Что такое дети?

Женя Агафонова
I.
- Таааак, сначала эту ниточку за эту, теперь вот эту, потом вот так, так, иии...всё! Готово! Мама! Мама! Смотри, какую паутинку я сплела!
Довольная маленькая паучонка бегала вокруг своего творения и восхищалась.
- Мама! Мама! Ну мама! Смотри! Смотри! Я сама! Я сама ее сделала!
Паучиха всё-таки оторвалась от своих дел и подползла к дочке. Каждое движение отдельной её лапки напоминало ползки маленького червячка, но создавалось впечатление, что все её восемь червячков - как одна семья: никто никого не толкает, а все послушно двигаются, один за одним.
Малышка крутилась вокруг нее, то подныривая под мамашу, то перепрыгивая через нее.
- Вот! Вот она! Паутинка! Моя!
Мама взглянула на паутинку: нитки переплетались между собой, образуя совершенно нераспутываемые узелки. Не было ни одной идеально приглаженной ниточки - все они были растрепаны и связаны между собой кое-как. Да и держалась паутиночка на ветках еле-еле. Даже приземлившаяся на паутинку маленькая мушка, казалось, не попадет в плен, а просто прорвет сеточку.
- Умничка моя! - сказала мама, притянула к себе за лапку довольную дочь, почесала ее пушистую спинку и прижала к себе.
Малышка закрыла глаза и наслаждалась каждым стуком маминого сердца, который она слышала как будто бы у себя в груди.
С довольной улыбкой на лице она открыла глазки и увидела несказанное чудо: на соседнем дереве красовалась удивительная паутинка, похожая на ту, что была у нее, только сказочней. Каждая ниточка была будто шелк: гладкая, блестящая и сияющая. Каждое крепление ниточек было сделано настолько искусно, что не было видно ни одного узелка, а на самих нитках нежились удивительной красоты перламутрово-хрустальные капельки росы. Ниточки рисовали собой идеальную спираль, которая просто гипнотизировала паучонку своей совершенностью.
Мама заметила, что дочка чем-то захвачена, ведь она уже отпустила её, а дочка осталась стоять в том же положении, что и раньше, теперь уже обнимая воздух.
- Милая! - только на этот практически крик девочка наконец-то откликнулась.- Тебя просто не дозваться! Что случилось?
Маленькая паучишка показала маме паутинку.
- Ты только посмотри, какая красота! Мама!
Мама улыбнулась.
- Чего ты улыбаешься? - спросила, попытавшись повторить мамину улыбку, дочурка.
- Это моя паутинка, - сказала мама.
Паучонка не сводила с мамы глаз.
- Твоя? Мамочка, она такая+такая+такая красивая! И эта роса! - малышка посмотрела на свою паутинку и расстроилась.
- Нуу, чего ты загрустила? Не грусти! Я тебя научу. И ты будешь делать такие же паутинки! Это просто! Только нужно время. А сейчас поползли обед ловить - пора уже.
Паучонка поверила маме, и они умчались за мошками.

II.
- Мама! Мама! Мама! Мама!
- Иду-иду! Сейчас! Так: вот тебе мушка, и тебе мушка. Еще раз тебе? Держи? И тебе еще раз? И ты держи!
Теперь маленькая паучонка бегала вокруг своих детишек, как когда-то за ней бегала её мама. Она доставала им еду, учила ползать, двигая каждой лапкой как червячком, и учила делать паутинки. Теперь она умела делать паутинки так, как никто другой! Её паутинки были самыми гладкими, самыми росистыми и просто самыми-самыми! Только никто об этом не знал. Всю эту красоту видели только дети и несколько знакомых паучков, зато умение плести идеальную спиральку помогало ей ловить больше мошек.
Несколько лет назад, когда паучатки были еще совсем малютками, папа-паук не вернулся домой. Потом его семье принесли весточку, что его съела ящерица. Все очень тосковали по нему, особенно паучиха, ведь она любила его больше всех на свете! Только его стук сердца она слышала за миллионы километров, только к нему ее душа просилась беспрестанно, только его прикосновение могло пустить по телу приятный холодок. А теперь его не было. Паучиха всегда, всегда помнила о нем, и часто с ним разговаривала, ведь она по-прежнему его чувствовала.
Прошло время. Боль не улеглась, она просто стала терпимей, чем раньше. Паучиха всё также скучала, просто теперь это не мешало ей жить.
Как-то раз, когда дети гуляли с друзьями, к паучихе неожиданно пришла её мать. Мама залезла на дерево и случайно застала свою дочь плачущей.
Паучишка заметила, что кто-то вошёл, резко вытерла слезы, сделала вид, что улыбнулась и подползла к мамочке.
- Что случилось? - спросила мама.
- А что, что-то случилось? - почти искренне удивилась дочка.
- Малыш, я же вижу.
Паучиха даже обрадовалась, что мама пришла так не вовремя и что теперь ей не надо скрывать слёз.
- Понимаешь...да нет, тебе не надо этого знать… - вдруг передумала паучишка, но наткнувшись на мамин вопрошающе-требовательный взгляд, перед которым устоять она не могла никогда, она продолжила, - мне уже столько лет, а что у меня есть? Вот скажи мне, что?
- Ты потрясающе делаешь паутинки! Ты так хотела научиться их делать, и ты научилась.
- Да, умею. Только кому они нужны, кроме как мне и моим детям? Пройдет какой-нибудь зверь, порвет её, и делай себе новую! Всё сначала! А я, между прочим, мечтала, чтобы все знали, какие паутинки я делаю! Чтобы знали, как ты меня научила! А так, что толку от этих паутинок? Мошки одни только попадаются в них, и всё! Что у меня есть? Ящерица сожрала моего паука, поэтому у меня нет даже половины самой себя. Что у меня есть? Я ничего в этой жизни не достигла! Ничего! А я уже такая взрослая! У меня даже дети большие!
- А скажи мне, милая, от чего ты последний раз смеялась от души?
Паучишка тут же вспомнила и, улыбаясь, рассказала:
- Да вчера вон, маленький мой, сынишка, забрался на верхушку дерева и не знал как спрыгнуть оттуда! Доченька полезла за ним. Еще главное лезет, смелая такая! "Братишка держись, я тебя спасу!" А как доползла, самой так страшно стало! Сидит, лапочками держится, и боится. Я им говорю: "Прыгайте вниз, тут паутинка, она вас поймает!" Они сначала трусили-трусили, потом маленький закрыл глаза, прыгнул, упал на паутинку, как на батуте отпрыгнул и встал лапками на землю. Дочка еще долго не решалась, но когда увидела, что сын снова лезет наверх и смело прыгает вниз, тоже прыгнула. И так им это понравилось, что они вчера весь день забирались на верхушку и прыгали, прыгали! Потом отталкивались от паутинки, подпрыгивали, снова приземлялись на паутинку, и так они хохотали! Ой, и мне тоже весело было! Так они резвились!
- А что тебя расстроило в последний раз?
- Когда сынишка лапку поранил. Он от птицы убегал. Я так испугалась! А вдруг поймала бы! А потом смотрю: малыш мой бедный еле приполз, доченька за лапку его тянет. Приползли, плачут сидят, и я вместе с ними. Залечили лапку, теперь ползает как ни в чем не бывало.
- Видишь! А ты такие глупые вопросы задаешь!
- Я не понимаю тебя, мама.
- Ты спрашиваешь, что у тебя есть? Говоришь, что нет ничего. А дети? Как же дети? Дети - твоя жизнь! Посмотри, ты живешь ими! Да если у тебя есть дети, значит у тебя есть всё! Пока они есть у тебя, твоя мечта обретает надежду! Она может сбыться! Дети спасут твою мечту, ведь ты подарила им жизнь! Как ты можешь говорить, что у тебя ничего нет, если даже после тебя ты останешься на земле! Как ты можешь говорить, что ты ничего не достигла, если твои дети выросли и сами уже чего-то достигли? Это всё ты! И они это знают, и ты должна это знать!
Вдруг на дерево ворвались детишки и с веселым смехом подбежали сначала к бабушке, чмокнули ее с двух сторон, а потом помчались обниматься к маме. По маминой щеке текла сладкая-сладкая слезинка. Она прижалась к детям.
Детёныши стали переглядываться, улыбаться и подталкивать друг друга локтями. Наконец сынок сказал:
- Мама, а это ведь твоя паутинка на соседнем дереве висит?
- Да, милый, моя.
- Мама, - продолжила, немного смутившись, девочка, - а у нас так не получается…Может…может ты нас…
- Конечно научу! - довольно сказала мама.
Детишки обрадовались, взяли друг друга за лапки и начали кружиться.
- Урра!!! Значит мы скоро тоже будем делать такие же паутинки! - вопил сынишка.
- Мама, - тихо обратилась к мамочке доченька, - а ты не обидишься, если мы научимся делать их лучше, чем ты?
Мама прижала к себе детей и слышала, что три их сердечка бьются одинаково, как будто все они бьются в одной общей груди.

2010