
 Все тяготы жизни земной.
 Долгих шесть лет проболела
 И тихо ушла на покой.

 Троих дочерей воспитала-
 Достались мы ей нелегко.
 Вовек не забудем родная,
 Как было тебе тяжело.
 Стоять за машиной ткацкой.
 В три смены, ночами не спать,
 Домой приходить полусонной,
 А завтра чуть-свет вставать.

 Ты горя хватила немало,
 Но несмотря на дела,
 Про Господа не забывала;
 Молилась, на помощь звала.
 У гроба молитву читала,
 Сегодня, одна, в тишине.
 И слышала, как постучала,
 Душа твоя чистая мне...