Трогательность. 2. Диссертация и зубы

Мария Кутузова Наклейщикова
     Вы знаете, что такое разгар сдачи диссертации? Беру самый первый уровень – кандидатскую. Уже здесь вы ощущаете жуткую запарку – надо не только окончательно и неоднократно проверить весь текст на предмет ошибок и неточностей, параллельно обзвонить всех – научрука, рецензентов, оппонентов, секретаря диссертационного совета и прочих – но и оставить время (силы, нервы), на любимого себя – то бишь элементарно высыпаться хотя бы по три-пять часов в сутки, дабы не рухнуть от волнения на предзащите.

      Это проходят абсолютно все. Мало того, что на вопросы со стороны друзей и родственников: «Ну, как твой диссер?» и «Уже сдаешь, все готово?» хочется в ответ кого-то убить, тебе приходится лишь вяло улыбаться в меру оставшихся сил и беречь внутренние моральные резервы для собственно встречи с таинственными грозными членами Ученого Совета.
      
      Ну и, собственно, дом каждого защищающегося в этот период напоминает поле невидимого боя не то чтобы за великую царицу Науку – но просто за: возможность помыться-причесаться-прибраться-приготовить обед-накормить детей (если имеются)/мужа (если появился)/животных (если угораздило завести!)-собраться на выход-хоть иногда выспаться.
      То есть это время затяжной войны – кто кого – Наука реципиента и ее двигателя, или сам Защищающийся Диссертант одержит победу над Наукой в этой нелегкой схватке мышления.

      Именно поэтому мне показалось таким невыразимо трогательным, когда я, в разгар написания собственного будущего «кирпича» пошла в диссертационный зал библиотеки и попросила работу по соответствующей теме. Библиотекарь, весомо стуча каблуками, удалилась и через пять минут принесла мне по заказу нужный научный труд.

      Я читала его с полтора часа, затем, не взглянув на автора даже, машинально стала собираться – было пора домой, собирался дождь. Из-под бордовой обложки довольно тугой диссертации выпал мини-листок. Подняв его, я прочитала:

      "Сентябрь:

      - дописать последнюю главу и окончательно отредактировать
      - снова позвонить научруку насчет орг. вопросов на защите
      - спросить у ребят-выпускников прошлого года, как они защищались
      - связаться с оппонентами и М. О. насчет стенографии во время защиты
      -  кошке купить корм на месяц
      - заклеить сапоги
      - Димочке сделать зубы (давно собирались!)"

      Сначала я узнала почерк, потом прочитала фамилию автора – Ирина Демина. Что-то знакомое! Это же фамилия ее мужа.

      Вспомнила: мы жили вместе на одном этаже студгородка, тогда Ира была старше меня на 7 лет, я начинала учебу, она заканчивала магистратуру. Закончив, вышла замуж за интересного человека – Дмитрий работал в журналистике и объездил весь Дальний и Ближний Восток (специальность востоковедение). Был главным редактором, корреспондентом и кем они оба только ни работали – Ира вела русский язык у иностранцев.
 
      Они с мужем оба такие воздушные, слегка оторванные от реальности, как кажется – а на деле такие хрупкие, ранимые и … прекрасные!  Оба увлеченные миром, Жизнью как она есть…

      А тут вот – проза жизни – сделать мужу зубы, и это в разгар написания диссертации! Помню, это тронуло меня до глубины души; я тогда поняла, что намного важнее дурацкой диссертации именно эта забота о самом родном человеке.