Как оценить...

Михаил Желамский
          Задумался я тут над вопросом – как же оценить сложившуюся на сегодняшний день ситуацию?  Инновационный результат мной получен, но никто как-то не спешит его поддерживать, включая Минобрнауки, Минпромторг, опытные конструкторские бюро, когда-то ставившие задачу, ведомственные институты, ответственные за развитие различных отраслей, бизнес, инновационные фонды типа «Сколково», АСИ, FASIE, и многие другие, короче – никто! Причем, актуальность решенной проблемы очевидна, достаточно посмотреть на развитие аналогичных технологий за рубежом. 

Первая причина понятна – текущий момент в нашей любимой и долбанной стране, когда никому ничего не нужно, кроме немедленной прибыли.  Когда я доведу проект до стадии прямой демонстрации всех возможностей, все бизнесмены кругом проснутся, и начнутся продажи. Но эта  гипотеза не объясняет всех происходящих событий, т.к. прибыль от моего проекта наступит немедленно, первому же реальному партнеру, но и  этого не происходит. Почему?

Попробуем провести некий краткий анализ в сослагательном наклонении – а что было бы, если  бы по тому же пути я шел стандартным путем, не используя свойственные мне радикальные шаги, только и позволившие приблизиться к реальному результату.   

Посмотрим – что стало, например, с институтскими коллегами, с которыми я когда-то начинал свою научную деятельность. Я ведь там всех знаю, и могу оценить их достижения к сегодняшнему дню – уж там точно никто радикальных шагов не совершал с момента моего ухода. 

Итак, по сведениям обновленного сайта данной организации  – в институте более ста докторов и кандидатов наук. Однако, имена представлены только для трех «начальников» крупнейших структурных подразделений.  Я их знаю с молодых лет.

Не составляет проблемы проверить в интернете, что ни у кого из троих нет публикаций в открытой печати.  Одна – две «братских могилы» на тему «Технические параметры …очередной железки…» ничего не значат, ибо «техника – не наука» как говорит мой любимый профессор Солопченко - научный консультант моей текущей версии докторской диссертации. Личных монографий у троицы нет тем более. Докторские диссертации каждого из них, судя по названиям,  претендуют на создание мира. Чаще всего это «Разработка принципов и методов…»  – то есть присвоенные результаты многолетних работ тысячного коллектива, не содержащих научной новизны.  Такие диссертации, защищенные в «своих» диссертационных советах, члены которых каким-то образом зависимы от диссертантов – носят характер не результата напряженного труда ученого, а всего лишь зачета за лояльность к руководству, проявленную на протяжении многих лет.

А у меня все есть! И то, и другое, и третье.  Стоит ли говорить – сколько ссылок «вываливается» из интернета на мою фамилию?  Каждый может проверить.

О чем это говорит? Научно – исследовательским институтом руководят не ученые. Или иначе – не ученые руководят данным институтом.  Я всех знаю – никто из троих никогда не занимался практической деятельностью.

Еще в период СССР, я помню – в институте начался процесс разделения сотрудников на верблюдов и всадников, вызванный сменой поколений руководящего состава.  Ни один из тогдашних тружеников – верблюдов не поднялся до упоминания имени на сайте. Упомянутая троица – всадники, узурпировавшие свои позиции вопреки здравому смыслу. Только они все «опущенные», т.к. личной научной ценности не представляют, а выступают лишь в роли вертухаев.  Очевидно, что науки институт с таким руководством давать не может. Личный творческий вклад каждого и в сумме – равен нулю.

Вы спросите - а где же остальные доктора и кандидаты?   Те, которые изо всех сил поддерживали административный рост нынешних всадников. Мне ли не помнить, как эти люди бегали к нынешним начальникам то порознь друг против друга, то все вместе против меня, заверяя начальство в своем верноподданнейшем почтении, и надеясь на свою дальнейшую независимость?

Теперь их нет вообще, не упоминаются! А при мне еще все были на старой версии сайта института. Куда же они делись? Туда же, куда и первые большевики в России – любая революция поедает своих героев. Кричали о поддержке?  Выжигали все ростки творчества? Изгоняли инакомыслящих? Теперь и до их очередь дошла – никого нет.

Отдел сверхпроводимости, в котором я работал до 2002 года, представлен на сайте института (прошу сесть, чтобы не упасть!) – несколькими датчиками (температуры, деформации, магнитного поля), которые я придумывал с моим другом Колей Горбачуком из Киева, еще в 80-е годы прошлого века. Я уже 10 лет как ушел из института, но ничего более вразумительного, чем мои датчики, многочисленный отдел сверхпроводимости выставить не смог.  Более того, я утверждаю, что и этих датчиков в отделе нет  с момента моего ухода.  Это было бы очень смешно, если бы не было так грустно…

Почему так? Ведь были же и другие проекты? КВПТО, ЛИС-12 перед этим и другие, включая мои многочисленные разработки. А потому, что тоталитарная система не подразумевает признания чужих результатов. Для системы лучше вообще ничего не упоминать, чем называть имена причастных людей. За что боролись, господа, на то и напоролись!

О чем это говорит?  Ничего нового за последние годы не появилось. В таких условиях мне там ничего бы не дали сделать. Не было бы вообще никаких результатов.  А так – результаты есть, и сколько угодно, и ещё будут.   

Важно отметить, что моральный климат в таком «институте» соответствующий – недостаток научной потенции у этого народа всегда сопровождался чрезмерно завышенными амбициями, которые создавали невыносимую среду обитания еще во времена  моего присутствия там. Теперь, когда все дыры наружу заткнуты, и вольнодумство пресечено выстроенной за эти годы вертикалью власти, я уверен, что производственные отношения между «сотрудниками» отравлены настолько, что влияют и на окружающий мир.  Копирование же таких отношений на другие организации и создает общий градус агрессивности в отечественной научной среде, мешающий любому распространению прогрессивных идей в стране, о чем я говорил в начале.   

Если бы я не ушел из института, в котором работал 26 лет – эти нынешние «ученые» давно довели бы меня до инфаркта административным давлением. И уж точно не дали бы добиться никаких реальных результатов.  А я пришел в институт ради науки, и поэтому мне всегда было и остается неинтересно заниматься интригами, в которых погрязли институтские коллеги.

Аналогично, если бы я недавно не ушел из бизнеса, в котором работал 10 последних лет  – тоже добром не кончилось бы, т.к. не так просто сидеть среди дилетантов  многие годы, не получая признания, а взятую проблему я решил так, что ничто уже не держало в той конторе.

Можно и дальше развивать эту мысль - если бы я не ушел от бывшей жены, с которой прожил до этого 37 лет  – она точно заморила бы меня до смерти своей стервозностью – другой версией того же административного ресурса.

Отсюда мораль - все это не настоящее – ни наука в рассматриваемом институте, ни бизнес в ЗАО на современном этапе, ни даже семья в предлагаемом виде, ибо любые формы командной работы в нашей системе ценностей есть лишь обман населения, направленный на присвоение персональных заслуг пассионарных личностей, поставленных под гнет административного ресурса.

В действительности, остается  только то, что сделано своими руками, достигнуто личными, индивидуальными  усилиями.

Слава тебе, Господи, что все произошло именно так, как произошло! Хотя, не исключаю, что данный вывод может показаться противоречащим привычным установкам человека, воспитанного на доверии власти. Только прогресса и удовлетворения такое доверие не дает.

Таким образом, больше я в наёмные работники – ни ногой, никогда. Нечего там делать нормальному человеку, ничего там не будет, т.к. не может быть никогда при таких начальниках, воспитанных существующей системой ценностей. Наёмный труд в данной системе подразумевает чисто исполнительскую роль, или наличие начальника  - как мы видим, некомпетентного, но «ставящего» задачу, что неприемлемо  для творческого человека. А вертухаем я никогда не был, и мне эта роль неинтересна.

Внутренний голос, деформированный влиянием большевистской идеологии, призывает: «Иди, просись куда-нибудь – возьмите меня, ребята!», но опыт и приведенные рассуждения однозначно показывают полную безнадежность такого мероприятия в нашем сегодняшнем обществе.

Таким образом, начинается новый этап жизни – дальнейшее развитие результатов, достигнутых личными усилиями, но уже без «начальников», дай им Бог долгих лет жизни подальше от меня.  Результат удивительный, даже для меня…