Тридцать лет спустя

Вера Кириченко
                (  Очерк )
- Мамуль? Здравствуй, это я!

-Сынуля? Привет!

- Очень хочу тебя видеть. Приезжай ко мне в Самару на майские праздники. Я приглашаю своих однокурсников отметить тридцатилетие нашей дружбы.

-Ты меня заинтриговал. Если здоровье позволит, я обязательно приеду.


Этот телефонный разговор с сыном меня взволновал. Я мысленно перенеслась в то далёкое время, когда Григорий поступил в Воронежское Высшее Военное Авиационно-инженерное Училище. На присяге мы познакомились с родителями курсантов с Гришиной группы. Наши мальчики были семнадцатилетними выпускниками средних школ. Худенькие, скромные, ещё не знавшие всех трудностей жизни. За время учёбы в училище, они возмужали, некоторые из них создали семьи со своими одноклассницами и уже, получая офицерские погоны -  были настоящими мужчинами. Но им судьба предначертала нелёгкие испытания.

 Вскорости Советский Союз развалился, армия разделилась по вновь созданным самостоятельным государствам и многие молодые офицеры оказались перед нелёгким выбором – где служить? В Гришиной группе по училищу были украинцы, азербайджанцы, русские и белорусы. Они присягали своему Отечеству – Советскому Союзу на верную службу и защиту от посягательств врагов.

Многие при расформировании армии ушли в бизнес и только трое из них дослужили до воинской пенсии. Об этом я узнала от сына, потому что он все тридцать лет продолжал с ними общаться. И сейчас я с замиранием сердца ожидала с ними встречи.
 
Самара встретила меня  прохладными, но солнечными днями. Вокруг разносился аромат цветущей сирени. Набережная Волги утопала в разноцветье цветущих деревьев, нарциссов и тюльпанов Волга своим быстрым полноводным течением завораживала величественной красотой.

 Её многочисленные зелёные острова, как будто выстроились колоннами на парад. Чувства радости и восхищения заполнили мою душу. Я благодарила Судьбу, что подарила мне возможность ещё раз побывать в гостях у сына, почувствовать его заботу и внимание, пообщаться с его друзьями и снова  возвратиться в те далёкие восьмидесятые годы.
Первым приехал Саша Круглов. Я помню его высоким, стройным, красивым юношей, а передо мной стоял солидный, красивый сорокасемилетний мужчина.

Не возможно словами передать радости встречи однокурсников. Буквально  через час   приехал Саша Кухтинов, а с ним Олег Кузьменко из Белоруссии, который заехал к Саше в Подмосковье и вместе уже приехали в Самару. Если бы я встретила Сашу на улице, то никогда бы его не узнала. В училище это был стройный, подвижный, весёлый юноша, а сейчас видела представительного, грузного мужчину, сохранившего чувство юмора и не потерявшего подвижность.

Олег Кузьменко изменился, но был узнаваем. Как всегда - не многословен, уверенный в себе, умеющий сдерживать эмоции, добрый в душе, и, словно губка, впитывающий в себя новые информации.

Почти в одно время приехали Олег Калгин из Воронежа и Радик Абдуллаев из Джанкоя, что в Крыму. С Олегом я встречаюсь каждый год. Он кум моего сына Григория и они друзья « не разлей – вода». Всегда вместе приезжают ко мне в Ялту, а иногда даже несколько раз в год. Между прочим они с Григорием очень похожи внешне, как родные братья. Только Григорий за тридцать лет набрал вес, а Олег остался таким же стройным, атлетического сложения, красивым и обаятельным мужчиной.

Радика Абдуллаева я не видела 25 лет, со дня вручения офицерских погон. В тот день я познакомилась с его родителями – красивыми, мудрыми, общительными и обаятельными. Какие родители, такой и сын. Остался такой, как и в юности – красивый, стройный, общительный, весёлый, спортивного сложения мужчина.
 
Заблаговременно Григорий приобрёл трёхдневные путёвки на турбазу « Сосёнки на Волге» , которая находилась далеко от Самары на одном из островов. Переправившись на катере, мы попали в сосновый лес, где располагались домики турбазы. Возле домиков цвели фруктовые деревья, а над рекой – кустарники сирени. С наслаждением мы вдыхали аромат хвои, смешанный с ароматом цветов.

Нам достался двухэтажный деревянный домик со всеми удобствами. Всё было подготовлено для отдыха. Заблаговременно помещение обогрели каминами, предоставили каждому чистое бельё, кухня была оснащена всем необходимым.
 
- Я буду готовить обед – заявил Саша Круглов.  – Я даже дома готовлю сам. Мне это нравится. Кухня – мужская работа. Во всех элитных ресторанах повара – мужчины.

( Александр Геннадиевич Круглов до развала Союза прослужил на военных аэродромах в пустыне Гоби. У него один сын Алексей, который закончил Московский педагогический институт, учится в аспирантуре. Александр после развала Союза ушёл в гражданское строительство. В настоящее время учредитель строительной компании. Живёт в Подмосковье, в ПГТ Ашукино. )

- Никто не спорит. Готовь, но шашлыки буду нанизывать я – продолжил Саша Кухтинов.

 ( Александр Витальевич Кухтинов. После окончания училища служил на военных аэродромах в Монгольских степях.     После развала Союза ушёл в народное хозяйство. Работает прорабом на строительстве жилых домов и городских сооружений. Женат. Имеет двух детей. Дочь с высшим образованием , сын заканчивает среднюю школу. Живёт в г. Ступино, что в Подмосковье)
 
- Мангал разжигаю я. Вот и жидкость для разжигания углей. – поспешил сказать Олег Калгин.

 ( Олег Юрьевич Калгин. 47 лет. До развала Союза служил на военных аэродромах страны, после развала – бизнесмен. Женат, имеет двух детей и одну внучку.Живёт в Воронеже )

  -А я не буду вам мешать. Пойду испробую чистоту и температуру речной воды. Всю жизнь мечтал искупаться в Волге. – произнёс Радик. Взяв полотенце, направился к берегу.

( Радик Джабилович Абдуллаев, 47 лет, азербайджанец, женат, две дочери: Кристина – студентка НАКПК Симферополя. Ирина – акушер. 28 с половиной лет прослужил начальником штаба авиационного полка в Джанкое, что в Крыму. После увольнения в запас, продолжает трудовую деятельность.)
 
- Мама, Вера! Садись в кресло и наслаждайся природой.Ты наше достояние и мы должны тебя беречь.

 Кузьменко , посадив меня в кресло, укутал одеялом. Мне казалось, что эти ребята – мои дети. Такие нежные, заботливые, состоявшиеся в жизни.

 ( Кузьменко Олег Юрьевич, 47 лет, белорусс, женат на однокласснице, у них  два сына,: Валентин женат, живёт и работает в Минске, образование высшее. Дмитрий – поступил в Минский университет. Отучившись три года, уехал по обмену студентами в Германию. Там поступил в университет г. Лейпцига, где учился Михаил Ломоносов.Хочет быть учёным – химиком - фармацевтом. Олег Юрьевич  до развала Союза служил на военных аэродромах  Сибири, а после – уехал в родные края Белоруссии,где работает начальником отдела снабжения Автоагрегатного завода  в г.Барановичи. )

Радик, искупавшись в холодной воде Волги, весёлый и бодрый, предложил Григорию осмотреть остров

  - Гриша! Может здесь на базе есть спортивная площадка? Поганяем мяч, как в былые времена.

   - А что? Неплохое предложение – ответил Гриша.

 ( Мой сын - Григорий Анатольевич Кириченко, 47 лет, украинец, двое детей : дочь Наталья с высшим образованием, сын Тарас - неоконченное высшее. Григорий до развала Союза служил на военном аэродроме под Самарой, после развала – работал в МВД. Ушёл в запас в звании подполковника. Продолжает трудовую деятельность, живёт в Самаре. )

Когда пожарили шашлыки, ребята пригласили всех за стол. Первый тост был за тех однокурсников, которые ушли из жизни: за Лёшу Коновалова, Тимофея Фатеева, Алексея Мещерякова  Потом, продолжая беседу, вспоминали курсантские годы. Про то, как их ежегодно осенью посылали в колхозы на уборку картофеля, как проходили практику на аэродроме города Нежина, как ездили в Киев в Печерские Лавры и многое другое.

- И всё таки здорово, что мы поступили в училище. В 21 год мы уже командовали ротами. Только дисциплина  и ответственность создаёт из юнцов мужиков. Мой сын в этом году тоже поступает в наше училище, и я этому очень рад – сказал Калгин.

- А мой Тарас не захотел быть военным. В свои 27 лет ушёл из двух институтов. В авиационно – ксмическом проучился один год. Я понимаю, тяжело, не потянул хлопец. Два года работал в охране. Снова поступил в Железнодорожный институт. Проучился три года и снова бросил. Сейчас работает и пытается восстановиться на четвёртый курс на заочное отделение – с горечью поведал Григорий.

Словно и не было у ребят тридцатилетнего расставания. Они чувствовали себя снова молодыми, весёлыми, воспринимающими юмор и умеющими  шутить. Друзья надолго запомнят эту встречу. Сама жизнь доказала, что ни развал Союза, ни разные национальности, ни различные  вероисповедания не помешали сохранить тридцатилетнюю дружбу.
На турбазе была замечательная  спортивная площадка. Взрослые мужчины, как дети, гоняли мяч по полю, кувыркались на турнике, что удавалось не всем. Катались на катере по Волге, любуясь Жигулёвскими горами и восхищаясь красотой полноводной реки. Всё это снимали на видеокамеру. Я видела, что им жаль было расставаться. При прощании, друзья собрали деньги на памятники недавно ушедшим друзьям.
 
Когда сокурсники расстались ,  на сердце осталось тёплое, светлое чувство радости за них. Хочу пожелать им семейного счастья, успеха во всех их делах и долгих лет жизни
Надеюсь, что их встречи будут продолжаться..

 На фото мама и Григорий