Монгольские дальнобойщики. Мое первое ДТП

Валентин Левин
Как-то меня занесло поработать в одном новосибирском банке - заместителем Председателя Правления.
Банк был на грани банкротства и, на период кризисного управления, Председателем Правления  избрали одного из главных акционеров, а мне, представителю "молодых" акционеров, предложили должность его зама.

И вот, в этот период, в ноябре 1994 года, выпало мне столкнуться с монгольскими дальнобойщиками...

У меня тогда была Лада "семерка", - не машина, а песня!
Я гонял на ней уже более года и вошел в такую фазу водительского опыта, когда полностью пропадает страх перед дорогой и свыкаешься с мыслью, что ты уже - водитель-ас...
Именно в этой, самой опасной, фазе у начинающих водителей случаются первые серьезные ДТП...

Итак, было шесть вечера - конец рабочего дня.
Я вышел из банка и сел в машину.
Меня догнал начальник службы безопасности банка - он жил в одном районе со мной - в Академгородке - а это в 30 километрах от места работы.
Я открыл ему дверь справа - на пассажирское место.
А сам сел за руль и мы поехали.

Выехав на трассу Бердского шоссе, я привычно встал в левый ряд.
Не умею ездить медленно.
Но в тот вечер разогнаться не получалось.
Мы уже миновали мост через реку Иня, вышли на прямую трассу, но машины шли равномерным потоком, со скоростью 60 км/час, держа друг от друга ровные дистанции, и никто не хотел гнать: гололед!

Мой пассажир молчал - всеми дежурными фразами мы обменялись еще до выезда на трассу.
Смирившись с участью тихохода, я отдался своим мыслям, управляя автомобилем "на автопилоте".

Был промозглый ноябрьский вечер.
Сгустившиеся сумерки глотали свет от фар, так что свет сливался с окружающей серостью и ничего не освещал. Это позже фары четко освещают дорогу - в сумерках же они бесполезны...

Слева от меня пролегал газон разделительной полосы.
Более чем десять лет спустя его сроют и заменят металлическим ограждением.
Но тогда это был газон, поросший травой.
От первых осенних снегов, убранных с дороги, на нем образовался снежный бруствер, пока еще не такой высокий, чтобы через него нельзя было перескочить на встречную полосу...

Впереди меня  была свободная дистанция метров шестьдесят - я не хотел сокращать ее, учитывая гололед, плюс помня о своей "летней" резине...

Справа от меня, метров сорок впереди, маячила серая масса грузовика, шедшего с одной скоростью с общим потоком машин...

Состояние меланхоличной задумчивости было прервано внезапно изменившейся ситуацией на дороге.

Шедший справа впереди грузовик, ни с того, ни с сего, не включая поворотных огней, вдруг резко тормозит и поворачивает влево, явно намереваясь пересечь разделительную полосу в том месте, где виднелся проезд с разрешающим знаком разворота - очевидно, водитель грузовика увидел слева бензозаправку и решил к ней подрулить...

Итак, у меня проблема.

В первый же миг, тронув ногою тормоз, я понял: тормозить нельзя!

Даже на легкое касание тормоза моя «семерка» обозначила желание начать вращение носом влево, с полным сохранением (гололед!) направления вперед, - на стремительно росшую махину грузовика.

Я отчетливо увидел ближайшее будущее - удар своим правым крылом и бортом о тело грузовика и неминуемую смерть пассажира.

Счет времени шел на микросекунды.
Но они казались мне вечностью.

Я мгновенно принял единственно верное, как впоследствии оказалось, решение: быстро переставляю ногу с тормоза на газ и максимально плавно жму педаль до упора, растягивая это действие на оставшиеся полторы секунды до столкновения, одновременно направляя машину влево, в стремительно сужающийся просвет между грузовиком и разделительной полосой.

Мой инстинктивный расчет оказался верным: грузовик въехал в разрыв разделительной полосы и притормозил, готовясь к рывку через встречную полосу.

В этот же миг моя "семерка" успела выскочить левее грузовика, мягко зацепив левый угол его переднего бампера.

Итак, удара с грузовиком я избежал.
Но оказался мчащимся по встречной полосе, где мне в лоб, буквально в упор, летела "Волга", даже не думающая отворачивать...

Если бы я предварительно не газовал, я выскочил бы на встречную полосу чуть позже и столкновения с "Волгой" было бы не избежать...

Но я газовал. И потому, оказался в точке возможного лобового столкновения чуть раньше, чем встречная машина.

И я успел резко взять вправо и залететь на снежный бруствер разделительной полосы, откуда пришлось тут же отпрыгивать влево: иначе я поймал бы фонарный столб, один из тех, что частоколом выстроились по разделительному газону...

Итак, первая встречная машина в меня не врезалась.
Но, спрыгнув с бруствера, я вновь летел в лоб на вторую встречную машину...

Эта, вторая, была уже "умнее", - пыталась отшатнуться от меня.
Но явно не успевала...  - мой цепкий взгляд увидел, как заметалась вся встречная полоса, как какой-то УАЗик быстро съехал в кювет и лег набок...

Зато я успел - вновь резко взял рулем вправо и, сходу, почти перепрыгнул через снежный бруствер, назад, на свою полосу... а по "моей" полосе, не дрогнув, шел мощный ток машин, под который я стремительно подставлял правый бок...

Резко взяв влево, я взлетел на разделительный бруствер и, тут же развернув машину параллельно дороге, помчался к ближайшему фонарному столбу...

Как и чем я тормозил - отдельная песня.
Помню, что применил все - и ножные тормоза, и ручник, и даже вырвал ключ зажигания, тормозя машину заглохшим мотором - и я, как вкопанный, встал за сорок сантиметров перед очередным столбом...

Бросив взгляд на пассажира, я увидел светящуюся белизну его лица.

Выхожу спокойно из машины и, первым делом, обхожу ее справа, чтобы оценить след от бампера грузовика. Хорошенький след: рваная борозда на крыле и обеих дверях. Но удара не ощущалось, думаю, значит, стойки целы - порвана лишь внешняя жесть.

Удовлетворенно хмыкнув, еще раз бросаю взгляд на пассажира. Тот сидит, словно в прежней задумчивости, держа двумя руками дипломат и не предпринимая никаких попыток ни встать, ни пошевелиться.

Ладно, думаю, твое дело пассажирское.
А я пойду разбираться с водителем грузовика.

Грузовик стоял там, где я его обогнул - в разрыве разделительной полосы, в двух пролетах фонарных столбов. Пока я шагал к грузовику, увидел и услышал водителя перевернувшегося УАЗика. Какой это был мат: трехэтажный, или четырех - сейчас не помню. Помню лишь, что он не произвел на меня никакого впечатления.

Я шел к грузовику, на ходу соображая, что что-то ведь произошло и надо как-то разбираться...

Как разбираться? Я себе этого никак не представлял. Ибо это было мое первое в жизни ДТП.

Из грузовика выпрыгнули двое. Я шагнул к ним вплотную и задал тот единственный вопрос, который крутился у меня в голове с самого начала этой ситуации: "Ребята, вы почему не включаете поворотник, когда поворачивать решаете?"

Ребята оказались азиатской внешности и были явно напуганы.

- Да, да, сейчас! - с готовностью ответил один из них и, вскочив на подножку грузовика, включил "поворотник".

Я обомлел от такой услужливости и открыл рот, не зная, что еще сказать...

- Это откуда вы такие? - спрашиваю.

- Из Монголии, - отвечают, - вот едем домой, в Улан-Батор...

- Вы, - говорю, - это, - зачем поворотник сейчас включили? Как я теперь докажу, что вы виноваты?

Грузовик стоял, ритмично отсвечивая левый поворот. У переднего бампера левый угол уныло отогнулся вперед, придавая грузовику в целом очень виноватый вид...

- Мы виноваты, виноваты, - дружно закачали головами монголы.

- Так-так, говорю, привыкли, значит, по степям без указателей поворота ездить...

В это время к нам подошел водитель перевернувшегося УАЗика и явно обозначил намерение качнуть права.

Тут я, еще минуту назад махавший ему на грузовик, мол, вот кто главный виновник, внезапно проникся сочувствием к ребятам из Монголии и, сам того не ожидая, вдруг выпалил:

- Эй, мужик, ты какого лешего в канаву упал? Ты что, ездить не умеешь? Смотри, - вот где моя трасса - тебе никто не мешал. Сам сдуру перевернулся и иди, занимайся своей машиной, не мешай нам разговаривать.

Мужик опешил. Пересчитал нас, видимо, и решил, что с тремя ему не справиться. Грязно выругавшись, ушел восвояси...

А я почесал затылок и начал соображать дальше: что делать-то?
Первое, что я объявил ребятам сразу - будем ждать ГАИ.

Но когда ГАИ приедет?
Сколько их ждать-то, да на промозглом ноябрьском ветру?

Ситуация затягивалась.
Ребята из Монголии совсем закручинились...

Им, мол, еще так далеко ехать...

- Ладно, - говорю - коль вы виноваты, пойдем-те посмотрим, какой ущерб вы мне нанесли.

Мы подошли к моей "семерке", осмотрели рваную жесть на крыле и дверях.

Навскидку, ремонт поврежденных элементов стоил порядка пятисот тысяч рублей того времени, что было эквивалентно примерно двумстам долларов.

Ребята согласились с ценой и дружно вывернули карманы.
И протянули мне все, что могли отдать - мол, им еще надо оставить на бензин...

Я пересчитал деньги - сто сорок тысяч рублей. Это примерно пятьдесят долларов.

Опять пошла пауза.
Мне не с кем было посоветоваться.
Как быть?
Ждать ГАИ?
Требовать еще денег?

Протопали, втроем до грузовика.
Я молчал.
Нас пронизывал ноябрьский ветер.
По всему было видно, что ГАИ может не приехать до утра.

Решительно выдохнув, я принял решение.

- Ладно, ребята. Оставшуюся часть долга я вам прощаю. Счастливого пути, - и я протянул им руку.

- Спасибо! И вам счастливого пути! - монголы пожали мне руку, а их лица засияли радостными улыбками.

- Еще бы, - подумал вдруг я, - каково им, в чужой стране, в эпоху нашего беспредела, оказаться в такой ситуации на дороге...

Я вернулся в свою машину и, аккуратно маневрируя, встал на трассу и спокойно доехал до Академгородка, высадил молчаливого пассажира и, подогнав машину к дому, припарковал ее под своим балконом...

И надо же было случиться - на балконе, как раз, стояла жена.
Площадка для парковки машин хорошо освещалась окнами дома и жена сразу увидела рваные раны на крыле и дверях.

- Ой, - запричитала она, - что случилось?!

М-да.. подъехав к дому, я как бы и забыл, что случилось...
Эх, не надо было парковаться под своим окном, - теперь иди, успокаивай!

Поднявшись на третий этаж, я успел подготовить успокоительную речь для жены и, не дожидаясь расспросов, успокоил, мол, пустяки, жесть порвал, стойки целы, отремонтируюсь запросто.

И только час спустя после возвращения домой, оставшись наедине, я впервые испытал страх от случившегося - отложенный и уже вовсе не своевременный... И я вновь вспомнил, какое белое лицо было у моего пассажира. И только тут я понял, отчего...

Назавтра, как ни в чем не бывало, я приехал на работу.

Где-то во второй половине дня ко мне в кабинет зашел начальник службы безопасности банка и, немного помолчав, рассказал, что он вместе со своими специалистами восстановили и проанализировали вчерашнее ДТП и пришли к выводу, что за рулем "семерки" сидел не человек, а супер робот-автомат. Особенно всех поразило, что вместо тормоза, перед столкновением, я жал на газ и что это и было единственно верным решением...

Мол, в этой ситуации пассажир должен был погибнуть четыре раза, а водитель - три раза.
И что это невозможно, что все остались живы.
И что ему не верят, будто это было на самом деле...

Я об этой истории особо ни с кем не делился.
Как-то мельком о ней расспросил меня и наш Председатель Правления.
Мне как-то стыдно было, что я, чуть было не возомнивший себя асом, попал в такое ДТП...

А через неделю эта история вдруг получила странное окончание: вышел приказ по банку, за подписью Председателя Правления, об увольнении начальника службы безопасности банка за... служебное несоответствие.

Как я узнал позже, Председатель Правления банка, известный своею крутизной, пришел в ярость оттого, что начальник службы безопасности не воспользовался случаем конфисковать у монголов грузовик под предлогом возмещения ущерба...

- М-да..., - подумал я, - повезло же монголам...