К 70-летию писателя Владимира Моргана

Володя Морган Золотое Перо Руси
            ТРЕТЬЯ СТРАЖА АРТИНКАРНАЦИИ


    В начале всего ныне оживлёно происходящего в культурной жизни русского  Монреаля была «Артинкарнация Джона Леннона» 2011 года. С прилюдным отжиганием портрета великого музыканта и властителя умов прошлого века на дереве. Затем – «Артинкарнация Пушкина». Сценаристы, режиссёры и ассистенты – члены художественной семьи Гамбаровых-Галицких. В русле общей концепции, выношенной и разработанной главой семейства Виталием Гамбаровым. Традиционно Artincarnation  представляет собой  пьесу-перформанс, где основными пластическими образами являются танец и музыка, певческий голос, поэзия,
живопись и скульптура.
    И, вот, наступила третья артинкарнация.  Как третья стража или Tertia vigilia...
    ...Я, наконец, на третьей страже.
    Восток означился, горя,
    И обагрила нити пряжи
    Кровавым отблеском заря!
          (В. Я. Брюсов, Tertia vigilia). 
   Третья монреальская «Артинкарнация» отлична от двух предыдущих тем, что перед зрителем происходило не концертное действо символического перевоплощения некоего абстрактного духа творчества, а как бы овеществлённое вселение этого высокого духа в живого и конкретного  человека. Перформанс  был приурочен к 70-летию эмигрантского поэта, писателя и журналиста Владимира Моргана (Volodia Morgan).
   От двух предыдущих сохранилась в перформансе всепокоряющая и непобедимая цифровая символика. 07.07, 7:00 пополудни - это дата и время перформанса.  Итак, 70, 07.07, 7:00. От простого сочетания  цифра возникает легкое головокружение  и тревожное ожидание какой-то перспективной радости. 
   В изысканных фиолетовых тонах, ассоциирующихся с аристократизмом и богатством, проходила «Артинкарнации Пушкина». Но, как одежда определяет внутреннее содержание человека, так и место нового перформанса  одухотворяло собой и зрителей, и участников. 

На открытом воздухе, в редкостном месте Монреаля, возвышенном в буквальном и переносном смысле над городом, проходила встреча с прекрасным. В околотке богатого Уэстмаунта (Westmount), по адресу 1918 Boulevard Ren;-L;vesque Ouest, corner of Rue du Fort состоялась «Артинкарнация поэта Владимира Моргана». В двух шагах от монреальского Бродвея под названием Сан-Катрин рю. Официально, с 23  сентября 1990 года на обширных прежде лугах расположился здесь Le Jardin du Centre Canadien d'Architecture.  Как тут не вспомнить И.С.Тургенева: «Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина Луга».   
   С дороги, по южной стороне Рене-L;vesque, видно, как славно декорирован  Садово-парковый комплекс  Канадского Центра Архитектуры (Museum of Architecture) под руины западно-европейской   средневековой крепости  (Сastle) с обводным рвом  и с подъёмными мостами под канадскими клёнами. Впрочем, вся Америка до сих пор похожа на этакую укреплённую фортецию: ни пройти, ни проехать. Цитадель возведена монреальским архитектором  Мелвином Чарни (Melvin Charney). После восхождения в неё, как в эмиграцию, перед глазами завороженных посетителей открывается просторный внутренний дворик. Высоко, чтоб никто не унёс, на массивных стальных колоннах уютно, как скворечники, расположились макеты достижений мировой архитектуры всех времен и народов, а также сумасшедшие проекты будущего, отображающие полёт человеческой мысли. От античного Парфенона до сооружений Корбюзье и далее со всеми остановками.
   Видовая, смотровая и экспозиционная  площадка внутри замка засыпана гравием и предназначена также и для культурно-массовых мероприятий.  Центр её представляет собой полукруг  античного амфитеатра с ареной и белокаменными ступенями для зрителей. Впрочем, в ходе перформанса всё смешалось. Как и было задумано: кому ранняя смерть, кому долголетие и слава, а кому бессмертие.
    Широкая, завораживающая  панорама Монреаля,  одухотворяющее столкновение несусветно-яркого солнца в этом году  и легкого вечернего бриза, чувственное трепетанье зеленой листвы на фоне засукровевшего от времени строительного кирпича. Всё что хочешь: аэрарий тут тебе и солярий - залюбуешься и отдохнешь сердцем.
    И вот, сплошной непрерывной кинолентой – одно за другим - пошёл разворачиваться праздничный перформанс.
    Уставший от болезней и крутого возраста семидесятилетний и седовласый дважды эмигрант, поэт, писатель и журналист Владимир Морган восседает по центру на условном королевском троне.
Артист Алексей Плотников в трепетных  белых одеждах архангела и с мощным гусиным пером  в руках, похожем на королевский плюмаж,  декламирует знаменитое стихотворение Владимира Высоцкого «Поэтам и прочим, но больше – поэтам» (1971 г.) на темы литературной жизни:
«Кто кончил жизнь трагически - тот истинный поэт,
А если в точный срок - так в полной мере.
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же - в петлю слазил в "Англетере".
        ...Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр!
        Томитесь, как наложницы в гареме:
        Срок жизни увеличился, и, может быть, концы
        Поэтов отодвинулись на время!»
       Да, всё имеет свой срок и значение. «Не верь благополучным старикам» писал в 70-ходах прошлого века ленинградский тонкий лирический поэт Семён Ботвинник. И это вызвало переполох в партийных советских кругах. Потому что «благополучными стариками» в том обществе были «старые большевики». Пётр Ершов написал сказку "Конёк - горбунок" в девятнадцать лет и стал знаменитым сказочником, дожив до 54 лет. В 59 лет знаменитый мастер политического памфлета Джонатан Свифт написал «Путешествия Гулливера», дожив до 78-летнего возраста. В 1972 году Морган брал радиоинтервью у Владимира Высоцкого, воспоминания о котором были опубликованы в виде интервью-эссе в  различных изданиях (даже в китайском)  под заголовком «Пусть впереди большие перемены».  А первое поэтическое произведение Владимира Моргана было опубликовано в районной газете, когда он учился в 8-м классе, и директор школы собственноручно выставил стихотворение своего талантливого ученика на школьной доске объявлений для всеобщего обозрения. 
     Пышное, не только как плюмаж  королевской шляпы, но и как плюмаж индейского боевого убора, символическое перо в цитадели из рук Огласителя переходит в руки Поэта, в роли которого выступает монреальский поэт Владимир Радкевич.
«Мой Иисус»:               
«Мой Иисус нёс по жизни добро,
От натуги в паху моём грыжа,
А в награду - помоев ведро.
Я прозрел, выпив ржавую жижу.
Мне б уста на замок, я - кричу,
Мне б лизнуть, укушу я до боли,
На алтарь мне б поставить свечу
А я душу топлю в алкоголе.

Жизнь пошла как щепа на излом,
Просит жрать как ботинок дырявый
Что случилось со мной, поделом
Не для денег я жил, не для славы.
Не Пилат меня гонит на крест,
Не священник всея Иудеи
Тот один был пророк, он воскрес,
С деревянной табличкой на шее.
Переменчива мода порой
Устарели о чести понятия,
Современный Иуда – герой!
На груди золотое распятие...
Мой Иисус, полюбить не готов
И в ближайшее время не сможет
Всех подряд, умных, злых, дураков.
Помоги, вразуми меня Боже!». 
   После Поэта в амфитеатре образуется цепочка стиходельцев - непрерывная, объединяющая всех цепочка поэтического и творческого духа. Вот звучит острое и самобытное стихотворение художницы Стефани Гамбаровой:
      «В земли Сангрии и сладких духов
      Я отправляю своих пастухов.
      Стрелка зажжется на светофоре -
      Вскрою конверт с описанием роли...»
   Свои многозначительные стихи с посвящением юбиляру читает бард и композитор Владимир Томшин:
      «Ко мне он обратился, сказав всё не спеша:
      -Летать должно не тело. Летать должна душа».
   В золотых брызгах заходящего солнца  проходит «официальная часть» артинкарнации.  Президент Союза Художников Северной Америки Нина Галицкая (Гали) озвучивает официальную формулировку: «За вклад в русскую литературу и в связи с семдесятилетием поэта и писателя Владимира Моргана UNION DES ARTS DE L'AMERIQUE DU NORD награждает его легендарным мечем Экскалибур и посвящает  в «Рыцари духа».
   Легендарный двуручный обоюдоострый меч короля Артура вызвал из небытия к новой жизни замечательный русский скульптор, один из авторов знаменитого памятника «Молох тоталитаризма» Виталий Гамбаров. По собственным представлениям о мечах и о прекрасном он   сковал Экскалибур из бронзы, латуни и стали, изукрасив его драгоценными и полудрагоценными камнями. Длиной около полутора метров и нешуточным весом около семи килограмм.   
    Со времён античности мечи были одним из самых главных видов оружия. Меч навсегда  стал символом воина - защитника родины. Символические изображения мечей вошли в геральдику, превратились в  героев модерной фэнтезийной и научно-фантастической литературы, породили немало  афоризмов и поговорок. Среди них (на вскидку),  «кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет», «мой меч – твоя голова с плеч». И уж, конечно, возникает прямая ассоциация с пушкинским стихотворением «Во глубине сибирских руд»:
         «Оковы тяжкие падут,
         Темницы рухнут — и свобода
         Вас примет радостно у входа,
         И братья меч вам отдадут».
    Меч-кладенец,  называемый Экскалибур (Калибурн — Caliburnus в латинском оригинале), впервые появляется в  хрониках «Деяния королей Британии», а позже в легенде о короле Артуре.
     -Самое интересное,- говорит создатель Экскалибура            скульптор, художник и философ Виталий Габмаров,- про короля Артура, что это наша российская легенда, она встречается у древних тюрков Алтая и на севере Кавказа у аланов (осетин), адыгов, на Урале и других народов проживающих на просторах России...
 И это действительно так.  На титул самого древнего меча в мире на сегодняшний день, сообщает Википедия,  претендует бронзовый меч,  найденный российским археологом А. Д. Резепкиным в каменной сарматской гробнице на территории России  в ходе раскопок Майкопской археологической культуры. В настоящее время он экспонируется в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Этот бронзовый меч (общая длина 63 см, длина рукояти 11 см) датируется второй третью 4-го тысячелетия до н. э.
   Меч-кладенец - наименование оружия нескольких богатырей из древнерусского фольклора. Обычно они попадали в руки ратоборца из какого-либо тайника.  При этом, для владения мечом требовались специальная физическая подготовка воина, длительные тренировки и годы практики.  Но главное, волшебный Меч-Кладенец придавал непобедимость только человеку с чистым сердцем и с чистой совестью. Не аттакеру, не завоевателю, а защитнику и освободителю.
    В состав жюри  Академии Духа по награждению (UNION DES ARTS DE L'AMERIQUE DU NORD) 2012 года, помимо Президента Нины Галицкой и создателя  Экскалибура Виталия Гамбарова, вошли Художественный руководитель Мариинского театра и главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра Валерий Георгиев, Заслуженный артист России, создатель и художественный руководитель монреальского Театра Вторая Реальность (Theatre Deuxieme Realite) Александр Марин,  заведующий кафедрой эпидемиологии в Университете Южной Калифорнии Дункан Томас.
     По поручению Генерального куратора Международного конкурса «Национальная литературная премия» Светланы Васильевны Савицкой Президент UNION DES ARTS DE L'AMERIQUE DU NORD Нина Галицкая  лично прикрепляет к пиджаку Владимира Моргана  нагрудный знак победителя "Золотое перо Руси" и орден Г.Р.Державина "За верное служение отечественной литературе" с вручением сертификата  за подписью Президента   Московской городской организации Союза писателей России Владимира Георгиевича Бояринова.
   После чего  в праздничное  дело юбилейного перформанса вступает тяжелая артиллерия  (или легкая кавалерия?) знаменитого танцевального  ансамбля «Клеопатра» под руководством несравненной Надежды Черкашиной.
    Танец, по общему просвещённому мнению, - это некое физическое упражнение в канун любви. Как нынешняя виагра. Непревзойденная, обворожительная, непобедимая Надежда Черкашина и её детище "Клеопатра" завораживают каждого. И поднимают мертвого из гроба. В том числе и юбиляра. На подъёме духа он вынужденно плясал «Танец с саблями» среди сверкающих стальных клинков и мелькающих перед глазами женских прелестей.

 
   
 -Мне, конечно, приходилось бывать на сцене, но никогда в жизни,- заметил после торжества запыхавшийся, но возрождённый к жизни Морган,- я не предполагал, что буду выступать на арене вместе с красавицей Надеждой и её «девочками»! Вспоминается библейская притча о бывшем пастухе и пращнике, победившем Голиафа. Став царём, Давид отстроил тихое селение Иерусалим в большой город и  возвёл Первый храм для Ковчега Заветов. Коганы несли на носилках каменные Скрижали дедушки Моисея, а Давид раздевшись до гола, скакал, вот именно, перед носилками  в упоении и на виду у всех ротозеев, свесившихся со стены. Священники были очень недовольны вульгарным поступком царя-вседержителя. И тогда сказал Давид: «Это я от радости, бог удостоил меня такой высокой чести и доверия!».
   С забавными интонациями читает признанный монреальский острослов и сатирик  Исаак Рукшин свою шутливую оду «На получение Владимиром Морганом отечественного ордена Г.Р.Державина»:
     «В те дни,когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
К тебе на праздник Юбилея
Хотел прибыть в твои места,
      Но самолёты не летали,
Лишь в сказках слышали о них,
К тому же, визу мне б не дали,
Я пребывал в невыездных!?
      Весьма влиятельные лица,
Чьё кредо: «Фас! Ату! К ноге!»
Закрыли для меня границу,
Пускали только в СНГ.
      И приходилось мне держаться-
Всегда ж надзор жандармов крут,
Чтоб невзначай не оказаться
Во глубине сибирских руд.
      Пародий и Сатиры данник ,
За каждый вольнодумный стих
Не вылезал из ссылок дальних,
Да из Михайловских своих.
      Когда мешают жить невежды,-
(Они страшней, чем дураки),-
И ты Oпору и Hадежду
Себе на помощь привлеки.
      Язык Великий и Могучий,
Правдивый и Свободный наш,
Я верю, не упустишь случай
Неправду взять на карандаш.
    А выбор твой мне так понятен,
Всё осознать хватило сил,
Хоть «дым Отечества нам сладок и приятен»,
Но он удушием грозил.
      Здесь твой талант полней раскрылся,
Ты столько книжек написал,
Что я, прости, со счета сбился
И далеко ещё финал.
      Писатель эмигрантской темы,
Невидимых Отчизне слёз,
В душе и сердце, как и все мы,
С собою Родину увёз.
      Живешь сейчас в стране кленовой,
От милой Родины вдали,
Но получаешь орден новый
«Во славу Русския земли».
      Да будет путь твой прям и светел,
Недаром на излёте сил
«Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил!»
   Ещё одно хлёсткое стихо И.Рукшина по условиям жанра называлось несколько длинновато  «В честь 70-летия Володи Моргана - Золотое перо Руси, его наградили легендарным мечом Короля Артура, возведя в рыцарское достоинство. Приветственную телеграмму сам король Артур прислал специальным рейсом»:

«Володя! Я могу без отчества?
Язык славянский возлюбя,
Моё Великое Высочество
Возводит в рыцарство тебя.
Я легендарный меч вручаю
Обычно подданным своим,
Которые, что твёрдо знаю,
Умеют обращаться с ним.
А иностранцам-иноверцам -
Лишь расположенным к добру,
Живущих дружеством, и сердцем
Навеки преданным перу.
Живёшь ты не во вражьем стане,
Но помни, для чего мечи...
Башки рубить ты вряд ли станешь,
Но кой-кого пощекочи!
Хоть это  глупых  не наполнит
Умом и добротой, зато 
Пустым завистникам напомнит,
Кто есть на этом свете - кто!
Ты можешь, (помяну в напутствии),
При мне бейсболку не снимать,
Сидеть легко в моём присутствии,
Употреблять слова «про мать».
Моё Высокое Величество
Двора шлёт love, любовь, l'amour,
Потом подброшу и наличности..
Твой Сюзерен - король Артур!»

   Кстати, съёмки кино, о котором метафорически упоминалось почти в самом начале этого занимательного отчета, шло своим ходом. У кинокамер хлопотали Дэйв Томас (Dave Thomas) и Стефани Гамбарова (Stephania V Gambaroff).
А  среди многих символических,  возвышенных и реальных фигур зрителям особенно приглянулся оставшийся безвестным «Ратоборец» - ассистент режиссера, смело принявшем на себя обязанность бороться с Солнцем. С какой-то дерюгой в руках он был неподражаем, как библейский Яков, некогда боровшийся с самим Богом. Было явственно видно, как солнце беспощадно выкручивает ему руки.
   В ответном, благодарственном слове к землякам за признание, Владимир Морган прочел своё стихотворение

                To my Friends:

                Мои друзья, живущие и присно,
                Спасибо вам, что старый друг ваш - я.
                Прожектором любви своей неистовой
                Вы осветили, выбрали меня.

                Спасибо вам, что выбрали меня!
                Когда другие что-то не простили,
                Вы, как отец ребёнка из огня,
                Мою живую душу выносили.
                И в ней теперь всего один изъян –
                Я к недругам неистов, безучастен...

                Но – помните? – своим не изменял,
                Был предан. И судьбою этой счастлив.

                Пусть вспыльчив был я,
                Жил, порой, капризно,
                Томился неудачами зазря.
                Но между вами тем уже я признан,
                Что в памяти есть место для меня.

                Я знаю, что у всех свои друзья.
                Но среди жизни, часто ненавистной,
                Мои друзья, избравшие меня,
                Спасибо вам, живущие и присно!
    Потрясающий, невиданный до того перформанс третьей «артинкарнации» завершился на открытой террасе монреальского модельера Натальи Полтавченко, неподалёку от метро «Вердан». На всех сошёл дух творчества.
Под шампанское, вино, водочку и закуску, предоставленную новым хозяином русского буфета «Браво», участники и гости перформанса под аккомпанемент сладострастных объятий  восхитительного персонажа артинкарнации, соблазнительной  Оли-Пули (артистка Ольга Денисенко), олицетворяющей собой  насильственную  смерть,  сопричастники, включая администратора Академии Кирилла Долгих, коллективно попели русские песни. Владимир Томшин исполнил одну из написанных им песен на эмигрантские стихи Владимира Моргана «Все мои встарь поумерли». Внучатая племянница композитора Арама Хачатуряна скрипачка  Гаяне Агабабьян исполнила  несколько классических мелодий и пожилой преподаватель литературы Елена Полтавченко - мама Натальи – прочла «на засыпку» литературные загадки. В частности,  малоизвестные стихи Максима Горького - прародителя литературного изобразительного метода, используемого под названием «социалистический реализм».
  Разошлись. Кто шумно, с поцелуями. Кто тихо, по аглицки. Оставив свои горячие пожелания на стенде для автографов. Главный результат: у всех артинкарнанщиков появился в Монреале свой манор - тот святой  клочок земли, к которому оказались сопричастны их судьбы, где – пусть всего лишь на короткое время - счастливо сочетались правда и вымысел...
                Э.Кержак,
                Оттава
 На снимке: Наш эмигрантский домишко 
1918 Рене-Левек-угол-Форт-Сад Архитектуры