Третий этап, 3, 1. Национальная Культура

Луцор Верас
     Поздняя морозная осень 1946 года. Подросли ребята – стали женихами. Девочки заневестились. Лидером подрастающего поколения на разъезде был Семён Срибнык. По его инициативе, холодными осенними и зимними вечерами, парни и девушки ходили по домам и забирали с собой детвору, с четырёхлетнего возраста и старше. Собиралась молодёжь там, где был общественный ток, где стояли скирды. Пришла советская власть, отобрала землю, и людям уже больше не придётся обмолачивать свои хлеба. На месте, где стояли скирды, через два года построит себе дом переселенец Котовенко. Молодёжно-детские вечера, которые проводил у скирд Семён, были не только для всех нас праздниками, но и прощанием со счастливым незаполитизированным детством. То было и прощание с украинской национальной культурой, с народной традицией, ибо тотальная русификация порабощённых Россией народов набирала обороты.
     Поздними вечерами мы зарывались в солому. Нам было тепло и уютно. Холодный, чистый воздух был кристально чист и насыщен ароматами нашей родной степи. В тёмно-синем небе мерцали яркие звёзды – глаза небесных существ. Семён Срибнык начинал рассказывать свои чудесные сказки и сказания. Казалось, что Семёна слушали не только дети и молодые люди, но и звёзды прислушивались к тому, что рассказывал Семён. Вероятно, Семён был автором всего, что он нам рассказывал, потому что ничего подобного я в жизни не читал и не слышал. Во всех сказаниях Семёна, так же, как и во всех украинских сказках, все герои были подобны Котыгорошку. Они своим трудом, своим старанием и умением, но не волшебством и счастливым случаем, становились победителями. Эти сказки воспитывали хорошую совесть в человеке.
     Под звуки красивого голоса Семёна и его чудесных сказаний некоторые дети засыпали. Уснувшую детвору на руках парни и девушки разносили по домам. Такие детско-молодёжные вечера не были особенностью местного значения. Это была национальная традиция, так было во многих украинских сёлах. Лучшего метода воспитания любви к своей родине, к своей национальной культуре, придумать невозможно.
     За железной дорогой, рядом с разъездом, был древний курган. В зимние вечера до глубокой ночи дети, подростки и молодёжь катались на санях с кургана. Катались ночью, но не днём. Синее-синее небо с яркими мерцающими звёздами и полной луной делали заиндевевшие деревья и заснеженную землю фантастически красивыми! Было очень весело. Мы не просто катались. Семён придумывал всевозможные игры. Домой мы приходили в мокрых одеждах, иногда с синяками на своих мордашках, но весёлые и довольные. Родителей наших это не очень радовало, или же они делали вид, что недовольны нашим видом.
     Тёплой осенью на разъезде была свадьба. Мне удалось увидеть настоящую украинскую свадьбу! Незадолго до свадьбы, жених и невеста в свадебных нарядах ходили по дворам, кланялись в пояс хозяевам и приглашали их на свою свадьбу. На невесте было множество разноцветных лент и красивый венок на голове. Она была одета в традиционно украинский национальный наряд, а жених был одет в чёрный костюм с белыми цветами на груди. Красивая пара!
     Жених и невеста жили по соседству. Тем не менее, в день свадьбы жених на тройке лошадей, в сопровождении нескольких подвод со своими друзьями уехал колесить по сельским дорогам и близлежащим сёлам. Жених прощался со своей беззаботной холостяцкой жизнью. Примерно через час они заехали на разъезд совсем не с той стороны, откуда их ждали. Двор невесты охранялся ребятами и мужиками. У них в руках были колья, которыми никто никого бить не собирался. Ворота во двор были открыты, но посреди ворот горел костёр, а рядом стояла охрана. Жених попытался сходу на тройке въехать во двор, но лошадей остановили. Одновременно с этим друзья жениха попытались прорваться во двор невесты через забор, но и здесь защитники отстояли честь невесты и её двора. Тогда со стороны жениха к воротам подошёл мудрец. Со стороны невесты к воротам тоже подошёл мудрец. Мудрецы начали торговаться, но основной целью было словесное состязание между двумя умельцами. Разговор шёл в стихотворной форме. Всё говорилось в склад и в лад. То был спектакль. Да еще, какой спектакль! Такого не увидишь и не услышишь нигде. Это неповторимо! После мирного договора и оплаты за проход во двор невесты, жених со своей свитой чинно вошёл во двор. Затем жених с невестой уехали в поселковый совет Камыш-Заря для регистрации брака.
     Я не знаю, когда приглашённые на свадьбу люди садились за стол, ибо во дворе невесты звуки баяна, бубна, песен, частушек и гопака не прекращались до поздней ночи. На второй день свадьбу гуляли уже во дворе жениха. Свадьбы обычно гуляли по три дня.