Бароны и Не бароны

Морской Профсоюзный Телеграф
«БАРОНЫ» и «НЕ БАРОНЫ»
В июне ООО «Медиа конструктор» по заказу «Первого канала» приступило к съемкам документального фильма, посвященного поступкам женщин ради любви к своим мужьям. Главной героиней фильма будет Алла Бут, жена российского бизнесмена Виктора Бута, которого власти США считают торговцем оружием, и осудили на двадцать пять лет тюремного заключения, а Голливуд уже успел снять киношедевр под названием «Оружейный барон».
Причем здесь моряки? При том, что создатели нашего документального фильма обратились в Российский профсоюз моряков с просьбой найти им героинь – одну или несколько жен моряков, чьи мужья были захвачены в плен пиратами или арестованы на территории других государств…
Наши киношники – милые люди. Милые и наивные в своей просьбе. Безусловно, их творческий порыв достоен всяческого одобрения, тем более, что  Алла Бут, дизайнер, модельер, владелица магазинов одежды в нескольких странах, и, наверное, действительно несчастная женщина, уже несколько лет борется за освобождение своего мужа из американской тюрьмы. «Баронесса» дошла до того, что обращалась за помощью к Министру иностранных дел С. Лаврову и Президенту России – тогда еще Дмитрию Медведеву. Но, к сожалению, среди жен моряков нет таких, которые могли бы финансово потянуть организацию поездки за своими любимыми на место событий. А моряки – взятые в заложники пиратами или властями – были, есть и, по-видимому, будут всегда, но «баронами» им никогда не стать.
Моряк ведь как работает? Дали ему рейсовое задание, он и пошел в порт назначения. Конечно, каждый может отказаться идти туда, где уже громыхают залпы орудий. Точно так же, как отказаться от контракта, узнав о типе груза, например, военного.  Однако редко, кто отказывается, и редко, кто уведомляет экипаж об особенностях рейса. Хотя, что касается перевозки оружия, боеприпасов и военного снаряжения на торговых судах, то это довольно опасное мероприятие. Есть множество примеров гибели судов и, что более печально, моряков, не по своей воле втянутых в этот кровавый бизнес.
Например, в начале прошлого века большевики, эсеры и другие борцы с царской властью в точном соответствии с указаниями В.И. Ленина о том, что революция должна себя защищать, с помощью британских братьев-профсоюзников загрузили пароход «John Grafton» оружием, патронами и взрывчаткой, и направились в сторону Выборга. Но что-то у них не заладилось с лоцманом – когда пароход сел на камни у финского берега, тот только почесал затылок. Попытки сняться с мели результатов не дали, и команда, успев на шлюпках перевезти и спрятать на ближайших островках часть груза, взорвала судно. Экипаж, состоявший преимущественно из финских и латышских социал-демократов, бежал в Швецию.
Уже в советское время во время гражданской войны в Испании нашими пароходами доставлялось оружие, боевая техника и все, что нужно для революции. Например, в 1936 г. т/х «Комсомол», приписанный к Одесскому порту, доставил в Картахену груз из пятидесяти танков в помощь республиканцам, и тем самым подставил себя под удар: сторонники вождя испанских националистов Франко таких подарков не прощали. В декабре 1936 года, выполняя рейс в Бельгию с грузом руды, т/х «Комсомол» был задержан испанским крейсером «El Canarias». Советский пароход был потоплен, а экипаж под командованием капитана Г. Мезенцева взят в плен и перевезен в тюрьму, где подвергался пыткам и допросам. Часть экипажа отпустили на родину через год, другая часть вернулась домой только в 1939 году.
Вьетнам, Ангола, Куба и другие адреса были конечными пунктами оружейного экспорта СССР. Причем, все это доставлялось практически бесплатно – и для правительств «братских народов», и для советских экипажей в том смысле, что моряки на этих опасных рейсах не зарабатывали себе ни каких-то суперпремий, ни привилегий.  Зато суда зачастую подвергались бомбардировкам, а в Анголе, например – атакам боевых пловцов, минировавших корпуса судов. На таких минах в 1984 году в ангольском порту Намиб подорвались два суда Черноморского пароходства – «Капитан Чирков» и «Капитан Вислобоков».
Конечно, оружие возили не только советские моряки. До сих пор у одной из проходных гаванского порта стоит памятник пароходу «La Coubre». Вернее, тому, что от него осталось в результате взрыва на его борту 4 марта 1960 года. Французы доставили для Команданте бельгийское стрелковое оружие, но использовать его по назначению тот не смог – взрыв уничтожил груз, а также около ста человек. Еще около двухсот были ранены. Фидель обвинил во взрыве американцев, но кто бы ни был причастен к этому, человеческие жизни вернуть нельзя…
Опасное это занятие – перевозить оружие. Намного опаснее, чем торговать им. Но если в случае с поставками советского оружия все оправдывалось идеологией холодной войны, то чем оправдать участие моряков в этом для кого-то прибыльном, а для других – смертоносном бизнесе в наши дни? «Профессор Кацман», «Alaed»… Кто может поручиться, что судно, перевозящее военный груз,  не будет арестовано вместе с экипажем по пути в порт назначения? Кто гарантирует, что какой-нибудь отмороженный р-р-революционер не поднырнет под пароход с парой-тройкой килограммов взрывчатки? Правильно, никто. И, в первую очередь, никаких гарантий не дает наше же Правительство, выступающее в качестве поставщика оружия.
Хотя, в случае с т/х «Alaed», министр иностранных дел России Лавров про груз все популярно рассказал с тем посылом международному сообществу, что, мол, не надо лезть в наши дела: что хотим, то и возим. Возите, возите, ради Бога. Только не забывайте про то, что за судьбы моряков вы тоже несете свою долю ответственности – независимо от того, под каким флагом повезет военный груз зафрахтованное вами судно.
Это ведь не совсем правильно, а может даже и подло, министру такой огромной страны, как наша, говорить высоким слогом о защите прав судовладельца возить по мировому океану грузы, не запрещенные мировым сообществом, и в то же время не замечать, как сомалийские пираты растерзали наших моряков на т/х «Beluga Nomination». А несколько раньше не принять никаких мер по защите трех россиян на т/х «Faina». Вот вам и история про «барона» Бута и «не барона» Колобкова.
Капитан т/х «Faina» Колобков тоже ведь вез незапрещенный груз для свободолюбивого народа Кении. Груз – танки, гранатометы и другая дребедень – принадлежал дружественной нам Украине. Судно, мирно идущее в открытом для плавания океане, было захвачено пиратами, у капитана не выдержало сердце. После его смерти тело пять с лишним месяцев держали в холодильнике, и никто не нашел слов утешения для его вдовы Елены Колобковой. Ни министр Лавров, ни Президент, ни Премьер-министр. В это время в водах Аденского залива крейсировал «Неустрашимый». На то, что он подойдет и станет штурмовать «Фаину», никто и не надеялся, однако просто подойти близко и показать пиратам, – а прежде всего, нашим ребятам – что Родина рядом и не оставит своих в беде, они могли бы. Но не было такого распоряжения…
А в это время на небольшом расстоянии от «Фаины» стояли на страже, попеременно сменяя друг друга, два американских «сторожевика». Дабы не допустить перемещения оружия из трюмов на берег. Американцы нашли для сомалийских бандитов нужные слова, чтобы те знали, что все шлюпки, отходящие от судна, будут досматриваться, и слово свое держали. Командир американского корабля постоянно переговаривался с принявшим на себя обязанности капитана «Фаины» Никольским, и был в курсе всех дел на борту судна. Но министр Лавров об этих делах не знал. Да и зачем ему знать, там же был не «барон»  – покойник Колобков...
Принцип, который исповедуют американцы, прост: гражданин Америки должен чувствовать себя под защитой своей страны в любой точке мира. Но российский МИД его не использует, поэтому наши молчали: это ведь не Бут. Нет, чтобы спросить командира «Неустрашимого»: как там «Фаина», стоит? Сгоняйте вертолетик, обсудите ситуацию с командующим Пятым американским флотом. Неужели американцы отказали бы принять тело покойного капитана и доставить на Родину, где металась в неизвестности его вдова, дочь, родители? Молчание...
Если кто-то посетит Серафимовское кладбище в Санкт-Петербурге, то неподалеку от центрального входа увидит могилу Владимира Колобкова. Памятник поставила на собственные деньги его вдова – тоже, соответственно, «не баронесса», – которая, конечно, поехала бы в Сомали, если бы у нее были деньги, хотя бы сотая часть того, что есть у жены «барона». И вела бы любые переговоры по спасению своего мужа. Но не министр Лавров – у него другие заботы, «баронские». Вот спасать гражданина России Виктора Бута – это святое дело, и за это министру низкий поклон.