Дочки-матери

Валентина Куршина
Последние волнительные минуты перед отправлением поезда.  Наконец вагон слегка дёрнулся, и перрон медленно пополз назад.  Путешествие началось. Теперь  можно смотреть в окно, о чём-нибудь мечтать или придумывать  новый сюжет. Возможно,  это будут путевые заметки, описание золотых осенних  пейзажей  или стихи …Мне так всегда хорошо сочиняется в дороге.

Дверь в купе с шумом открылась и на пороге появилась запыхавшаяся молодая женщина с небольшим чемоданом.
-    Чуть не опоздала. Пришлось вскочить в последний вагон. Я, наверное, ваша соседка, моё место двадцать третье, - женщина говорила скороговоркой. Её лицо раскраснелось то ли от пережитого волнения, то ли от быстрой ходьбы и было очень привлекательным.
Да, а я-то думала, что буду одна,  пассажиров в вагоне было совсем немного.  Ну что ж, ничего не  поделаешь, не повезло.
-    Пожалуйста, располагайтесь, - как можно приветливее сказала я и вышла в коридор.

Как-то незаметно начался наш разговор. Обычно в поездках я не люблю рассказывать о себе, стараюсь больше слушать. Вот и сейчас,  говорила в основном моя попутчица  (она представилась Леной).  Всё началось с фотографии маленькой девочки, выпавшей из  книги. Я подняла упавшее фото и невольно залюбовалась чудесной кудрявой малышкой.
-    Что за ангел? – восхищено  проговорила я, и, возможно, эта моя искренность спровоцировала женщину на свою исповедь.
-    Как вы думаете, кем она мне приходится? Не удивляйтесь – внучкой.

Я внимательно посмотрела на соседку. На вид ей было чуть-чуть за тридцать. Угадав мои мысли, она сказала:
-    Мне тридцать шесть. Просто моя дочь родила Аннушку в пятнадцать лет. 
Немного помолчав, Лена  продолжила:
-    Но по документам – я мама. Решили, что так будет лучше, чтобы не ломать дочке жизнь.
Я промолчала, хотя на языке крутились вопросы. Но я решила, пусть расскажет сама, что считает нужным.

И вот её история. Лена  была в семье единственным и любимым ребёнком. Причём поздним, мама родила дочку в тридцать семь лет. Счастливое детство, золотая медаль в школе, потом престижный столичный институт. Со своим будущим мужем Сергеем Лена познакомилась в электричке. Сначала он уступил ей место в переполненном вагоне. Потом оказалось, что им ехать до одной станции. Было уже довольно поздно,  и парень проводил девушку до дома. Так начался их роман. Через полгода они поженились, а ещё через  год  -  родилась  дочь Валерия,  Лерочка.  Первое время было очень трудно.  Лена училась на дневном, Сергей работал в какой-то московской конторе программистом. Жили вместе с её  родителями.  Всю заботу о девочке взяла на себя  Ленина  мама.  Но постепенно всё стабилизировалось. Лена  после института начала работать в крупном столичном банке. Её заметили, стали повышать в должности. Ведь, несмотря на  маленькую дочь, женщина никогда не брала больничные по уходу за ребёнком, не отпрашивалась пораньше домой.
Молодая женщина задумчиво смотрела в окно. Я её не торопила с расспросами, понимая, что иногда вот так всё рассказать постороннему человеку бывает просто необходимо. Через несколько минут Лена  продолжила свой рассказ.

-    Лерочка росла в атмосфере любви и радости. Она была невероятно похожа на Сергея, вплоть до каких-то ужимок, жестов. Была между ними просто-таки мистическая связь. Стоило заболеть одному, как тут же начинал болеть другой.

Женщина замолчала и, порывшись в сумочке, достала ещё одну фотографию. Снимок был сделан где-то на море. На фоне морского прибоя и вечнозелёных пальм стояли три счастливых человека. Лена  в белых шортах и синей маечке, высокий плечистый мужчина и девочка, примерно десяти лет, в ярком цветном сарафане.
-    Это мы в Греции. Лере здесь одиннадцать лет. Каких-то пять лет назад я была самой счастливой женщиной на земле, - Лена  невольно погладила фотографию ладонью.
Я обратила внимание на поразительное сходство между отцом и дочкой.
-    Так что же случилось?- осторожно спросила я.

-    В принципе банальная история. Четыре года тому назад Сергей попал на машине в жуткую аварию. Я тогда уже была начальником отдела в крупном коммерческом банке, имела кое-какие связи. Конечно, устроила его в хорошую  больницу.  Взяла отпуск, чтобы быть рядом с мужем.  Медленно, но он поправлялся. Лечащий врач предложил после больницы отправить  Сергея на реабилитацию в Подмосковный санаторий.  Я тут же нашла самый лучший. Но теперь приезжала к нему раз в неделю, в субботу, а вечером в воскресенье возвращалась домой. Иногда брала с собой дочку. И вы знаете, он нам всегда был очень рад. Шутил, строил планы на будущее, мечтал о новой машине. Старая после аварии была полностью разбита. И я ни о чем не догадывалась. А после санатория примерно через месяц он  собрал свой чемодан – прости, я полюбил другую – и ушёл. Для меня  это было  как гром среди ясного неба, шок. Я всегда считала, что у нас прекрасные отношения, любовь, нежность друг к другу. А тут за  пару  месяцев  всё полетело под откос, вся  жизнь, - моя попутчица  тяжело вздохнула и опять надолго замолчала.

Я тоже стала смотреть в окно. Солнце вот-вот  должно было скрыться  за дальней полоской леса. Лёгкие облака окрасились  его лучами в розовые тона. Природа  как самый изысканный и тонкий художник беспрерывно рисовала за окном прекрасные пейзажи ранней осени.
-    Леночка, а не заказать ли нам чай? Ехать в поезде и не пить чай – это, знаете, преступление. Вы какой больше любите – чёрный или  зелёный? У меня есть лимон, печенье.
-    Наверное, зелёный. Я тоже люблю пить чай в поезде, - сказала  молодая женщина  и улыбнулась.
В купе было тепло и уютно. Чайные ложечки тихонечко позвякивали в пустых стаканах.
Через некоторое  время Лена  вернулась к своему повествованию.

-    Ушёл Сергей к медсестре. Она ему в санатории делала  какие-то процедуры.  Я её потом, конечно, видела. Самая обычная девушка, никакая не красавица, правда, моложе меня лет на десять. До сих пор не пойму, чем она его покорила. Вот такая банальная история. Я, конечно, и плакала, и много раз пыталась с мужем поговорить, но Серёжу будто подменили. Он не хотел меня видеть, не хотел ничего объяснять. Перечеркнул наши совместные тринадцать лет и точка. Мама даже предположила, что его околдовали, - Лена  горько улыбнулась, - но я в это не верю. По-моему, все эти привороты-отвороты – чистая ерунда. Я много думала, наверное, в наших отношениях было всё слишком гладко, буднично. Я мужа не ревновала, и у него не было поводов для ревности.  Может быть, ему не хватало страстей? – Лена  вопросительно взглянула на меня. – Я была слишком уверена, что наша семейная жизнь, как китайская стена, защитит меня от всех житейских бурь...

Мне показалось, что женщина сейчас заплачет, но она взяла себя в руки и через мгновение продолжила свой рассказ.

-    То, что Сергей бросил меня, было ужасно, горько, обидно,  но впереди меня ждал ещё больший кошмар. Лера стала обвинять меня  во всех смертных грехах. Оказывается, отец ушёл потому, что я плохая. Вспоминала какие-то случаи, когда я на него якобы накричала, была несправедлива, груба. Я была потрясена, что она так помнила  все наши маленькие ссоры и размолвки.  Вы знаете, я чувствовала, что она меня просто ненавидит,  и  была  буквально раздавлена её отношением ко мне, таким чудовищно несправедливым. Как будто это я ушла из семьи.  Один раз она даже собрала свои вещи и уехала к отцу. Бедная глупая моя девочка, она, конечно, была им не нужна. Через день Сергей привёз её обратно, и Лера целый день проплакала в своей комнате.  У меня  тогда не хватило ума и сил как-то сблизиться с ней, понять её. А ведь Лере было всего тринадцать лет, тот самый пресловутый переходный возраст. В общем, стала дочь прогуливать уроки, грубить учителям. Появились какие-то подозрительные новые друзья. Я очень боялась, чтобы она не попала в дурную компанию, поэтому старалась строго её контролировать. Но с каждым днём наши отношения всё больше ухудшались. Наконец, я решила обратиться за помощью к мужу, на тот момент мы ещё официально не развелись.  Пусть бы он пообщался с ней, как-то образумил. Ведь все эти её выкрутасы по сути из-за него, она очень любила отца и так, по-своему, выражала своё несогласие с его уходом.

Но когда я увидела Сергея, сердце моё защемило от жалости. Он выглядел очень подавленным, растерянным. Прошло уже больше года  после его ухода из семьи, и у него за это время появился свой ребёнок. Мальчик. Но он был тяжело болен. Если я раньше где-то в глубине души  надеялась, что наша семья ещё сможет сохраниться, то теперь всё было кончено. Было понятно, что  больного ребёнка он  не бросит. Вот именно тогда мы договорились о разводе.  И в конечном итоге – развелись.

А Лера забеременела. Я сначала ничего не замечала. У меня такая работа, что я с утра до вечера занята. Потом обратила внимание -  дочь по вечерам сидит дома, круги под глазами, жалуется на плохое самочувствие. Повела её к знакомому врачу, тут всё и открылось. Боже, чего только я тогда не передумала. Чуть с ума не сошла, - Лена  тяжело вздохнула.

-    А как ваш бывший муж на всё это прореагировал?
-    Никак,  ему сейчас не до нас. У него мальчик болен ДЦП, так что все силы и  время  уходят на лечение.  Опять виноватой оказалась я – не уследила.  И в принципе он прав, поэтому никакой помощи я от него не жду. Единственное, договорились, что  у Аннушки будет  отчество – Сергеевна. Раз уж она по документам Лерина сестра, чтобы не было ни у кого повода  усомниться.

-    А ваша дочь? Она согласилась на этот обман?
-    Представьте, согласилась. Я её перевела в другую школу.  Якобы по состоянию здоровья в марте отправила в санаторий. А после рождения  дочки  Лера пошла учиться в медицинский колледж.  Так что там никто ничего не знает. Пришлось поменять нашу квартиру, уехать в другой район. Люди, знаете,  какие бывают, я боялась, что Аннушка от соседей со временем  может узнать правду.
-    Простите за вопрос, а отец девочки? Он что же, вообще не принимает участие в её судьбе?

Лена  горько усмехнулась:
-    Стыдно признаться, но я не знаю, кто отец. Думаю, что и Лера не знает. А может быть, знает, но не говорит. Она очень упрямая. Замкнулась в себе и молчит, как партизан.
-    Сколько же сейчас вашей малышке?
-    Девочке год и месяц.  Мы все  очень её любим,  она такая милая, большая умничка.  Но я очень переживаю -  и из-за дочки, и маму  жалко. Сейчас все заботы об Аннушке  на её плечах, а ей уже за семьдесят. Бросить работу я не могу. Я одна обеспечиваю всю нашу семью.

Уже погас в купе свет, а наша беседа не прекращалась. Я сочувствовала своей собеседнице, но, честно сказать,  не знала, правильно ли она поступила, оградив свою дочь от  всех житейских проблем. Оценит ли та по достоинству этот поступок своей мамы?  Но больше всего в этой истории мне было жаль Лерину бабушку, на немолодые плечи которой свалилось столько проблем и забот.
 
Российские  бабушки! Они вырастили своих детей, потом помогают растить внуков и правнуков. У них нет возможности путешествовать по миру, как это делают их американские и европейские  ровесники. Я имею в виду материальную сторону дела.  А там не принято помогать молодым. Я помню, как во время посещения Лувра меня  очень удивила молодая семейная пара, по-моему, немцев, которая  тянула за собой троих маленьких детей. И наш гид, увидев моё удивление, объяснила, что молодые  часто путешествуют с детьми, т.к. у них нет возможности  оставить их со своими родителями. Те, вырастив своих детей, предпочитают дальше жить, что называется, для себя. Как жаль, что нигде я не встретила  памятник  нашей  Бабушке. Мне кажется, что это большая недоработка отечественных  скульпторов. Уж каких только памятников они ни сотворили – и героям басен и сказок, и дворникам, а в моём городе есть даже памятник водопроводу, кстати,  очень неплохой.

Утром, пожелав друг другу доброго пути домой, я  рассталась со своей попутчицей. Лена вышла  из вагона первая  и,  взмахнув на прощание рукой, быстро пошла по перрону. Скорее всего,  мы больше никогда не встретимся. Я смотрела ей вслед.

В начале своей поездки я мечтала что-нибудь написать. И вот встреча в дороге преподнесла мне готовый сюжет.