Окольцованная птица - полет над кострами тысячелет

Лина Лавочкина
                               






                ОКОЛЬЦОВАННАЯ  ПТИЦА –
                полет над кострами тысячелетий.












                Памяти
                М.П. Палия и Б.Н. Ельцина      
                посвящаю.

























                ПРЕДИСЛОВИЕ

        Я долго колебалась – стоит ли писать о прожитом, но логика раздумий вывела на твердое убеждение – книга должна быть, но …не столько о моей личной жизни, сколько обо мне, как “искре жизни”, в эпохе лихолетий на стыке двух тысячелетий – уходящего второго, нарождающегося третьего, на обособленной государственными рамками –границами шестой части земной территории, с нигде, никогда не существовавшими общественно – политическим устройством, с революционными ураганами, войнами, ломками –перестройками…- черными тучами, пронесшимися над моим и примыкающим к нему поколениями.
       Но и в личностном плане, считаю, есть чем “поделиться”, надеюсь, интересным своей неожиданностью, а, может, и в чем-то поучительным; ну, а если о воспоминаниях, связанных с Борисом Николаевичем Ельциным… Так, ведь это тоже часть моей жизни,    “визуально” незначительная, духовно… в пол столетия.
       И еще. Обдумывая, анализируя  прожитое, я постоянно ощущаю какую-то едва уловимую подсознанием, но явно высвечиваемую отдельными фактами жизненную линию, в которой  я оказалась как-бы отблеском крошечной точки между историческим прошлым Украины XVIII-го века и бурно развивавшимся настоящим моего времени; на одном ее конце я “вижу” С.Ф. Палия, царствовавших Романовых (Петра Великого, Александра II, Николая II), на другом - “царя Бориса”- Б.Н. Ельцина. Возможно, это случайные совпадения; возможно -  “узлы”, которым суждено было возникнуть в моей жизни, о необычных проявлениях которых в конкретных житейских ситуациях я, наконец. Решилась поведать.

               


    Май 2004 года.  “А что… Президент не человек?” Этой, невольно вырвавшейся фразой, я прервала короткий диалог мужчин: “А почему бы тебе, Арнольд, не написать книгу…обо мне, о нас. Пишут с кем и знаком-то  не был…”  “Нет, друг. Не умею… Да и боюсь как-то не так выразиться…”  “Ну, тогда не надо,”- добродушно заключил Борис.
А 23 апреля 2007 года Бориса Николаевича Ельцина не стало. После пережитого потрясения, заручившись Его поддержкой (“И вообще, разве можно отказать человеку в праве на собственную мысль?!” – из  “Исповеди на заданную тему”), вооружилась твердой решимостью писать; но намерение до сего дня так и оставалось лишь задумкой… даже после откровения по этому  поводу с Наиной Иосифовной, в Барвихе, в октябре 2007 года: в декабре того же года, при добром здравии, на “ровном месте” потеряла сознание и основательно поломалась; а еще через четыре месяца – 23 апреля 2008 года, через год после смерти Бориса (день в день и тоже утром) случился инсульт у мужа – Арнольда, … с последствиями.


               


       Сейчас июнь 2010 года. Позади второе тысячелетие. Жизнь, прихватив с собой ворох повседневности, с опаской и надеждой вступила в третье и пошла – поехала по … накатанной калие.



               



       Впервые желание оформить, опубликовать дневниковые записи появилось  как-то вдруг в то самое утро, когда “проглотила” последнюю страницу книги Б.Н. Ельцина  “Исповедь на заданную тему”; это была неожиданная реакция на отдельные моменты ее текста, на дарственную надпись… Но начать решила все же с технически менее сложного- с оформления “Альбома фотографий” с текстовым сопровождением. Пока “думала да гадала” получили от Наины Иосифовны шикарный подарок – книгу-фотоальбом. Вот и на этот раз “рискую” остаться в “аутсайдерах”; на днях прочла статью В. Портникова “Мать России” Наина Иосифовна пишет мемуары. Недели три назад мы разговаривали; об этом – ни слова. В общем, поживем - увидим…правда ли это. Ну, а такое решение можно только приветствовать; и книга должна быть интересной, необычной, так думаю; не напрасно ведь говориться, что у каждого свое восприятие прожитого, своя Правда.



               




       В дарственной к 1-му изданию “Исповеди на заданную тему”, с обращением к Арнольду, Борис написал:  “…судить тебе, но здесь только правда”.
       Предваряя дальнейший текст, обращаясь к потенциальному читателю, я тоже утверждаю, что все сказанное в этой книге – правда и только правда…в моем воспроизведении ее здесь и теперь.



               



         Эта книга – попытка вынести из мрака забвения… правду  мою. Предлагаемые воспоминания не выходят за рамки обычной рядовой жизни, жизни на “шальных ветрах” ЭПОХИ исчезнувшей (особой, невиданной доселе и неповторимой в будущем) “цивилизации”, имя которой… СССР. Это рассказ о моем времени и обо мне в “турбулентности” его событий; о тех, кто прошел через мою жизнь, рядом с ней; о тех из них, кого ловко именуют “простым” народом и о тех, чьи фамилии звучат во всем Мире.
       Эта книга – частичное воспроизведение спонтанных набросков продолжительностью в десятки лет – фиксации прожитого – пережитого, размышлений…“по поводу” и без него, не претендующее на хронологическую последовательность, на тематическую цельность, завершенность; здесь лишь основные вехи – быстрый “бег по жизни”; некоторые эпизоды сугубо личного характера выпускаю. Пишу как умею о том, что знаю и чувствую; а в помощь мне – мой собственный энтузиазм.



               




       Чтобы прояснить конкретнее о чем – о ком будет дальнейшее повествование, цель его и стоит ли на него время тратить, предлагаю блиц-зарисовку, как бы “вводную в тему” и … плод моего случайного вдохновения, навеянного просмотром глубоко всколыхнувших душу TV-мемуаров Э.А. Рязанова “Музыка жизни”.




                “ИСПОВЕДЬ…. В БЕЛЫХ СТИХАХ”.



Жизнь моя  прошла – проходит в потоке дел людских –
В эпоху лет военных, преобразованья стран и ломки душ.
Наш бурный век, рубеж тысячелетий,
Был полон мысли не земной –
В нем был прорыв к таинствам Мирозданья:
К распаду атома, к энергии его;
Полеты в Космос, погруженье в бездну океана…
А что же я? В чем, где “следы”, оставленные мной?
В чем миссия моя была и есть (пока что)
Вот в этом мире преобразований и познания Вселенских тайн?
Понятно, не каждому дано в скрижали быть записанным –
Творить, вершить, чтоб помнили его в веках;
Но есть и мощная “прослойка”
Между творцом великим и тружеником рядовым.
Так кто же я? К какой из названных тут “категорий”
Себя я отнести могу?
Что сделано такого мною, чтобы когда-то,
Кто-то, вдруг, сказал: “А ведь жила
Тогда-то, там-то … Лина,
Что для людей создала …н;что
И тем запомнилась, по-доброму, … кому-то”.
Пишу я эти строки, а мысли бешено копаются
В прошедшей жизни – в делах мирских, обычных…
Ну что я сделала? Училась, родила сына, вырастила сад…;
Дом не построили – приобрела квартиру…И это все?
Почти что все и как у всех.
Но все же есть то, что, может быть,
Не вписывается в ряд дел обычных,
Что бусинкою может стать в копилке дел людских по улучшенью жизни –
Вазоны – емкости NaLina, запатентованные мною –
Растениям необычный “дом”,
Что в офисах, квартирах, в садах висячих,
Стенах, на крышах зданий городских появятся, … надеюсь.
А может, ценны будут те “мысли ниоткуда”
(Что были надиктованы (?!) и добросовестно записаны)
О Космосе, о происхождении Мирозданья, о “черных дырах” в нем,
О добром деле инопланетян,
Искусственно создавших Землю, “посеявших” людей на ней…
И что с того, что с целью эксперимента,
Что учатся на нас, подопытных,
Мир Космоса преобразовывать,
Осваивать его под нужды собственных цивилизаций,
Что совершенства образец для нас земных;
Для нас, что только что узнали о ДНК-“программе”, по которой
Сотворены мы были и все живое вокруг нас.
Так, что с того? Ведь делятся познаниями своими
И с нами, давая озарения Избранным,
И тем оберегают (надеются сберечь!) от гибели глобальной
Планету нашу, нас - “плоды” их Разума.

Выкрадывают? Эксперименты ставят на живых?
Что ж, верю откровениям подобным; и пережить такое,
И рассказать о нем – быть мужественным надо.
Ведь как у нас? Что необычно – то ложь,
То выдумка, чтобы прославиться хоть как то.
И так затюкают, забьют иного
(Не только словом, но и каменьем вслед!),
Что в пору спрятаться, уехать, сгинуть…
Зная это, и я молчу уже десятки лет
О том, что благодарна Небу за излечение;
Что сделали его Они безбольно, незаметно,
Что даже испугаться не успела я –
Не поняла, не осознала, поначалу,
Что побывала Там, у них в “гостях”.
А позже видела, и даже дважды, я наяву,
Должно быть, одного из тех,
Кто спас меня от невыносимых болей
В единый миг на долгие года.
Будь вечно счастлив Он, Они
И мне пусть будет признание это
Не во вред, а в поученье людям.
Глубокой осени пора земного пребывания
Подсказываем мне: что знаешь, что испытала –
Свой опыт жизненный не уноси с собой,
Посей зерно стремления к творенью,
К познанию Мироздания, дел земных и самого себя в тех,
Кто пришли и вновь придут тебе на смену.



               




       В поисках названия книги, наиболее полно отражающего суть ее содержания, я прошла через многочисленную “цепочку” фраз … от  “У каждого своя Правда”, “Искорка жизни в опаляющих ветрах тысячелетий”, “Память – птица вольного полета” и остановилась на более “эффектной”, но не менее точной - “Окольцованная птица – полет над кострами тысячелетий”.
       По замыслу, материал будет изложен в двух – трех самостоятельных повествованиях: “Окольцованная птица…”, “Река жизни течет от сокрытых времен” (мысли “ниоткуда”, о Вечном)  и “Букет из мыслей разноцветья” (размышления на темы повседневности)-сборник откровенний распахнутой души.               



       Почему “птица”? Все просто… Я верю в бесконечную цепочку жизненных перерождений, в перевоплощение личностей (к слову, о буддизме, о сансаре мои представления самые поверхностные), а в одном из назойливо и с точностью до малейших деталей, многократно в течение нескольких лет повторявшихся снов я видела себя … птицей.
Окольцованная? Да. Реалиями жизни (суть которых укладывается в одну из ярких народных украинских поговорок:  “Паны дерутся, у холопов чубы трещат”): война, постсоветский разлад, репатриация…  И всякий раз вновь и вновь обустройство жизни.



               




       19 августа 2012 года. 78-й день моего рождения и  … 21 год “народной инаугурации” Б.Н.Ельцина.
После многомесячного забвения неожиданно для себя получила внутренний импульс – продолжить работу над мемуарным материалом; звонок – поздравление Наины Иосифовны укрепил меня в этом настрое.
       Как говорится, с Богом! И пусть слабый ручеек воспоминаний, цветочным узором эмоций уложенный на эти листы, проложит порожистое русло будущей книги и станет перекатывать свои волны-сюжеты с порога на порог… убегающей жизни.