Штурман Резо

Юрий Маков
    Что бы сухопутный читатель не задавал лишних вопросов, поясню некоторые морские нюансы.
    Судовой якорь будет гарантированно держать судно, если какая-то часть(желательно побольше, на схеме между 3 и 4) якорь-цепи лежит на грунте. И тогда якорь превращается в "плуг", который очень трудно протащить даже на метр.
    При съемки с якоря огромная звездочка судовой бАковой лебедки(брашпиля) наматывает якорь-цепь и подтаскивает судно к месту отдачи якоря. Протащить якорь-плуг судовой брашпиль не может. Но когда нос судна оказывается точно над местом отдачи, якорь-цепь становится вертикально вниз (по-морскому "панер"; прошу читателя запомнить этот термин, именно он послужил причиной этой истории) и якорь уже не работает как плуг, легко отделяется от грунта.
    Это самый ответственный момент съемки - судно еще не имеет хода и на него начинают действовать течение и ветер. Рядом могут стоять другие суда и только ты отвечаешь за безопасность маневра.
    Дать ход сразу тоже нельзя, т.к. якорь еще не показался из воды. Вдруг он зацепил какой-то неизвестный кабель или поднял чужую якорь-цепь, или еще что. Вот поэтому здесь нужна слаженная работа экипажа и опыт капитана.
    Вот теперь сама история.
    Мы снимались с якоря на рейде Сингапура часа в три пополудни. Великолепная погода, полный штиль, +25, экипаж прошелся по всем лавочкам и магазинам города-базара. Настроение отличное, впереди спокойный недельный переход до Индии.
    Я, 2-й штурман, руководил началом съемки, наш 3-й штурман Резо, командовал на баке*.
    Когда от Резо поступил доклад (с грузинским акцентом): "Тры смичка на брашпыл", я доложил капитану. Пока Семеныч с внушительным пузом и в одних трусах поднялся на мостик, по громкой связи поступил доклад с бака: "Два смичка на брашпыл". Мы знали, что отрыв будет где-то ближе к первой смычке*, поэтому капитан ответил: "На баке, чаще докладывать как канат."
    Бак находился немного ниже прямо перед нами метров в 50, вся картинка была как на ладони. Резо почти лег на фальшборт бака, свесив голову за борт, боцман стоял у пульта управлением брашпилем, звездочка спокойно отправляла очередное звено якорь-цепи вниз в канатный ящик.
    Резо засуетился, замахал рукой, подскочил к боцману, что-то сказал, тот пожал плечами. Резо опять выглянул за борт, еще резче задвигал руками, опять начал что-то говорить боцману.
    Капитан, не дождавшись доклада, прорычал в микрофон: "На баке! Доложите, как канат?!"
    Резо остановился,...как-то безнадежно махнул рукой,...поднес ко рту микрофон,... и мы
УСЛЫШАЛИ: "И-и, забиль эта слова...да?!"
    Описывать, что творилось на мостике и что вытворял живот капитана уже не интересно.

     *cмычка - часть якорь-цепи длиной 25 метров.
     * бак  - носовая часть судна.