Экзамен

Лариса Наталенко
  Все дни, которые отводились на подготовку к государственному экзамену по советской литературе, я очень мило провела в приятной компании на берегу реки. И вот настал день сдачи экзамена.
 
           В 5 часов утра меня разбудил будильник. Я протянула руку за конспектами и учебником и полусонными глазами начала читать, чтобы хоть немного что-то усвоить. Часа четыре я добросовестно изучала материал. Потом встала, умылась, оделась, поела и поехала.

       К моему появлению перед кабинетом, где принимали экзамен, оставалось всего человек 6-7. Я слегка ужаснулась, ведь случись какая-нибудь задержка в пути, - я бы точно опоздала. Но  я успела, и это уже хорошо.

       Ко мне подбежала одна из наших девочек. Вся трясётся от волнения, вытянувшееся жёлто-зеленое измученное лицо, бледные сухие губы.

         Она спросила, есть ли у меня конспект по такому-то вопросу. Конспект у меня был. Чтобы она не мучилась, разбирая мой почерк, - я ей прочитала всё вслух.
 
       Тут открылась дверь, и пригласили следующих 5 человек. Я вошла в кабинет и взяла билет. 
           Ответ на первый вопрос я знала прекрасно еще со школы: «Вас
илий Тёркин» Твардовского.   Когда-то я готовила по нему доклад и почти всё произведение знала наизусть. Второй вопрос я только что прочитала в коридоре измученной девочке. А вот третий вопрос я не знала абсолютно. Впервые слышала и имя автора, и произведение. Тут не то что «воды налить», а даже и одного слова на эту тему  сказать не представлялось возможным.

       Я вызвалась   отвечать   без   подготовки.    

             На первый вопрос я отвечала самозабвенно, с упоением читая наизусть    большие  отрывки   из   «Василия   Тёркина»,    рассказывая   об   откликах   известных   людей   об   этом произведении, делая логические выводы и рассуждая.
Голос мой звенел, глаза сверкали.   Я не томилась под дверью,  как все,  а пришла  с улицы  и была  полна свежей, чистой энергии солнечного утра, свободного простора и щедро наполняла ею всю аудиторию и всех, кто находился в ней.

       Замученные члены экзаменационной комиссии подняли дремлющие головы. Их глаза, поблёкшие от монотонности и усталости,   оживились  и засветились. На лицах расцвели улыбки,  слегка  удивлённые  от  неожиданности. Они устремили на меня свои восхищённые взоры.

На второй вопрос, только что прочтённый в коридоре, я отвечала в том же темпе и с той же уверенностью в голосе. Мне было весело. Я говорила без единой запинки, виртуозно играя голосом. Это была моя «лебединая песня»!

     Но  нужно  было  упомянуть двух  неизвестных   мне философов,  а я не  запомнила  точно  их  имена.   Не моргнув глазом, в неизменном бравом темпе я прилепила к имени одного фамилию другого. Меня тут же машинально поправили. Я сказала: « Да, да. Я оговорилась, извините». Меня, конечно, сразу же с радостью простили, не придав никакого значения этому инциденту.

     Вся    комиссия    смотрела   на   меня    влюблёнными глазами. А у меня впереди оставался ещё третий вопрос, на который мне совершенно нечего было сказать.
- Ну,  -  думаю,  -  сейчас я вас огорошу.

        Я    уже   представляла   их   лица,    вытянувшиеся   в удивлённом разочаровании.  Страха не было. Двойку уже не поставят.     Было    весело   и   даже   немного    смешно   от комичности ситуации.     Хотя, конечно, очень жаль, что так получается.   Но  что  же   поделаешь?

        Я бодрым голосом зачитала вопрос (помирать, так с музыкой!). Набрала в лёгкие воздуха, чтобы сказать,  что ответа  на этот вопрос я  не  знаю.    И   тут   председатель комиссии   меня   прервал,   сказав:

- Спасибо,    достаточно.    Отлично!

          Я   закрыла рот с не успевшими прозвучать роковыми словами,  и в радостном   изумлении   поспешила покинуть аудиторию. Прошло не более получаса, а я уже шла обратно по прогреваемой ласковым теплом улице.

        «Безумству храбрых поём мы песню!» - клокотало в груди, наполняя радостью победы стремительную походку, развевающиеся   по   ветру   волосы,    сверкающие   глаза  и пылающие   румянцем   щёки.

- Ух, ты какая! – услышала я возглас из кучки парней, стоящих около тротуара. 
 Это ещё больше приподняло моё настроение, и я гордо «полетела» дальше даже не скосив на них взгляд.

12.10.06.