Размышляя о специфике искусства, психолог Л. Выготский от рассказа Бунина переходит к еще более непонятной пьесе Шекспира «Гамлет». Дело в том, что у Гамлета нет характера. Он так выписан Шекспиром, что одна сцена противоречит другой.
Что заставляет Гамлета медлить с местью королю? – удивляется Выготский. Почему Шекспир тормозит пьесу, замедляет ход ее? Одни критики говорят, что Гамлет просто нерешителен, что он трус. Но в других сценах это не подтверждается.
Выготский ссылается на мнение Толстого, что Шекспир вообще плох, а Гамлет самая неудачная его пьеса, в которой, с художественной точки зрения творится черте что.
Но, тем не менее, роль Гамлета – это то, что мечтает сыграть любой актер, и пьесу мечтает поставить каждый режиссер. В чем же здесь загадка?
Похоже, что Шекспир в период написания этой пьесы переживает какой-то свой личный надлом, все рушится в его представлениях. И деться некуда, и бежать некуда.
«Весь мир тюрьма» - говорит Гамлет. Ему тоже некуда бежать.
Конечно, трудно предположить, что такой принц мог существовать в те времена, какая рефлексия у него! Какие переживания! Ведь для него трон не важен. Важны другие вещи.
Какие? Прежде всего, его мать. Он потрясен, он не понимает, вот только что рядом с ней был его отец, прекрасный человек, но стоило отцу умереть, и она тут же замужем за скотом и счастлива с этим скотом. Какая же цена женской любви? И что такое вообще женщина?
Вот друзья Гамлета, их подсылают к нему как шпионов.
Вот Офелия, девушке велели его полюбить, она выполняет волю папеньки, девушка его уже любит.
Но главное, какой смысл в этой жизни? Ну убьет он короля, станет сам королем, но ведь это ничтожно все! Зачем все это?
Гамлет показан в тот миг, когда он абсолютно одинок и против него весь мир. Нет, наверное, ни одного человека, который не переживал что-либо подобного!
И в том, что он принимает вызов, и в конечном итоге все заканчивается, так как заканчивается, виноват не Гамлет, его вынудили бороться, идет череда событий, на которые он просто не может не реагировать.
У Шекспира с сюжетом не очень, драматургия хромает, поступки героев противоречивые, но есть одна заслуга – он показал человека в момент наивысшего его духовного напряжения, и эта пьеса будет понятна хоть кому, хоть китайцу, хоть индийцу, хоть эскимосу с высшим образованием.
Ну а уж европеец весь из этой пьесы вышел, полный экзистенциализм у Шекспира именно в этой пьесе. Человек слаб и ничтожен, какой рок его заставил родиться? И зачем?
- А лучше бы вообще не родиться? – спрашивает герой Шукшина у своего напарника-тракториста.
- А кто нас спрашивал, - отвечает тракторист.
В пьесе рушится вера в женщину («О, женщины – ничтожество вам имя»), в мать, в близких людей, кругом враги и предатели. И еще судьба, которая определяет конец героя, она определяет, а не автор.
Человек вообще бессилен против этого мира, и зацепиться ему не за что! – просто вопит Шекспир. Это его волнует, а не то, как выстроены сцены.
И ведь это не проза, это высокая поэзия, это точный диагноз много чему!
К тому же у Выготского много надуманных вопросов. Почему ранив короля отравленной шпагой, Гамлет заставляет его еще выпить кубок с ядом? Но у Шекспира все ясно, король кричит, что он только ранен, зовет на помощь, Гамлет не дает ему шанса.
Но страннее всего, что Выготскому кажется, что в конце пьесы случайно появляется Фортинбрас. Что это бесмыссленно.
Но там же есть ответ на вопросы великого психолога!
Фортинбрас
Пусть Гамлета поднимут на помост,
Как воина, четыре капитана;
Будь призван он, пример бы он явил
Высокоцарственный; и в час отхода
Пусть музыка и бранные обряды
Гремят о нем.
Рефлексирующий Гамлет погибает как воин. Это и есть его ответ на все вызовы судьбы. И ответ Шекспира на то, как бы он хотел ответить на те вызовы ему лично, о которых мы мало что знаем. Ну и золотая жила для режиссеров всех стран и народов.