Управление рулём на дорогах судьбы

Игорь Караваев 2
          В детстве и юности я часто слышал, как тепло родители говорили о своих многочисленных давних друзьях, и поэтому хорошо знал их имена. Не раз они упоминали и о Пете, Петре Галкове - однокашнике отца по училищу.

          Достаточно рано научившись читать, я с упоением предавался этому занятию, причём интересовался не только подходящими мне по возрасту «Весёлыми картинки» и картонными «книжками-раскладушками», а  вообще всем подряд.

          Каждый месяц нам приходил очередной номер «Морского сборника», и я сначала просто рассматривал в нём заинтересовавшие меня картинки и фотографии, а потом всерьёз пытался изучать и все публикации.
 
          Однажды в «Морском сборнике» я наткнулся на статью Петра Галкова «Управление рулём». Почти ничего в ней тогда не понял, но был восхищён: надо же, где напечатали отцовского друга!

          Вскоре после этого дядя Петя Галков оказался проездом на Севере, где служил отец, и побывал у нас в гостях. Я почти забыл об этом, но...

          Во время своей офицерской службы я по воле судьбы оказался в 18 дивизии подводных лодок, даже не зная, что для моей семьи она родная: ведь у нас в доме было не принято называть тактические номера подводных лодок и истинные наименования войсковых частей.

          18 дивизия в восьмидесятые годы только-только пришла в Западную Лицу из Гремихи. А я лишь после перевода в эту дивизию сделал поразившее меня открытие, что в ней с самых первых дней её существования служил мой отец (в Оленьей губе, а потом в бухте Ягельной, нынешнем Гаджиево). Сначала он был командиром подводной лодки «К-107», а потом стал начальником штаба (вторым по счёту после В.Д. Золотухина).

          В один из дней, замещая командира своей лодки, я прибыл на доклад к Василию Ивановичу Плотникову, начальнику штаба дивизии. Василий Иванович с улыбкой вручил мне тоненькую брошюру. На её обложке я прочитал имя автора - П. Галков - и знакомые слова: УПРАВЛЕНИЕ РУЛЁМ. А на титульном листе оказалась уже заметно выцветшая дарственная надпись синими чернилами: «Борису Караваеву от автора. Бухта Ягельная, 1963 г.»

          Василий Иванович нашёл её, разбирая книги в своём кабинете, и решил вернуть владельцу. Брошюра была забыта отцом в его каюте на штабной плавказарме - но в этом не было пренебрежения к её автору. Просто она случайно оказалась зажатой между многочисленными наставлениями, пособиями и прочей служебной документацией в ту горячюю пору, когда отец, в очередной раз вернувшись с моря, вынужден был в предельно сжатые сроки сдавать дела и должность своему преемнику, Н.С. Борисееву.

          Книжка пережила два перехода нашей дивизии из одной базы в другую и множество переездов в разные каюты и кабинеты на плавказармах и на берегу, через которые за неполных тридцать лет прошло двенадцать начальников штаба...

          Я привёз её в Пермь, куда, в конечном итоге, переехали родители, и передал отцу. Он был удивлён и растроган.
 
          Я понял, что эта тонкая скромная брошюра оказалась для отца не только памятью о друге, которого к этому дню уже не было в живых, но и приветом из давно ушедшей молодости - непростого, нелёгкого, а временами даже страшного, но такого невыразимо прекрасного времени!..