Бурлаки на Рейне. Часть четвертая

Наблюдателъ
Продолжение. Предыдущая часть находится здесь (http://proza.ru/2012/08/20/175)

****************************************

В три часа ночи версия собралась. Шеф, глазам своим не веря, кликал мышкой по элементам управления, которые он раньше видел только на картинках. Уже целых полгода.

Расчувствовавшись, руководитель огромного предприятия, встал со своего места и прелюдно меня обнял...

Естественно, то, что мы сдали, это не был продукт, это был муляж. Муляж в котором не было реализовано большей части запросов пользователя. Но что-то в нем уже было. По крайней мере он стабильно собирался и все SQL-запросы содержали ровно необходимое количество скобочек: ни больше и не меньше! И можно было на что-то покликать мышкой...

Конечно же к новому годы мы не успели. Но за месяц мы продвинулись намного дальше, чем предыдущая команда за полгода. Мы работали вдохновенно, слаженно, напрочь забыв значение слов «выходные» и «свободный вечер».  Мой движок уже тоже был почти готов, по крайней мере он успешно справлялся с большей частью запросов.

Я избрал рискованную, но единственно возможную тактику в сложившихся обстоятельствах. Расчитывая на неповортливость, тупость и медлительность немецких госорганов (о чем я уже знал непонаслышке, продлевая свое право на работу), я развивал систему не в глубь а вширь. К новому году все запрошенные клиентом функции были в системе представлены, хотя большинство выдавали, вместо требуемого, странное сообщение о внештатной ситуации с непонятным номером и предлагали обратиться за подробной информацией к руководству пользователя, которого, естественно, тоже не было и в помине. Но мы успешно отрапортовали о запуске системы ровно к началу рождественских каникул. Я надеялся, что чинуша не будет отрывать свою задницу от нагретого кресла, чтобы искать страницу номер 997 руководства пользователя (я старался использовать только простые числа в фиктивных кодах ошибок, чтобы самому отличать фиктивные ошибки от настоящих), а просто через пару дней напишет официальный запрос в нашу службу поддержки.

Так и происходило. Лишь во второй половине января пришел первый запрос на поддержку. Да и то, что пользователь такой-то не может зарегистрироваться в системе.[«Вот идиот! Если твой админ тебя не ввел, я-то здесь причем?!»]

Но с начала февраля стали приходить более осмысленные запросы. Продолжая работать без выходных, мы первым делом обрабатывали запросы. Сами пользователи нам подсказывали, какие из функций действительно были нужны каждый день, а какие лишь для округления суммы стоимости системы. Последние они, естественно, получат в самую последнюю очередь.
Ведь система «вырабатывания» годовых финансов как раз и была придумана в Германии. Как мне рассказали, именно это госучреждение в декабре предыдущего года стало менять все окна собственного 9-этажного здания с пластковых на деревянные. То, что пять лет назад они уже меняли все деревянные окна на пластиковые, они благополучно «подзабыли».

К середине февраля с системой можно было уже как-то осмысленно работать. Количество бессоных ночей стало переходить в качество продукта. Все основные функции работали безотказно. И именно здесь мы чуть не погорели....

К нам в комнату влетел шеф с перекошенным лицом.

-- ОНИ СОЗЫВАЮТ ЭКСТРЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ!

-- Что такое? Чем они не довольны? Зачем?

-- Они говорят, что наша разработка не соответствует их нормам качества!!!

-- Правда?! Да она вообще никаким нормам не соответствует. Спасибо вообще, что не разваливается сразу при запуске.

-- Да, я-то знаю, но что нам сейчас делать?!

-- Ничего, пойдем на совещание. Посмотрим, что они скажут.

--Ты пойдешь, Андрей?! Можно я тебя представлю шефархитектором предприятия по информационным технологиям? Дитер не возражает!

-- Как ты считаешь нужным. Когда совещание?

--Завтра в десять. Я отвезу тебя на своей машине.

***

В общем-то совещание, как совещание. Чем выше чиновники взбираются по служебной лестнице, тем меньше разбираются в своем деле. И тем дальше отрываются от реальности. Не только в России. Везде в мире.

Собрание открыл шефархитектор Учреждения, доктор-передоктор, пожилой герр Такой-То. Он проинформировал присутствующих, что последнее время было много жалоб на качество продукта, который предоставил подрядчик(мы, естественно!), и что в связи с этим его сотрудникам приходилось слишком часто обращаться в тех.поддержку. В этой связи он решил провести независимую экспертизу продукта независимым предприятием по контролю качества и пришли к неутешительным выводам, что ни один из стандартов, принятых в организации, в продукте соблюдён не был. Дальше шефархитектор Учреждения сообщил, что он проинформировал об этом дирекцию Учреждения для того, чтобы он могла принять адекватные меры. В довершение он сказал, что для начала хотел бы выслушать комментарии представителей подрядчика.

Краем глаза я заметил, как Штайнбок нервно ерзает на стуле, словно надеется, что станет не видимым.

Я понял, что настал мой звездный час:

-- Я очень сожалею о причиненных неудобствах. В свете сложности поставленной задачи, моими сотрудниками и мной были учтены не все моменты в изначальной версии продукта. Сказалось незнакомство большинства сотрудников с предметной областью. Но мы постарались максимально уменьшить причиненные неудобства, максимально быстро реагируя на запросы о техподдержке. Само собой разумеется, что все эти запросы были нами обработаны совершенно бесплатно.

Уф. Следующим выступал шеф Учреждения:

-- Герр, Воронов, это нам всё известно и мы вам и Вашим людям за это благодарны. Что Вы можете сказать по поводу высказанного предположения, что проблемы продукта происходят от того, что были не соблюдены архитектурные стандарты, принятые в нашей организации?

-- К сожалению, это так.

-- ВЫ это признаете?! – Шефархитектор Учреждения просто просиял. -- Разве это не было Вашей личной задачей, довести продукт до соответствия нашим нормам?

--Конечно признаю. Но насколько мне известно, построение системы не было внесено в изначальный бюджетный план Вашей организации. Систему пришлось строить, как реакцию на изменение в законе, принятое Бундестагом в течении прошлого года. Потому Ваши представители обратились в нашу фирму с просьбой пострить систему как можно дешевле. В целях экономии, мы взяли ядро системы из другого нашего продукта, а Вам выставили в счет только за изменение того продукта, что Вашей организации дало значительною экономию средств. Побочным эффектом принятого решения стало то обстоятельство, что ядро системы было разработано с учетом других требований к архитектуре. Альтернативная архитектура не может являться причиной неисправностей, поскольку она считается ничуть не менее надежной чем та, что используется в Вашей организации. Десятки тысяч систем в мире, построенных на альтернативной архитектуре являются действенным тому подтверждением. Что касается недостатков, то они будут исправлен в течение текущего месяца, поскольку я и мои коллеги уже достаточно хорошо разбираемся в Вашей предметной области.

-- Да, Вы правы. Конечно Вы не могли заранее быть готовыми к нашим стандартам. – Шеф учреждения просиял, главный архитектор сник. Если шефархитектору было выгодно задавить нашу систему, то этого никак нельзя было сказать о шефе Учтерждения. В этом случае вся ответсенность легла бы на начальника Учреждения, что его вовсе не радовало. Он был – как никто другой – заинтересован как можно скорее уладить конфликт. Он продолжил:

 – Скажите  а это возможно, перенести вашу систему на наши стандарты?

-- Ну, это не так просто, хотя нам доводилось уже проводить подобную миграцию. В любом случае, это требует отдельного проекта со своим собственным бюджетом.

-- Конечно, конечно, мы согласны. Позже мы обсудим с герром Штайнбоком необходимые формальности. Скажите, когда Вы сможете предоставить примерную смету предпологаемого проекта?

--Месяца через два. Сейчас нужно сконцентрироваться на насущных задачах[«как-то например, пару месяцев отпуска на море, чтобы выкинуть из головы весь этот бардак»] , в частности повышения качества продукта и удовлетворенности пользователей.

Шефархитектор Учреждения сидел надутый и больше не встревал в разговор. Кажется, он предполагал другой сценарий совещания...

***

--Андрей, слышал новость?

-- Нет, Шеф, рассказывай.

--Мы обогнали программистов Учреждения! То-то главный архитектор Учреждения пытался нам палки в колеса вставить: он сам сел в лужу, задержав сдачу их части продукта!

-- В смысле?

--Они не успели сдать свою часть системы, до того, как мы ввели в эксплуатацию уже работающую версию, а не тот изначальный муляж..

--Правда?! Как, они еще не закончили?

--Сейчас досдают последние модули. Когда наша система уже недели две как работает на полную мощность. Никто так и не заметил, в какой заднице мы сидели. Ты – гений!

--Да что ты, Шеф, это ж всё ребята. Они пахали. Никто не сломался, все выдержали три месяца марафона. Так что с тебя большая пьянка! И не забудь раздать премии. Щедро! Я обещал от твоего имени!

-- Эх, любишь ты чужие деньги раздаривать! Ну ладно, бог с тобой. Я же тебе обещал ни в чем не отказывать...

Произнося всю эту тираду, Шеф слишком уж довольно светился, чтобы я подумал, что он правда хочет меня пожурить за нецелесообразную растрату бюджета...

***

--Андрей?

--Да, Шеф?

-- Ты твердо решил уехать?

--Да Шеф, твердо.

--Помнишь, я спросил тебя, можно ли я назову тебя шефархитектором нашей фирмы?

--Конечно, шеф, я был очень польщен.

-- Так вот. Если ты хочешь, я сейчас же подпишу с тобой постоянный контракт. Ты будешь самый высокооплачиваемый сотрудник фирмы. Я уже говорил с Дитером. Он не против работать под твоим началом. Всё-таки он всегда был шефархитектором поневоле, без особого желания с его стороны...

--Спасибо, шеф, я правда очень благодарен тебе за предложение, но...

--Но? Ты отказываешься?

--Да, Шеф! Я -- вольная птица. Этап фиксированных постоянных контрактов пройден однозначно. Да и привычки у меня отвратительные: я поздно прихожу на работу, люблю по два-три месяца в отпуск уходить, да и кофе на меня много уходит. Нет, но огромное тебе спасибо за твое предложение. Пока я хочу только одного: хорошенько отдохнуть в моей любимой Испании и поваляться на мартовском солнышке. Лучше подкидывай мне проектики время от времени, да поинтереснее, ладно? Терпеть не могу рутину.

--Ну, в этом не сомневайся. У меня всегда для тебя будет работа. Можешь считать себя фиксированным внештатным сотрудником нашей организации. А если захочешь, место шефархитектора тебя всегда будет ждать. Все хлопоты по поводу разрешения на работу и вида на жительство мы берем на себя...

-- Спасибо, шеф! Ты – настоящий Шеф! И настоящий друг!

*******

Продолжение здесь (http://proza.ru/2012/09/01/146)