Что такое добро?

Женя Агафонова
Райские птицы кружили в небе, раскрашивая собой скучные облака и даря жителям Африки наслаждение собой. Они летали над пустынями и саваннами и кричали о том, что известная всем обезьянка по имени Сьюзи снова спасла кого-то из обитателей Африки. На этот раз она прыгала по пальмам как раз тогда, когда в яму браконьеров упали два маленьких тигренка. Она заметила их, тут же спустилась, и лёгким движением хвоста спасла малюток. Тут вокруг неё сразу собралось много зверей, от маленького жучонка до длинноногошеего жирафа, и все стали хвалить ее. Какая же обезьянка всё-таки молодец! Вот всегда она оказывается рядом, когда кому-нибудь нужна помощь! И ведь ничего ей взамен не надо! Стоит себе скромненько в сторонке и ждёт случая, чтобы снова кому-нибудь помочь, кого-то от чего-то спасти. Не осталось в Африке больше таких животных! Иной раз посмотришь: идёт себе бегемот, а в лианах птичка запуталась, так он лениво глянет на неё, бывает даже, что пару раз за хвост дернет, пытаясь вытащить. Но не получается, и бегемот, оставив беднягу справляться с жёсткими растениями, идёт себе дальше куда шёл. А обезьянка всегда до конца дело доведёт! Всегда всех спасёт! Даже если это жизни её угрожает. С тигром-то как она смело сражалась! А ведь он её на заплатки разорвать мог! Но ей было важно спасти маленьких ужат, и добро прибавляло ей силы. Горячее всё-таки сердце у Сьюзи!
Обезьянкой восхищались! О ней говорили за каждой пальмой, а детёныши хотели быть как она: такой же бесконечно доброй и всегда готовой жить для других. Всех восхищало это умение отдаваться полностью не себе, а каким-то порой совершенно чужим животным. Сьюзи все знали в лицо, и каждый обязательно здоровался с ней при встрече и старался якобы случайно дотронуться до её теплой шерстки на спинке и кончике хвоста.
Однажды маленький слоненок Кинди гулял со своей мамочкой по саванне, ведь полдень был его любимым временем для прогулок! И тут он заметил, как ему навстречу, медленным шагом идет та самая обезьянка. Он хотел было броситься к ней, поздороваться и сказать, как сильно он хочет с ней дружить, но вдруг споткнулся и почувствовал невероятную боль в левой передней ножке. Он невольно дунул в хобот, издав пронзительный звук. Он кричал так долго и громко, что даже и не заметил, что буквально через несколько минут боль совершенно исчезла. Слоник пришел в себя, оглянулся, и увидел вокруг себя толпу восторженных животных. Он взглянул на ногу и заметил рядом с ней обезьянку, которая складывала капкан, чтобы потом от него избавиться. На ноге у слоника остался маленький шрамик из-за зубчиков ловушки. Все восхищались Сьюзи, и слоних был невероятно счастлив тому, что его спасла такая замечательная обезьянка. Он поймал её взгляд, она – его, улыбнулась, запрыгнула на ветку и упрыгала куда-то за горизонт.
С этого самого дня Кинди решил совершенно точно, что будет таким же, как Сьюзи. Он стал искать тех, кому может понадобиться его помощь. Первое время он подходил ко всем с желанием сделать что-нибудь доброе и хорошее, но все смотрели на него, как на помешанного и нелепо улыбались. Но попавшие в беду животные стали появляться на пути всё чаще. Кинди, как правило, встречался с очень грустными животными, которым нужно было только, чтобы кто-нибудь их послушал, кто-нибудь с ними поговорил. И слоник разговаривал, бывало, целую ночь. Он совсем не высыпался, но был уверен, что он нужен, поэтому пылающее сердце придавало сил. Некоторые взрослые стали ставить его в пример своим детишкам. Но идеалом для всех, конечно же, оставалась Сьюзи.
Как-то раз, когда слоник разговаривал за деревом с гадюкой, которая очень переживала из-за того, что она гадюка, он услышал шорох на этом самом дереве, как будто к нему кто-то приближался. Он поднял голову и увидел…Сьюзи! Он так был рад ей, что сейчас же простился с довольной гадючкой и поздоровался с обезьянкой.
– Сьюзи! Привет! – радостно протрубил слонёнок.
– Привет, – сухо ответила обезьянка. На её мордахе не шевельнулась не единая морщинка. Было заметно, что она чем-то очень сильно расстроена, – есть разговор.
– Конечно, Сьюзи! – всё так же радостно ответил слонёнок.
– Ты зачем животным помогаешь?
Улыбка упала с мордахи слоника, а правая бровь приподнялась в недоумении.
– Я спрашиваю: зачем ты им помогаешь? Ты что, не знаешь, что это моя работа? Это я должна всех спасать!
– Послушай, – попытался сказать Кинди, – но ведь чем больше нас будет совершать хорошие дела, тем лучше станет всё кругом!
Обезьянка рассмеялась. Она долго хохотала, хватаясь за живот, и казалось, будто она никогда не сможет остановиться. Но потом перестала и, оставив на лице лёгкую усмешку, стала говорить:
– Ты что, и правда думаешь, что я делаю хорошие дела только для того, чтобы кому-то было хорошо?
– А разве нет? – переспросил слоник, всё больше и больше удивляясь обезьянке с каждым словом.
Она снова выплеснула эмоции смехом, но на этот раз гораздо сдержанней.
– Что ты! Да я ж это для себя делаю!
– То есть как это для себя?
– А вот так! Я делаю хорошие дела, чтобы их заметили! Понимаешь, глупенький? Я делаю это для того, чтобы на меня обратили внимание! Плохого уже никто не замечает, а вот если сделать хорошее, да ещё и так, чтобы у кого-нибудь на виду, чтобы о тебе потом говорили – вот это то, что надо! Вот так: сделала какую-то мелочь – и уже героиня! И все-то тебя любят и, глупые, думают, что я это все делаю для них! А я славу люблю! Понимаешь? Славу!
– А как же тогда тот бой…
– С тигром ты хочешь сказать? Ах, боже мой! Неужто ты думаешь, что я бы сражалась с ним, если бы тигр был здоров?! Он болел, ему немного оставалось, он был очень слаб! И я знала! Зато как эффектно получилось!  Скажи?
– Но ведь это…это обман! – всё еще не мог поверить слонёнок.
– А где обман? – размахивая лапками, и перемещаясь с места на место продолжала Сьюзи, – Обман! Где он? А нет его! Потому что я правда помогаю животным! Порой, я спасаю их жизни. Только знаешь, чем я отличаюсь от тебя? Я умней! Обо мне будут долго говорить, меня все уважают, а ты так и будешь делать добро, и никто об этом не узнает! Ладно, бывай! – закончила обезьянка, хлопнула слоника по плечу и поскакала дальше совершать хорошие дела.
Слоненок сидел в совершеннейшем недоумении.
– Как так? – думалось ему. – А разве так можно? Наверное, да, ведь, как бы там ни было, для себя или для других, Сьюзи всё равно всем помогает и без неё в Африке многие никогда бы не спаслись. Она творит добро, у неё есть сердце. Но какое! Она спасает, но лишь для того, чтобы о ней говорили! Она помогает, но лишь для того, чтобы её слава обрастала еще большими разговорами о её подвигах! А это…это тоже добро?
Слонёнок выдул всю свою боль от разговора громким криком в хобот, так что его слышала, наверное, вся Африка, а может быть и весь мир. Он был рад, что у них есть Сьюзи, но теперь его постоянно мучил вопрос: «А вот это её добро, добро для других ради себя, это тоже добро?» Он искал ответ…
2009