Великий сын униженной России. Продолжение

Людмила Даниловцева
Очень жаль, что взлет Игоря Талькова как поэта, певца, музыканта, пришелся на перестроечный период в нашей Стране.
 Для России это были все еще годы веры в то, что крушение советской системы, крутая ломка прошлого принесут стране благо. Политика еще активно властвовала над умами и сердцами наших соотечественников, не ведающих, что политические игры, необузданное тщеславие, корысть и вседозволенность в верхах уже ввергала Россию в трагические перепития. На арену рвалась новая генерация, многие ее представители скоро стали теми, кого сейчас называют «новыми русскими». В то время они уже подсознательно готовились к крутому прыжку. Но тогда их намерения, амбиции, их энергия и жажда занять определенное место в социальной сфере, обладая капиталом, любя комфорт и добиваясь именно таких житейских благ, были связаны по рукам и ногам советской системой. Только в торговле и сфере обслуживания люди каким-то образом могли чего-то добиться, потому что дипломы высшего учебного заведения, «корочки», которые прежде во многом определяли остальную жизнь человека, оказывались малозначительным моментом в поисках места в жизни. Сокращенные с рабочих мест врачи, инженеры, ученые ринулись в бизнес, где их не спрашивали, «что они заканчивали», а снисходительно предоставляли места на рынках и базарах, так называемых «местах под солнцем». Россия уже училась ценить силу и прелесть наличия тугого кошелька.
 Но Россия еще не ощущала масштабы потерь в плане духовном и нравственном, когда жажда денег пожирает ум, чувства, крушит мечты. Когда Россия теряет свое лицо, уподобляясь захолустному американскому штату, где комиксы давно заменили Толстого, Достоевского, Чехова, Шекспира. Нравственное чувство настолько помутилось, что для многих совесть больше вообще не ставилась в счет, а человечность стала раритетом, почти истребленным.
 Как важно было остаться человеком, свободным от связей с грязным, душным миром капитала, от купли-продажи всего, что только есть, в том числе и себя самого. Только человек незаурядный, талантливый, ищущий, наиболее чуткий к нарастающим общественным катаклизмам, уже откровенно дававшим о себе знать ощутимыми колебаниями и выплесками, непокорный и не желающий гнуть шею ни перед кем, мог сохранить в себе мужество и достоинство. Таким был Игорь Тальков. Особое нервическое состояние, мужество, печать интеллигентности, лежащая на облике поэта, его гражданственность помогали ему жить в те сложные для России годы. Хотя именно в этот период Игорь много гастролировал, показывая свою новую программу «СУД», рассказывал со сцены об истории России, надеясь, что гласность навсегда обосновалась в душах людей и ничто ей не грозит. Его путь был тернист и сложен, он шел сквозь жесткое горнило непонимания и выстоял потому, что шел, зная, чего хотел и что мог.
 
«Сцена
Я дошел до тебя. Вот стою и пою наконец-то.
И убежден, что занял по праву свободное место.
Ну, а происки слуг преисподни
Не страшны нам с тобою сегодня.
Наше время пришло!
Да поможет нам Сила Господня!»

Единственным багажом в этом тернистом, тяжелом пути к самому себе были Вера, Надежда, Любовь. Игорь был популярен в годы перестройки, потому что не был ни на кого похож, был слишком целеустремленным и талантливым человеком, не идущим на компромисс с совестью. Тема перелома, кризиса, выбора, поиска нового пути уже звучала в литературе, театре, живописи, в кинематографе. Самые смелые в таком самовысказывании авторы оказались гонимыми, уезжали за рубеж, как Андрей Тарковский, Юрий Любимов и т.д. Но Игорь никуда не уехал, хотя очень хорошо передал свое внутреннее состояние в песне «Уеду!»
 
«Я столько грез посеял
И столько нервов сжег,
Пока к заветной цели
Сквозь все преграды шел.
И вот пришел отчасти
И посмотрел вокруг.
Но ожидаемого счастья
Не обнаружил вдруг.

Завтра уеду,
Махну на все рукой.
Завтра уеду
Искать покой.
Завтра уеду,
Лягу на грунт.
А те, кто знал меня,
Простят и все поймут.
Уеду!»

Существует такой афоризм «Кто возлюблен Богом, нищ на земле, но не утрачивает света души».
 Все эти годы, прикасаясь к творчеству Игоря Талькова и жизни людей творческих профессий, оказавшихся рядом на вечерах его памяти, все чаще прихожу к выводу, что есть на свете до непонятного бескорыстное и оттого, очевидно, вымирающее племя творческого люда на Руси – оно немногочисленно, однако настолько могуче, что щедро заряжает время и современников своей одухотворенностью и началом созидания, и пока мы находимся во власти этого их влияния – мы творчески сильны и богаты.
 Есть еще одно актуальное и на сегодняшний день высказывание нашего великого русского писателя Ф.М.Достоевского: «Бог кого очень любит и на кого много надеется, посылает тому много несчастий».
 Как оба этих высказывания созвучны с судьбой Талькова.

Продолжение следует...