Психологическое сопровождение школьников

Андрей Ворожейкин
Деятельность психологической службы МБОУ Центр образования г. Шахты Ростовской обл. преследует достижение следующих целей:
- повышение социально-психологической и психолого-педагогической защищенности обучаемых;
- поддержка и укрепление социально-психологического здоровья обучаемых;
- поддержка в успешной адаптации вновь прибывших обучаемых.

Психологической службой МБОУ Центр образования была разработана подпрограмма психолого-педагогической поддержки обучаемых (в рамках программы развития образовательного учреждения), целью которой является создание условий, позволяющих обеспечить комплексную поддержку обучаемых в образовательном процессе.

Задачи подпрограммы:
- создание системы комплексного психолого-педагогического диагностирования с целью определения адекватной формы организации образовательного процесса, сохранения и укрепления социально-психологического здоровья обучаемых;
- обеспечение системно-ориентированного сопровождения обучаемых;
- соблюдение преемственности форм и методов организации образовательного процесса.

Работа психологической службы строится по следующим направлениям:
- организационно-методическая работа;
- психодиагностическая работа;
- психокоррекционная работа;
- психологическое консультирование;
- экспертная работа;
- просветительская работа;
- психолого-педагогические мероприятия по подготовке к проведению государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х, 11-х классов и единого государственного экзамена;
- психолого-педагогические мероприятия антинаркотической направленности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Проводимая комплексная психологическая диагностика представляет собой углубленное психологическое изучение личности обучаемых, определение их индивидуальных особенностей и склонностей, их потенциальных жизненных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и по группам (классам) и включает в себя следующие виды:
- выявление уровня интеллектуальной лабильности (способности к обучению);
- выявление уровня жизненной мотивации;
- определение уровня стрессоустойчивости;
- определение уровня ситуативной тревожности;
- определение уровня личностной тревожности;
- выявление уровня общей самооценки;
- выявление уровня агрессивности (конфликтности);
- определение уровня общительности (коммуникабельности);
- определение уровня (коэффициента) интеллектуального развития;
- выявление уровня учебно-творческой мотивации;
- выявление уровня самоконтроля и самоорганизованности;
- отношение к сверстникам;
- отношение к взрослым (учителям);
- выявление структуры темперамента;
- определение типов акцентуации характера;
- исследование микросоциальной среды (социометрия) в группе (классе);
- определение направленности личности.

Психологическая диагностика проводится с помощью различных методик (технологий):
- беседа;
- наблюдение;
- психологическое анкетирование;
- психологическое тестирование;
- методика “Несуществующее животное”;
- методика по диагностике характерологических черт личности;
- методика “Дом, дерево, человек”;
- методика “Рисунок на свободную тему” и др.

Кроме того, активно используется компьютерная психодиагностика обучаемых с помощью программ компьютерной диагностики научно-производственной фирмы “Амалтея” (г. Санкт-Петербург), что существенно повышает эффективность и результативность психодиагностической работы.

ОБОБЩЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ (2007-2012 ГГ.)

За указанный период было обследовано около 300 школьников (5 - 11-е классы).

Учебно-познавательные и мотивационные характеристики:
- низкий уровень сформированности ЗУН по учебным предметам (62%);
- низкий уровень учебно-творческой мотивации (68%);
- низкий уровень интеллектуального развития (71%);
- низкий уровень интеллектуальной лабильности (способности к обучению) (71%);
- низкий уровень внимания, памяти, мыслительной деятельности (62%).

Эмоционально-волевые и поведенческие характеристики:
- низкий уровень общей самооценки (38%);
- низкий уровень стрессоустойчивости (34%);
- низкий уровень самоконтроля и самоорганизации (63%);
- высокий уровень нейротизма (30%);
- высокий уровень ситуативной и личностной тревожности (36%).

У 67% школьников диагностируется высокий уровень социально-педагогической запущенности (обобщенный показатель).

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА (ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ)

После проведения психологической диагностики начинается осуществление психокоррекционной работы с обучаемыми. Под коррекцией различных психологических образований понимается система мероприятий, направленных на исправление психологических трудностей и поведения, на дальнейшее развитие личности. Основными принципами психологической коррекции являются следующие:
- принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий реализацию двух этапов коррекционной работы (первый этап включает комплексную диагностику, на основании которой составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи возможной коррекции; на втором этапе фиксируется динамика изменений личности, ее поведения, деятельности, эмоциональных состояний в процессе коррекции);
- принцип нормативности развития личности, в основе которого лежит понятие психологического возраста (при оценке уровня развития личности учитываются особенности социальной ситуации развития, уровень сформированности психологических образований, уровень развития ведущей деятельности, а также ее оптимизация);
- принцип коррекции “сверху вниз”, позволяющий создать “зону ближайшего развития” личности (это значит, что психологическая коррекция носит опережающий характер и направлена на будущее, с учетом формирования новых психологических образований);
- принцип коррекции “снизу вверх”, предполагающий тренировку и закрепление уже имеющихся психологических способностей (в рамках поведенческого подхода это означает научение заданной модели поведения и ее обязательное закрепление);
- принцип системности развития психологической деятельности, позволяющий установить причинно-следственные связи и иерархию отношений между симптомами и их причинами.

Психологической службой разработана программа психокоррекционных занятий в классах компенсирующего обучения, рассчитанная на 68 часов (на учебный год).

Психокоррекционная работа с обучаемыми включает в себя проведение тренинговых занятий как индивидуально, так и по группам (классам).

Основными целями психокоррекционных занятий являются:
- оптимизация социально-психологической ситуации развития обучаемых;
- развитие видов деятельности обучаемых;
- формирование возрастно-психологических новообразований.

Задачами психокоррекционных занятий являются:
- развитие интеллектуальных способностей обучаемых, коррекция познавательных процессов, в частности, развитие творческого мышления;
- развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер обучаемых для того, чтобы повысить мотивацию к обучению и снизить эмоциональную напряженность;
- коррекция сферы межличностных отношений, развитие способности моно- и диалогического общения, расширение репертуара видов общения обучаемых;
- коррекция и развитие личности обучаемых, снижение внутриличностных противоречий.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Комплексная психологическая диагностика и психокоррекционная работа сочетаются с проведением индивидуального и группового психологического консультирования обучаемых и их родителей. 

Психологическое консультирование исходит из следующих принципов:
- принцип добровольности;
- принцип конфиденциальности;
- принцип соблюдения интересов личности;
- принцип уважения личности;
- принцип ответственности психолога;
- принцип анализа подтекста;
- принцип системности;
- принцип анализа индивидуального жизненного пути личности.

Психологическое консультирование предполагает получение информации о социально-психологической и психолого-педагогической ситуации развития обучаемых, формулирование гипотез относительно их психологической проблемы. Затем происходит получение информации от родителей и учителей, наблюдение за обучаемыми в школьной и иной обстановке.

ЭКСПЕРТНАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Она включает в себя участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК), методического объединения классных руководителей, проведение психологических классных часов и родительских собраний различной тематики (в том числе профилактика суицидального поведения обучаемых, профилактика вредных привычек). Особое внимание уделяется мероприятиям антинаркотической направленности.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

В результате проведения комплексной психологической диагностики, психокоррекционной работы и психологического консультирования снижается уровень социально-педагогической запущенности обучаемых, т.е. у них происходит формирование адекватных элементов и навыков социальной и учебно-творческой деятельности, жизненной мотивации и мотивации учения, способности произвольной регуляции поведения, внимания, всех видов психической деятельности. Все это проявляется в улучшении таких психолого-педагогических параметров, как:
- повышается уровень развития речевой сферы обучаемых (фонематические процессы, понимание речи, словарный запас, грамматический строй, связная речь, техника чтения, понимание смысла прочитанного);
- повышается уровень развития восприятия обучаемых (зрительное, слуховое, зрительно-пространственное, темп);
- повышается уровень развития внимания обучаемых (объем, концентрация, переключение, распределение);
- повышается уровень развития памяти обучаемых (слуховая, зрительная, объем оперативной памяти);
- повышается уровень развития мыслительной деятельности обучаемых (особенности анализа и синтеза, операции обобщения, операции классификации, операции сравнения, операции абстрагирования), снижается уровень ригидности мышления;
- повышается уровень развития эмоционально-личностной сферы обучаемых (контактность, самооценка, отношение к сверстникам и взрослым), при этом снижается уровень ситуативной и личностной тревожности;
- повышается уровень развития учебно-творческой сферы обучаемых (ЗУН по программному материалу в области точных и гуманитарных наук, ориентировочная деятельность, учебные действия, самоконтроль);
- повышается уровень обучаемости (ориентировочная деятельность в новых условиях, восприимчивость к помощи, перенос в новые условия).