Царевна Катерина. Сказка - складушка

Светлана Таова
C.Веточкина (псевдоним)

Расскажу я вам о том, что сама не видала, а от людей слыхала.
Сказывают, жил в одном царстве-государстве царь, и была у него дочка-красавица. Высокая, ладная, краса-ненаглядная: глаза — васильки, коса русая, кожа — как яблоневый цвет, губки — вишенки. Улыбнется — как солнышком согреет. Вот она какая была — царевна Катерина.
А уж до чего умна! И читать, и писать умела, и даже иноземными языками владела. Могла и спеть, и станцевать, и беседу поддержать.
От женихов отбоя не было, да только никого Катерина выбрать не могла. Больно серьезно за дело бралась видно, а может, просто ждала, когда сердечко девичье застучит, забьется, птицей из груди рванется.
А пока сердце её молчало, царь-батюшка без умолку говорил, жениха выбрать просил. Хотелось ему внуков дождаться, да посмотреть, как зять будет с царством управляться. Эта забота царя-батюшку сна-аппетита не лишала, но и покою не давала.
- Посмотри, доченька, чем тот не хорош, или этот плох?
А Катюша головой качает:
- Не плох, и ладно? А хорош то он чем? Разве что собой пригож, да мне с лица воду не пить.
- Больно умна ты у меня, Катерина, - хмурится царь-батюшка. - Смотри, осерчаю, за первого встречного замуж отдам.
Царевна улыбается, котенком к отцу ластится:
- Погоди, батюшка, непременно суженый сыщется. Не сарафан ведь выбираю перед подругами красоваться. Себе мужа, тебе помощника.
- И то верно, - вздыхает царь. - Умница ты у меня, доча. Повременю ещё, не буду за первого встречного тебя отдавать. И за второго, пожалуй, не буду, - добавляет, поразмыслив.
А Катерина всё думала, как же ей жениха выбрать. Много их при дворе, из разных краев приехали. Вроде все люди приличные, кавалеры отличные. Вокруг Катеньки вьются, в любви вечной клянутся. Обещают обожать, от напастей защищать. Хоть веришь им, хоть не веришь — да только как проверишь? Чужая душа, известно — потёмки.
Была у Катюши нянюшка. Уж так она царевну любила, души в ней не чаяла. За неё, за свою голубушку, жизнь бы отдала, не задумалась .
Катюша няню тоже очень любила. Матушки она в раннем детстве лишилась, нянюшка ей за родную мать была. С ней царевна и решила посоветоваться. Вдвоем  они одну хитрость удумали.
Вечером, как царь-батюшка всех женихов во дворец пригласил, Катерина в своей светёлке укрылась. Царь сидит на троне, при скипетре, в короне, с женихами о разном говорит, веселиться всем велит. А те вокруг озираются, Катеньки дожидаются.
- Где же Катя, солнца свет? Будет нынче или нет?
- Уж давно пора решить, за кого ей выходить!
- У меня дворец на море, ей не знать со мною горя!
- А я для Кати дорогой  дворец построю золотой!
- И алмазы, и рубины — всё отдам для Катерины!
Лишь один жених молчит, грустней грустного сидит. Роду он хорошего, звать его Алешею. И богат он, и умен — только хвастать не силён.
Толпятся женихи вокруг царя, каждый старается больше других понравиться. А Кати всё нет и нет.
Тут дверь распахнулась. Нянюшка в тронный зал влетела, царю в ноги повалилась, зарыдала-заголосила:
- Царь-батюшка а-а-а-а! Пропала твоя кровинушка -а-а-а-а! Змей-Горыныч налетел, уволок Катеринушку!
- Погоди, не реви, не голоси. Толком объясняй, что с доченькой?
Нянюшка у царя в ногах валяется, рыдает-старается, вопит-голосит (а на женихов одним глазом косит).
- Змей, говорю, прилетел. Страшный, ужасный, огнеопасный.
- Какой такой змей?
- Жуткий Змеище, о трех, нет, о семи головах.
- Сколько голов говоришь? Три или семь?
- Да я в счете не сильна. Но такая образина! Пропала наша Катерина! - и ну опять рыдать.
Царь прослезился, к женихам обратился:
- Выручайте, ребятушки. Змея сразите, дочку верните, - слезу рукавом утер. - Змей опасен и хитер, но куда ему до вас! Вообщем, издаю указ - «Кто вернет царевну нам-за того её отдам».

* * * * *

Смотрят женихи тревожно. Первый начал осторожно:
- Что же, можно и сразиться. Только кто он — зверь иль птица?
Справлюсь  у зоологов и у орнитологов.
Изучу его повадки, и тогда — готов я к схватке.

Тут же подхватил второй:
- Змея я легко сражу. Но пока что погожу.
Если это редкий вид, нам природа не простит.
Ну, а если он простой — то тогда, конечно, в бой.
Я пока всё разузнаю. Вы меня не ждите к чаю.

Третий закричал жених:
- Что я вам, какой-то псих?
Я не буду сгоряча семь голов рубить с плеча.
Соберу военсовет — стоит драться или нет.
Скажут полководцы — «Да», я подумаю тогда, выбрать тактику какую?
Стратегию обмозгую.Вот тогда и повоюю.
Четвертый жених прическу поправляет, царю заявлялет:
- Я готов, конечно, в бой, но наряд не боевой.
Поспешу сейчас к портному, чтобы сшил мундир крутой.
Чур, без меня не начинать,. Я приду дней через пять.

Пятый принял грозный вид, а потом и говорит:
- Я эту рептилию задавлю флотилией.
Только незадачка вот — далеко стоит мой флот.
Если б мне его сюда — вот тогда, конечно, да!
Вот тогда бы этот змей получил сполна, злодей!
А пока, что, извиняюсь, я его остерегаюсь!

* * * * *


Царь-батюшка ещё глазом не моргнул — а женихов как ветер сдул!
Исчез даже Лёша — наш парень хороший.

Царь качает головой:
- Что ж, тряхну я стариной. Или Змея сам сражу, или голову сложу.

А нянюшка на него руками машет:
- И не вздумай, царь-батюшка!
Тебе на коня если влезть, неделю потом ни встать, ни сесть.
Да и надобности нет. Это с Катей наш секрет.
Решила Катерина:
- Женихов проверю я. Нету к ним доверия.

Царь для виду поворчал, но всерьез не осерчал.
Ну, говорит, пошли к Катюше.
Тут прибежал конюший.Отдышался и говорит:- Добрый молодец Алексей просил передать:
«Поехал Катю выручать.» Для начала в заповедный лес к Яге отправится,
Может, она знает, где Змей прячет красавицу.

Царь на няню щурит глаз:
- И что делать нам сейчас?
Та не теряется, довольно улыбается:
- Как вернется молодец- с Катей сразу под венец!

На том и порешили, и к Кате поспешили.
В светёлку вошли – никого не нашли.
Что за странная картина – впрямь исчезла Катерина!
Поднялся переполох – все кричат- кто “Ах”, кто “Ох”.


Пока весь дворец ходуном ходит,
Посмотрим, что с Алешей происходит.


А добрый молодец Алексей тем временем на своем верном коне скачет от дворца всё дальше и дальше, к лесу волшебному, заповедному всё ближе.

Как до леса добрался, спешился, с конем попрощался.
Оставил его на лугу, а сам пошел в чащобу, искать Ягу.
А как по лесу пройти, чтобы старую найти?
Нет ни тропы, ни дороги. Не сломать бы ноги.
Только Алексей всё вперед идет.
Нельзя ему мешкать – Катя помощи ждет.
Немного по лесу успел пройти, смотрит – волк у него на пути.
Лапой волк в капкан попал, от боли выл, да уж устал.
Выбился из сил. Тихонько лежит, тоскливо скулит.
Как Алеша не спешил, зверя выручить решил.
Капкан сломал железный, к ране лист привязал полезный.
Лапа у волка почти не болит. Ожил волк и говорит:
- Вот спасибо за лечение, что избавил от мучения.
Вижу, ищешь ты Ягу.Что ж, тебе я помогу.
Мне с тобой идти невмочь, попрошу родню помочь.

* * * * *

Только сказаны слова – появилась голова, следом из травы другая -
Вот две мышки выбегают. Топорщатся усики, блестят глазки-бусинки.
На Алешу глядят, вежливо говорят:
- Нам не нужно собираться, сразу можем отправляться.
За нашу серую породу мы с тобой – в огонь и в воду!
От негаданных друзей отбивался Алексей.
Только парень зря старался, так с мышами и остался.
А у них ещё с собой лягушонок озорной -
Оставляла соседка, приглядеть за деткой.
Посадил Алексей в карманы мышей, насыпал им крошек.
Лягушонку велел ловить мошек.
Пошел было, не разбирая дороги, “на авось”, куда приведут ноги.
Мыши крошки есть не стали, в два голоса запищали:
- Ты, Алеша, слушай нас! Мы вернее, чем компас
Найдем дорогу к нужному порогу.
Ступай  налево, направо сверни. Прямо иди, перелезь через пни.
Снова налево. Направо опять. Вот и избушка.
Избушка, стоять!
К нам развернись и двери открой.
Надо нам встретиться с Бабой-Ягой.
От настырности такой избушка в изумлении начала верчение.
Повернулась сразу, подчиняясь приказу.
Дверь отворяется, Яга появляется.
В шлепанцах, в халате, теплом, на вате.
На голове бигуди, на лице – маска из тины.
Вообщем, та ещё картина.
Стоит Яга на пороге, упирает  руки в боки:
-  Я спросить стесняюсь вас, знаете который час?
И живой уголок ты  мне напрасно приволок.
Зоопарк свой забирай, спать старушке не мешай.

Алексей ей объясняет:
-  Змей царевну унес, а куда – никто не знает.
Вот пришел к Вам за советом, что Вы скажите об этом?

- Я скажу тебе, дружок-возьми с полки пирожок,
съехидничала Яга и   добавила -
Я сейчас отправлюсь спать, а вы - Горыныча искать.
В темноте о кочки споткнетесь, на пеньки наткнетесь,
Искупаетесь в болоте – к утру пропадете!

- Квак бы не так! - подал голос лягушонок.
Не смотри, что мышки такие малышки!
Сгрызут провода – куда ты тогда
Без своих сериалов?
Не покажется мало!

Яга спохватилась, сменила гнев на милость.
- А я чего? Я и говорю – приструнить пора нахала,
Чтобы впредь зверюга знала !Чтобы царских дочерей
Больше не таскал,злодей!
Вы идите по тропинке вдоль овражка, за осинки.
А чтоб путь вам освещать, дам гнилушечек штук пять.
Там вы Змея и найдете, коль не сгинете в болоте.

Помахала вслед платком, к телевизору бегом.
“ Ишь вы, злыдни! Провода грызть надумали!
Да я ради сериала Змея б вам сама поймала.
Получите, распишитесь и из леса удалитесь”.
Телевизор включила – всё на свете забыла.

Пока Яга тысячу семьсот предпоследнюю серию смотрела, Алёша с помощниками всё Змея искал.
До болота дошел, гнездо в кустах нашел.
В нем Змей свернулся клубком, накрылся крылом.
Спит-почивает, беды не ожидает.
Сладко храпит, сны цветные глядит.
Очень крепко спит, насилу Алексей его разбудил.

Змей проснулся-потянулся.
Сонными глазами моргает, ничего не понимает.
Добрый молодец пред ним стоит.
На плечах у него по мышу сидит.
В руках острый меч сверкает, из-за пазухи лягушонок вылезает.
Змей опять глаза закрывает:
- Чего только во сне не бывает!
Тут Алексей на Змея прикрикнул:
- Ты давай просыпайся, да скорей признавайся,
Куда ты, вражина, дел Катерину?

От таких обидных слов Змей лишился всяких снов.
- Тоже мне, нашли врага! Это видно всё Яга
Интриги плетет, баламутит народ.
Я как на духу скажу- с Катей очень я дружу.
Ей придворным самолетом  я практически служу.
Если надо подбросить по делам или в гости.
На танцы, наконец, в соседний дворец.
Намедни мне Катерина крыло залатала, да в отпуск отослала.
Есть, отсыпаться, сил набираться.
Наберешься тут силы – чуть в фарш не изрубили!

Растерялся Алексей -
- Если ты не злодей, кто ж тогда царевну скрал?

Змей три затылка почесал:
- Полагаю, что Кощей. Полетим к нему скорей.

Вот Алексей верхом на Змее летит к Кощею.
С ним мыши и лягушонок – зеленый постреленок.

* * * * *

Кощей их заметил издалека, да притаился пока.
Решил: “Подпущу поближе, а что дальше делать – увижу”.
Змей да Алексей с командою своей у дворца приземлились,
Стали совет держать, как с Кощеем совладать.
А тому любопытно узнать,
Что они затевают, о чем рассуждают.
В комара обратился, на разведку пустился.
Поближе подлетел-лягушонок его сьел.
Проглотил –не поперхнулся,довольно облизнулся.
Он бы такого угощенья съел ещё без отвращенья.
Тут сверкнула зарница, рухнула  темница.
Вышла Катя на волю ,идёт чистым полем.
Увидала друзей- бежит к ним скорей.
Рассказала,как не думала,не гадала-в плен к Кощею попала:
Катя в светёлке сидела,в окно глядела,
Картину вышивала, няню поджидала.
Налетел Кощей, враг – лиходей,
Вихрем закружил, с собой утащил.
Хотел на Кате жениться, сделать своей царицей.
Отказ получил – в темницу заточил.
Век сидеть царевне в ней,
Если бы не Алексей!


Горыныч не в службу, а в дружбу, на спину их усадил,
Над лесом покружил, да на поле доставил,
Где Алёша коня оставил.
Здесь Алеша и Катя с мышками простились, в пояс им поклонились,
За помощь” спасибо “сказали, серому волку привет передали.
Лягушонка до болота проводили, на кочку посадили.
Кощей в животе у лягушонка вертелся, крутился, на волю стремился.
А как наружу попал – про то никому не сказал.


Повез Алексей царевну во дворец.
Едет – не спешит, всё на Катю глядит,
И ей Алексей с каждым часом милей.
Прибыли во дворец – собрались под венец,
Чтобы вместе жить, друг друга любить,
Любить – уважать, во всем помогать.
Всё царство собрали – свадьбу сыграли,
Всех пригласили, никого не забыли.
Рада няня, рад отец.
Тут и сказочке конец.