Почему так

Стас Винокуров
Давно пора е…на мать
Умом Россию понимать

Почему? Двадцать первый век, а Россия по-прежнему не прибранная, неряшливая, технологически и духовно бедная, как триста лет назад.
Осмелюсь высказать - все беды от безграмотности, невежества российского общества. А грамотность, широкое образование – фундамент, на котором строится развитие человека и общества.
Идеи либерализма, суть которых, индивидуальные свободы человека являются основой общества - права человека (жизнь, личная свобода, образование, собственность, личное мнение и т. д.) В идеале власть нужна для обеспечения соблюдения этих прав. Эти идеи до сих пор далеко не всех привлекают в России.
Первоначально во всех странах либерализм воспринимался негативно – монополия на власть была у монархов, монополия на познание и образование у церкви. Католическая церковь не поощряла грамотность. Именно в протестантских приходских школах стали обучать грамоте, прихожане должны сами изучать библию на родном языке. С ростом грамотности, а соответственно, и просвещенности населения, идеи либерализма воспринимались все позитивнее. Возникали ереси, расколы, реформации в религии, революции в обществах. В густонаселенной территории западной Европы, в бесконечных войнах религиозных и революционных люди вынуждены принять такие понятия как суверенитет, плюрализм. В конце концов, идеи либерализма более-менее утвердились в сознании западного мира. Сформировались нации, устоялся уклад на основе национальных традиций. Грамотность и образованность, доступность к информации населения не позволили утвердиться экстремистским движениям. Если и побеждали экстремисты, то ненадолго.
Либеральные идеи, проникшие в Россию в XVIII веке, стоявшую особняком от европейского котла, достигали ничтожно малой части грамотного населения, а принимались еще меньшей частью, и чаще причислялись к вредному вольнодумству. Население было поголовно неграмотным. Реформы начала  XVIII века, проводившиеся варварскими методами, не предусматривали просвещения нации. Дикие прививки западного образа практически не влияли на дремучий феодальный быт основной массы населения, а национальные корни подрубали. Единичные школы имели узко прикладной характер и никак не влияли на общую грамотность. Первый университет был укомплектован западными преподавателями, учились в нем несколько десятков иностранных студентов.
В начале XIX века, во время наполеоновских войн, русские увидели Европу, познакомились с бытом и нравами, заметили разницу. К сожалению (парадокс, пришлось воспользоваться этим выражением) Россия была победителем и в верхах не видели повода для каких-либо изменений. Поэтому и случившиеся, под впечатлением западного образа, первые робкие попытки преобразования общества как реформами сверху, и при помощи заговоров не имели успеха – увязли в невежественной массе. Развитие общества, формирование свободных, независимых личностей возможно только на основе грамотности и просвещенности. 
  В середине XIX века вновь произошло столкновение России с западом. К счастью (тот же парадокс), Россия унижена, осознание необходимости реформ возобладали, в небольшой прослойке грамотного населения (в начале века было все-таки создано министерство народного просвещения и худо-бедно империя грамотнела). Реформы были широкомасштабны, затрагивали все стороны общества, в том числе и всесословное образование, и имели конечную цель создать образованное, цивилизованное общество. Противодействие было огромно, господствующее невежество не собиралось сдавать позиции. С другой стороны, часть образованных аристократов и новые образованные из разночинцев требовали быстрых, радикальных изменений. Сильное противодействие оказывала господствующая православная церковь. Реформы, после трагических обстоятельств, затормозились и, даже, в некоторых областях пошли вспять, в частности в образовании. В результате, перед грандиозными событиями в начале XX века, в Российской империи, по очень приблизительным подсчетам, грамотного взрослого населения было от 10% до 20%.  В целом по империи процент грамотного населения был неравномерен: в Финляндии, Польше, прибалтийских областях, в индустриальных центрах, а также в губерниях, где большое влияние имели протестантские конфессии, грамотность была значительно выше (кое-где до 70%), а в глубинных губерниях и Средней Азии менее 5%. А образованного населения – ничтожная прослойка. Надо отдать должное, в начале ХХ века реформы в области образования шли успешно, и в Империи появилось достаточно широко образованных людей. Но плодов это не успело принести, т. е. при мощном промышленном подъеме, технологический рост оставлял желать лучшего.               
Маленькая непобедоносная война в начале века вновь вызвала понимание необходимости реформ, и они начались более стремительно и радикально, и тоже неравномерно, но противодействие постепенно одолевалось. Но, великое для человечества испытание, мировую войну, технологически слабая Россия не выдержала. К власти пришли экстремисты узко мыслящие, коротко образованные, жестко упертые в своих идеях. Удержать власть им удалось благодаря апелляции к самым неграмотным слоям общества, увлекая их агрессивными, примитивными лозунгами и призывами. Известно, что неосведомленных, неграмотных увлекать легче и управлять ими проще. Они отчетливо постановили, кто виноват и что делать. Начали реформы, впрочем, реформами это назвать нельзя, это было разрушение всего жизненного уклада, быстро, резко, не считаясь ни с кем и ни с чем («Мы старый мир насилия разрушим...»). Затеяли изнурительную, нескончаемую гражданскую войну, первыми жертвами которой стали образованные и широко мыслящие люди. Практически интеллектуальный потенциал империи был уничтожен. Уничтожены до основания быт, традиции, культура, наука, фальсифицирована история. Однако новый счастливый мир в безграмотном обществе не построить. Объявили борьбу с неграмотностью или (как они заявили, ликвидацию безграмотности). И в первых новых букварях появилось угодное власти идеологическое давление, далее усиливавшееся. Монополия на управление образованием сосредоточилась в руках партийных чиновников Наркомпроса и Агитпропа. Все образование становилось узко направленным, напористо идеологизированным. Установилась строгая информационная диета и откровенное вранье. Культивировалась ненависть к врагам, злоба. Врагов находили всегда, собственно, без врагов экстремисты не могут существовать. Взамен придавленной религии культивировалось языческое поклонение вождям. Исторически сложившийся уклад перевернулся, слова господин, обыватель, мещанин приняли негативный оттенок. Взамен появились выражения советского новояза: «вшивая интеллигенция»,  «буржуазный, гнилой либерализм» и т. п. Результат не заставил себя ждать. Нравственность перевернулась. В обществе восторжествовали барственно-холуйские отношения (лесть, холуйство, интриги - основные приемы для достижения карьеры), утвердилась презумпция виновности.
Во втором громадном потрясении ХХ века – второй мировой войне страна оказалась в стане победителей, претерпев неисчислимые бедствия. Советские люди снова познакомились с европейским укладом, резко отличавшимся от советской  «счастливой», феодально-колхозной жизни. Оказывается, не знали, что мы бедные. Но благодаря победе и мощному идеологическому (скорее великодержавному шовинистическому) прессингу не возникло осознанного протеста. Мы же их победили, а беды временны и будут преодолены, впереди счастливое будущее. Страна не испытала катарсиса – обновления, возрождения не случилось. А страны тоже испытавшие идеологический угар, разгромленные в ноль, покаявшись, возродились и заняли достойное место в мире.
  Вот и сформировался за несколько поколений «советский человек» исторически необразованный не обладающий знаниями поколений, совершенно не способный мыслить аналитически. В просторечии совок. Совок в быту постоянно жалуется и оправдывается, во всех неудачах винит врагов, он всегда виновен и должен, демонстрирует бедность и убогость, плюс озлобленность. Торжествовала серость, малейший блеск мысли гасился. Вожди сменяли друг друга по накатанной схеме интриг. Давление на свободную мысль крепчало, без панегирика властям невозможны рост и карьера. Дошло до абсурда – независимая мысль стала приравниваться к инакомыслию, т.е. проступком, если не преступлением.
Думаю, что одной из значительных причин краха советской империи стало развитие мировых коммуникаций – невозможность скрывать информацию, темнить, врать. Необходимость перемен чувствовали все. Крах уже не зависел от хозяев. Как реформироваться, мало, кто понимал, а последствия понимали еще меньше. Ожидания, что с наступлением свободы все образуется само собой, не оправдались, разгула мошенничества и бандитизма не ожидали. А какая нравственность в обществе, когда нескольким поколениям навязывалось узкое, убогое мировоззрение? Как говорили древние – нет ничего хуже вырвавшегося на свободу раба. Любой, возглавивший реформы, будь хоть семь пядей во лбу, обладай сверх обаянием, обречен на хулу. Впрочем, это и в мировой истории - судьба большинства подвижников и реформаторов. Признание или забвение  – дело времени. Получили то, что должны получить. Могло быть чуть лучше или намного хуже.
Что делать? Конкретно, вряд ли кто знает. Корни подрублены, генетические знания истреблены. Питаю маленькую надежду на неограниченную доступность к информации и, благодаря этому, возрождение нравственности и нарождение новой, независимо мыслящей элиты.