А что Народ? Безмолвствует...

Катерина Мос
От автора

Уже 3 года я не живу во славном граде Воронеже. Так сложилась Судьба. Но прожила там 20 лет. Возможно, что и об этом периоде у меня будет своя книга.

Осталось несколько статей, которые я не опубликовала в своё время там. По разным причинам. Например, для конференции о современном литературном процессе требовалась одна статья, а я написала две. Одна была помещена в книгу с материалами совещания, а эта осталась неопубликованной. Выкладываю её здесь для сохранности, а возможно, что и для интереса очень узкого круга читателей.

Решила создать отдельную рубрику, где и буду выкладывать свои неопубликованные вещи, а также то, что напишу здесь, в Москве, о том жизненном периоде в Воронеже.



Для конференции "Современный литературный процесс и творчество воронежских писателей", октябрь 2008 года, Воронеж.


Екатерина Мосина, издатель



А что Народ? Безмолвствует...


Когда Пушкин печатался в альманахах, то его «соавторами» были поэты и прозаики, о которых мы вспоминаем только тогда, когда листаем эти альманахи в связи с именем Великого Поэта. И в том, что в одном издании встречались писатели и графоманы, «гении и злодеи», таланты и бездарности нет ничего страшного. Здесь одни только усиливали или оттеняли, а порою и затмевали других. Ведь все познается в сравнении.

В наше время в конкретном городе Воронеже выпускается очень много книг «профессиональных» писателей. Слово беру в кавычки, поскольку о профессиональности и профессионализме следует вести речь отдельно. Условно считается, что «профессиональные» писатели – это те, кто, пройдя небеспристрастные суждения одних, смогли пробиться в их ряды: где локтями, где «заслугами», где иными путями и способами... Только, чтобы получить вожделенную бирку со словом «член СП».  Забывая при этом, что у профессионального писателя автоматически возникают и многочисленные заботы и обязанности перед обществом, народом. И одно из главных здесь – бережная работа со словом (что, впрочем, является атрибутом всякого культурного и образованного человека, а для профессионального писателя это безусловное правило). Бережная работа со словом включает в себя и грамотное «профессиональное» письмо. А, если продолжать эту цепочку дальше, то это и грамотные книги.


Многие авторы отчего-то считают, что их дело написать, а довести грамотно до читателя – это уж, извините, работа редактора, корректора.
 
Какое заблуждение! Есть такое понятие, как авторская пунктуация, авторская стилистика и даже авторское словообразование. Уважающий себя писатель выпускает книги в собственной редакции. Особенно теперь, когда многие условия книгоиздания нарушаются сплошь и рядом.
 
Работая над выпуском серии книг «Воронежские писатели: 21 век», мне приходится наблюдать отношение авторов к своим текстам и отношение назначенных редакторов к выпускаемым книгам. Есть о чем подумать и что обсудить в узком кругу заинтересованных лиц.


Мало кто задумывается о том, что книга может жить несколько веков, особенно если ее никто не читает. И вот она пролежала многие годы, а потом вдруг я зашла в Научную библиотеку ВГУ в 90-х годах, запросила письма Екатерины II, а томик оказался даже неразрезанным.  Представляете мои чувства: я – первый читатель именно этого экземпляра. Никаких пятен, никаких помет, что называется «аб ово».  И все языковые нарушения предстали в первозданности. Особенно бросились в глаза различные написания одних и тех же слов. Что это: царица неграмотная или издатель не без греха? А что же получат наши потомки лет через несколько в изданных нашими писателями книгах?

Многие, выпущенные книги в воронежской областной типографии, отчего-то упорно называющей себя издательством да ещё имени Болховитинова, энциклопедиста и герменевтика, заставляют сомневаться в том, что воронежские профессиональные писатели, хотя и имеют понятие о грамоте, не всегда владеют ею. Что это? Презрительное отношение к языку? Лень? Спешка? Необразованность и бескультурье?
 
А ведь из этого тоже складывается понятие «профессиональный писатель».


Решать вопрос о том, кому дать денег из казны на книжку, а кому нет – компетенция чиновников, Правления и... завистников-доброжелателей. Судить о том, чья книга – литература, а чья – графомания ни тем, ни другим, ни третьим не дано. К счастью, это ни в чью компетенцию не входит. Здесь судья один – Время. А время населяет Народ. Наш современный Народ пока безмолвствует. Так о каком современном «литературном» процессе может идти речь? Здесь уместнее говорить о попытке управлять литературным процессом, а в этот ряд так напрашиваются ещё несколько слов, в том числе  манипулировать и педалировать. 

Я призываю учиться у классиков: Пушкин издавался на разнообразном фоне других авторов, которые только оттенили сияющую вершину его таланта. Ничего страшного нет в том, что кто-то пишет стихи только о любви, а кто-то сочиняет только детективы, Виктор Будаков предлагает высокоинтеллектуальное изысканное чтение, Юрий Гончаров предаётся воспоминаниям юности, Новичихин сочиняет стихи для детей... Кто из них воссияет во Времени, знает только Время.

Не надо сдерживать естественный ход процесса. Главное помнить, что писатель – это не только членский билет профессионального союза литераторов, это огромная ответственность перед людьми, Народом. И долго ли он будет безмолвствовать? Начнёт ли скоро интересоваться книгами современных «профессиональных» писателей? На эти вопросы  следует отвечать ежедневно, не только на подобных конференциях.